МААМ-картинки

Конспект НОД по экологии «Что нам осень подарила»

Светлана Люлина
Конспект НОД по экологии «Что нам осень подарила»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие для подготовительной группы ''Чудеса в осеннем лесу''

Цель занятия: углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период.

Задачи:

1. Образовательная:

- уточнение представлений о сезонных изменениях, приспособлении животных и растений к ним;

- продолжение работы по обогащению природоведческого словаря детей;

- совершенствование умения образовывать однокоренные слова;

- формирование умения вести координированный диалог между воспитателем и ребенком.

2. Развивающая:

Публикация «Конспект НОД по экологии „Что нам осень подарила“» размещена в разделах

- развитие умений различать деревья, зверей, птиц, насекомых;

- развитие умений рассказывать о подготовке лесных обитателей к зиме;

- развитие умений понимать закономерности природы.

3. Воспитательная:

- воспитание любви к природе;

- воспитание уважительного отношения к лесным обитателям.

Ход занятия

1. Воспитатель: – Ребята, посмотрите, у меня в руках большой круг.

Что он вам напоминает?

Правильно колесо. Вот здесь - отверстие для оси, вот - спицы.

- А, знаете ли вы, что давным- давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по Солнцу?

Отсюда и название – круглый год.

Наше годовое колесо, или круглый год, разделено на 4 разноцветные части.

- Как вы думаете, что обозначают эти части? (4 времени года). Вспомните их названия.

2. – А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Собери картинку».

Возьмите со стола картинки. Рассмотрите их внимательно, подумайте, каким образом вы могли бы собрать три разных картинки.

На выполнение задания я даю одну минуту.

(Дети делятся на 3 подгруппы и собирают 3 осенние картинки, а воспитатель на доске выкладывает такие же картинки).

-По вашим картинкам мы и узнаем, о чем пойдет речь на занятии.

Какое время года? Что изображено на 1-ой? 2-ой? 3-ей картинках?

(ответы детей – начало, середина, конец осени) .

- У каждого времени года есть 3 сына. Что это за сыновья? (Месяцы) .

А какие у осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Знаете, ребята, я обнаружила кое-что очень интересное.

Давайте выпишем рядышком 1-ые буквы осенних месяцев.

1-ый осенний месяц «сентябрь» начинается со звука «С», обозначим его буквой «ЭС», 2-ое слово «октябрь» --со звука «О», обозначим буквой «О»,

3-е слово «ноябрь» --со звука «Н», обозначим его буквой «ЭН».

С О Н

Вот это слово и будет нашим «осенним» словом.

Воспитатель предлагает детям прочитать вместе слово.

-Я думаю, что неслучайно у нас получилось такое «осеннее» слово.

-Как вы считаете? (Ответы детей и обобщение с воспитателем) .

(Осенью вся природа готовиться ко сну, к отдыху; растения будут спать под снегом, некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом) .

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята, вы наверняка многие из вас бывали в лесу. А в осенний лес сейчас, хотите попасть? (хотим).

Приглашаю в круг, (звучит спокойная музыка) .

А в лес попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг.

Теперь в ладоши хлопни раз.

Везде сереют небеса,

Везде одни только деревца.

Открывай скорей глаза.

. В лес приехали ура!

-Поиграем в игру «Вопрос – ответ».

•Как называется маленький лес? (лесочек, лесок)

•Как называется растение, растущее в лесу? (лесное) .

•Как называется профессия человека, который ухаживает за лесом? (лесник, лесничий) .

•Сказочное существо, охраняющее лес? (лесовик, лесовичок) .

Обобщение воспитателя: Как много лесных слов вы знаете, молодцы.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

У каждого дерева и каждого куста есть листья, покажите на карточках, что было сначала, а что потом.

Пальчиковая игра «Раз, два, три» Играем в неё 2 раза.

Воспитатель: -Подумайте и скажите, почему в осеннем лесу так тихо?

- Не летают бабочки, жуки, божьи коровки, не звенят комары?

(Почуяв осенние холода, большинство насекомых в наших краях вообще не погибают, майский жук зарывается в землю, в глубокий сон впадают личинки и куколки комаров, бабочек, прячась под листом, в коре деревьев, повиснув под стебельками веток. Ящерицы, змеи заползают под корни старых деревьев или в трухлявые пни.)

Воспитатель обращает внимание детей на отсутствие голосов птиц.

«Еще ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как наступили холода и не слыхать их, и не видать, лишь изредка протрещит сорока, простучит дятел и тишина.»

Воспитатель: - Куда же подевались все птицы? (Ответы детей. Многие птицы осенью улетают, их называют перелетные) .

- Назовите перелетных птиц? (Скворцы, ласточки, кукушка, соловей, журавли, аисты, утки) .Куда и почему улетают? (Улетают в теплые края, потому что есть нечего, т. к. их пища –насекомые, но каждую весну возвращаются на Родину.)

Воспитатель: - Осенью птицы собираются в стаи. Одни летят только днем, другие – ночью, одни делают остановки на отдых и кормежку (журавли, гуси, скворцы, другие могут лететь весь день, без остановок на кормежку (ласточки, стрижи) т. к. ловят мошек на лету и только ночью отдыхают-Но многие птицы остаются с нами зимовать. Как они называются?

Каких зимующих птиц вы можете назвать? (сорока, воробей, синица, дятел, поползень) .

Чем они питаются, если все насекомые спрятались? ( Переходят на растительную пищу: семена растений, зерна, ягоды) .

-В лесу растут не только деревья, кустарники, мхи и ягоды, живут птицы и много разных животных.

-Кто же живет в лесу? (ответы детей).

Воспитатель выставляет на мольберт панно «Осень в лесу». Все животные лесные осенью готовятся к предстоящей зиме и холодам, но все по разному, все по своему, расскажите как.

«Одни делают запасы впрок: белка – грибы, орехи, желуди, семена, зерна; мыши – зерна; поползни – семена растений. Одни животные линяют (белка, заяц, лось, лиса, волк). Другие звери никаких кладовых не устраивают, они сами себе кладовые, просто у них откладывается под кожей жир, который проникает в кровь, как пища да и греет, п. ч. холода не пропускает. Вот и получается, что им не холодно и не голодно.

- Назовите таких животных (медведь, еж, барсук) .

А третьи животные – ничего не запасают, не укладываются спать, а продолжают вести активный образ жизни (лисы, волки, зайцы, лоси, кабаны) .

Воспитатель предлагает детям на карточках с животными отметить только тех, кто спит всю зиму.

Много жителей в лесу и всем здесь хватает места – никто никому не мешает, п. ч. ЛЕС является ДОМОМ для всех его обитателей.

Осень проходит и скоро уступит место зиме.

Воспитатель читает стихотворение И. Мазнина

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес.

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

Итог: - Вот и подошло к концу наше путешествие в осенний лес. Скажем лесу до свидание, пусть он отдыхает зимнюю порой, а весной вернемся вновь и будем наблюдать за его превращениями и чудесами.

Исполняется песня «Прощание с осенним лесом» Е. Машечковой.

Публикации по теме:

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Занятие для подготовительной группы «Чудеса в осеннем лесу»Занятие для подготовительной группы «Чудеса в осеннем лесу» Цель занятия: углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных в осенний период. Задачи: 1. Образовательная:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии «Что нам осень подарила»
Опубликовано: 23 марта 2015 в 21:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экологии «Что нам осень подарила»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Люлина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД