Светлана Люлина
Конспект НОД по экологии «Что нам осень подарила»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для подготовительной группы ''Чудеса в осеннем лесу''
Цель занятия: углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период.
Задачи:
1. Образовательная:
- уточнение представлений о сезонных изменениях, приспособлении животных и растений к ним;
- продолжение работы по обогащению природоведческого словаря детей;
- совершенствование умения образовывать однокоренные слова;
- формирование умения вести координированный диалог между воспитателем и ребенком.
2. Развивающая:
Публикация «Конспект НОД по экологии „Что нам осень подарила“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- развитие умений различать деревья, зверей, птиц, насекомых;
- развитие умений рассказывать о подготовке лесных обитателей к зиме;
- развитие умений понимать закономерности природы.
3. Воспитательная:
- воспитание любви к природе;
- воспитание уважительного отношения к лесным обитателям.
Ход занятия
1. Воспитатель: – Ребята, посмотрите, у меня в руках большой круг.
Что он вам напоминает?
Правильно колесо. Вот здесь - отверстие для оси, вот - спицы.
- А, знаете ли вы, что давным- давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу?
Отсюда и название – круглый год.
Наше годовое колесо, или круглый год, разделено на 4 разноцветные части.
- Как вы думаете, что обозначают эти части? (4 времени года). Вспомните их названия.
2. – А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Собери картинку».
Возьмите со стола картинки. Рассмотрите их внимательно, подумайте, каким образом вы могли бы собрать три разных картинки.
На выполнение задания я даю одну минуту.
(Дети делятся на 3 подгруппы и собирают 3 осенние картинки, а воспитатель на доске выкладывает такие же картинки).
-По вашим картинкам мы и узнаем, о чем пойдет речь на занятии.
Какое время года? Что изображено на 1-ой? 2-ой? 3-ей картинках?
(ответы детей – начало, середина, конец осени) .
- У каждого времени года есть 3 сына. Что это за сыновья? (Месяцы) .
А какие у осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь) .
Знаете, ребята, я обнаружила кое-что очень интересное.
Давайте выпишем рядышком 1-ые буквы осенних месяцев.
1-ый осенний месяц «сентябрь» начинается со звука «С», обозначим его буквой «ЭС», 2-ое слово «октябрь» --со звука «О», обозначим буквой «О»,
3-е слово «ноябрь» --со звука «Н», обозначим его буквой «ЭН».
С О Н
Вот это слово и будет нашим «осенним» словом.
Воспитатель предлагает детям прочитать вместе слово.
-Я думаю, что неслучайно у нас получилось такое «осеннее» слово.
-Как вы считаете? (Ответы детей и обобщение с воспитателем) .
(Осенью вся природа готовиться ко сну, к отдыху; растения будут спать под снегом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом) .
Воспитатель обращается к детям:
-Ребята, вы наверняка многие из вас бывали в лесу. А в осенний лес сейчас, хотите попасть? (хотим).
Приглашаю в круг, (звучит спокойная музыка) .
А в лес попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг.
Теперь в ладоши хлопни раз.
Везде сереют небеса,
Везде одни только деревца.
Открывай скорей глаза.
. В лес приехали ура!
-Поиграем в игру «Вопрос – ответ».
•Как называется маленький лес? (лесочек, лесок)
•Как называется растение, растущее в лесу? (лесное) .
•Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом? (лесник, лесничий) .
•Сказочное существо, охраняющее лес? (лесовик, лесовичок) .
Обобщение воспитателя: Как много лесных слов вы знаете, молодцы.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
У каждого дерева и каждого куста есть листья, покажите на карточках, что было сначала, а что потом.
Пальчиковая игра «Раз, два, три» Играем в неё 2 раза.
Воспитатель: -Подумайте и скажите, почему в осеннем лесу так тихо?
- Не летают бабочки, жуки, божьи коровки, не звенят комары?
(Почуяв осенние холода, большинство насекомых в наших краях вообще не погибают, майский жук зарывается в землю, в глубокий сон впадают личинки и куколки комаров, бабочек, прячась под листом, в коре деревьев, повиснув под стебельками веток. Ящерицы, змеи заползают под корни старых деревьев или в трухлявые пни.)
Воспитатель обращает внимание детей на отсутствие голосов птиц.
«Еще ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как наступили холода и не слыхать их, и не видать, лишь изредка протрещит сорока, простучит дятел и тишина.»
Воспитатель: - Куда же подевались все птицы? (Ответы детей. Многие птицы осенью улетают, их называют перелетные) .
- Назовите перелетных птиц? (Скворцы, ласточки, кукушка, соловей, журавли, аисты, утки) .Куда и почему улетают? (Улетают в теплые края, потому что есть нечего, т. к. их пища –насекомые, но каждую весну возвращаются на Родину.)
Воспитатель: - Осенью птицы собираются в стаи. Одни летят только днем, другие – ночью, одни делают остановки на отдых и кормежку (журавли, гуси, скворцы, другие могут лететь весь день, без остановок на кормежку (ласточки, стрижи) т. к. ловят мошек на лету и только ночью отдыхают-Но многие птицы остаются с нами зимовать. Как они называются?
Каких зимующих птиц вы можете назвать? (сорока, воробей, синица, дятел, поползень) .
Чем они питаются, если все насекомые спрятались? ( Переходят на растительную пищу: семена растений, зерна, ягоды) .
-В лесу растут не только деревья, кустарники, мхи и ягоды, живут птицы и много разных животных.
-Кто же живет в лесу? (ответы детей).
Воспитатель выставляет на мольберт панно «Осень в лесу». Все животные лесные осенью готовятся к предстоящей зиме и холодам, но все по разному, все по своему, расскажите как.
«Одни делают запасы впрок: белка – грибы, орехи, желуди, семена, зерна; мыши – зерна; поползни – семена растений. Одни животные линяют (белка, заяц, лось, лиса, волк). Другие звери никаких кладовых не устраивают, они сами себе кладовые, просто у них откладывается под кожей жир, который проникает в кровь, как пища да и греет, п. ч. холода не пропускает. Вот и получается, что им не холодно и не голодно.
- Назовите таких животных (медведь, еж, барсук) .
А третьи животные – ничего не запасают, не укладываются спать, а продолжают вести активный образ жизни (лисы, волки, зайцы, лоси, кабаны) .
Воспитатель предлагает детям на карточках с животными отметить только тех, кто спит всю зиму.
Много жителей в лесу и всем здесь хватает места – никто никому не мешает, п. ч. ЛЕС является ДОМОМ для всех его обитателей.
Осень проходит и скоро уступит место зиме.
Воспитатель читает стихотворение И. Мазнина
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес.
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
Итог: - Вот и подошло к концу наше путешествие в осенний лес. Скажем лесу до свидание, пусть он отдыхает зимнюю порой, а весной вернемся вновь и будем наблюдать за его превращениями и чудесами.
Исполняется песня «Прощание с осенним лесом» Е. Машечковой.