Анастасия Симакова
НООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
по речевому развитию для детей
подготовительной к школе группы общеобразовательной направленности
на тему
«Зима»
Образовательная область
«Речевое развитие»
Публикация «НООД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы на тему „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Цель: развитие речи детей
Задачи:
«Речевое развитие»
Активизировать словарь по теме «Зима»
Обогащать словарь притяжательными прилагательными
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными
Закреплять умение составлять предложения с заданными словами по схеме.
Развивать умение составлять рассказ о зиме, используя мнемосхему
Способствовать умению отбирать для рассказа из личного опыта самое интересное и существенное.
Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие
«Познавательное развитие»
Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
Обобщить и систематизировать знания о зиме.
Знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемотаблице.
Учить использовать полученные знания в играх.
Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
Продолжать учить детей разгадывать кроссворд
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.
Воспитывать любовь к родной природе
Интегрируемые области: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Оборудование и материалы: проектор, экран, мячик, конверт, ребус, репродукции с зимними пейзажами, презентация по теме «зима», «снежки», «рукавичка», схемы предложений, картинка, сладкое угощение, диск с фильмом, «сугроб».
Предварительная работа: рассматривание календаря – зимние месяцы, беседы о зимних месяцах, рассматривание альбомов, иллюстраций, экскурсии, наблюдения за зимними явлениями природы, составление рассказов по схемам, составление предложений по схемам.
Вид детской деятельности лежащей в основе непосредственно – образовательной деятельности: познавательная, двигательная, коммуникативная,
Форма работы с детьми: подгрупповая.
Место проведения: групповое помещение
Ход непосредственно - образовательной деятельности
Цель деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей Ожидаемый результат
1 часть – вводная
Дети играют в игру «Назови друга ласково»
- Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Только у меня есть условие: тот, кто поймает мяч, говорит соседу справа - Доброе утро и называет его ласковым именем, например, Мишенька.
- Молодцы! Ребята, сегодня утром я получила странное электронное письмо. Хотите посмотреть? Тогда пойдемте в музыкальный зал.
Психологический настрой на предстоящую деятельность. Создание образовательной ситуации Создаю атмосферу психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребёнка. Устанавливаю зрительный и психологический контакт с каждым ребенком.
- Ребята, проходите, рассаживайтесь на стулья.
1- ый слайд.
- Ребята, смотрите, на конверте написано
- группа «АБВГДейка», значит, точно нам. Как вы думаете, по конверту можно догадаться, от кого письмо?
- Да, картинки на конверте о зиме. Давайте его прочитаем.
2 - ой слайд. Вопросы со слайда. Звучит голос.
- Ребята, а знаете ли вы сколько времён года?
- Правильно четыре. Назовите их пожалуйста.
- Молодцы. Это - зима, весна, лето, осень. А какое время года у нас сейчас?
- Конечно, зима. Значит зима, это что?
- Молодцы, согласна с вами, зима - это время года.
- Ребята, в письме говорится о временах года.
3 - й слайд.
- Ребята, в письме еще что-то есть. Это ребус. Я думаю, он поможет нам узнать от кого же письмо. Давайте будем разгадывать ребус.
Переходят в музыкальный зал. Садятся на стулья. Проявляют заинтересованность.
Слушают содержание письма.
Отвечают на вопросы со слайда презентации.
Разгадывают ребус.
Психологическая готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания
Расширяются и закрепляются знания.
Мотивация детей на предстоящую деятельность Эмоционально вовлекаю детей в действие.
Ввожу элементы новизны.
Звучит музыка.
4 - й слайд.
- Совершенно верно это зима. Мы оказались во владениях Матушки-Зимы. Это она написала нам письмо и приготовила для нас задания и сюрпризы. Готовы их отгадывать?
5 - й слайд.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз).
- Молодцы, правильно, мороз.
6 - й слайд.
7 - й слайд.
Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег).
-Правильно, снег
8 - й слайд.
9 - й слайд.
В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет (изморозь)
- Да ребята, зимой бывает и такое явление
10 - й слайд.
11- й слайд.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима).
- Молодцы, правильно зима.
12й слайд.
- А как вы догадались?
- Молодцы, все приметы зимы назвали.
Дети смотрят презентацию отгадывают загадки.
Высказывают свое мнение, делают предположения. Называют приметы зимы.
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания.
Сформирован интерес. Активизация самостоятельного мышления: фантазирование, поиск решения проблемной ситуации.
2 часть – основная
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
Задаю вопросы, стимулирую процесс мышления, любознательность, интерес. Поощряю детей к высказываниям.
- Ребята, зима приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота!
Слайды 13-16
- Вам нравится зима?
- А вот и снежный комочек, который поможет вам сказать: какая зима. Передавая комочек снега друг другу, назовите какая у нас в России зима (зима холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая)
- Молодцы, вы назвали много правильных и красивых слов о зиме Дети отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.
Выражают собственные мысли, чувства. Передают снежный комок и описывают зиму. Проявляют речевую активность. Описывают зиму.
Получают информацию. Сформирована внутренняя мотивация на деятельность. Создана ситуация успеха. Расширение имеющихся знаний.
Актуализация. Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослыми.
Объяснение нового или расширение имеющихся знаний Задаю вопросы, стимулирую процесс мышления,
любознательность, интерес.
Поощряю детей к высказываниям.
Отвечаю на вопросы детей.
Инициирую детей на самостоятельный поиск ответов на вопросы самих детей. Создаю ситуацию успеха.
- Ребята, назовите зимние месяца.
- Молодцы, правильно зимние месяца это - декабрь, январь, февраль.
Кто расскажет нам про декабрь? Какой это месяц?
17- й слайд.
Декабрь – первый зимний месяц. В декабре дни короткие, ночи длинные. Холодно в декабре зверям и птицам. Деревья и кустарники стоят без листьев, на ветках лежит снег. Медведь спит в берлоге, белки прыгают по деревьям и грызут шишки, зайцы одели белые шубки. Птицы перелетают ближе к жилью человека. В конце декабря самый любимый праздник встреча Нового Года.
- Согласна.
18- й слайд.
Январь- второй зимний месяц. В январе сугробы высокие. Мороз на стёклах рисует узоры. Солнце уже светит ярче.
В январе отмечают светлый праздник Рождества Христова
- Конечно.
19- й слайд.
Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры.
В феврале дни становятся длиннее и начинает пригревать солнце. Отмечают праздник масленицу – это проводы зимы и встреча весны.
- Молодцы, ребята, вы хорошо рассказали про зимние месяцы.
- Давайте все вместе уточним, какие изменения происходят в природе зимой (передаём варежку) (Зимой падает снег, мороз на улице, одеваем тёплую одежду, играем в снежки, птицы улетают на юг,.)
- Молодцы, вы очень внимательные. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.
Отвечают на вопросы. Рассказывают о месяцах. Проявляют речевую активность. Смотрят презентацию. Дети передают варежку и называют изменения, которые происходят зимой.
Обновлен интерес. Расширены представления детей об окружающем мире. Сформирована внутренняя мотивация на деятельность. Привлечение непроизвольного внимания.
Практическая деятельность. Стимулирую процесс мышления,
любознательность, интерес.
Поощряю детей к высказываниям и практической деятельности.
Отвечаю на вопросы детей.
Инициирую детей на самостоятельный поиск ответов на вопросы. Создаю ситуацию успеха работы в команде.
20- й слайд.
- Ребята, посмотрите, зима снова нам приготовила задание. Как вы думаете, что нам нужно сделать?
- Правильно, придумать предложения по схемам. Со словами снег, зима, мороз. Но что бы быстрее справиться с заданиями, вы должны разделиться на 3 команды и договориться о том, какое предложение вы составите и с каким словом.
___ ___ .
___ ___ ___ .
- Молодцы. Какие интересные предложения вы составили. Вы очень дружные. Делятся на бригады. Договариваются.
Составляют предложения по схеме. Обновлен интерес. Сформирована внутренняя мотивация и психологическая готовность на практическую деятельность в команде. Привлечение непроизвольного внимания.
Динамическая пауза Эмоционально включаю в действие.
Вовлекаю в совместную деятельность.
Согласовываю с детьми действия, их последовательность.
Звучит музыка «Белый снег»
- Ребята, зима предлагает нам поиграть.
Физминутка. “Белый снег”
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело
Активно играют.
Осуществляют контроль, взаимоконтроль.
Выполняют движения по тексту
покачивают руками
приседают и опускают руки
встают, кружатся
руки на поясе, повороты вправо, влево
приседают, руки опускают на пол Снято психическое и
мышечное напряжение,
удовлетворена
потребность детей в
движении, получена эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыта.
Практическая деятельность Эмоционально включаю в действие.
Вовлекаю в самостоятельную деятельность. Создаю ситуацию успеха.
- Ребята, а вы любите кататься на горке?
- А из чего строят горку?
- Конечно, из снега. Давайте построим горку из «снежков».
21- й слайд.
Но у зимы условие, снежок возьмет тот, кто назовет определение к заданному слову. Итак,
1. Снег какой? (белый, липкий, блестящий, холодный, серебристый,.)
- Молодцы! Много подобрали слов.
2. Лед на горке какой? (холодный, прозрачный, крепкий, хрупкий, скользкий)
- Молодцы!
3. Настроение у ребят какое? (весёлое, радостное,.)
А еще какое может быть настроение? (обиженное, грустное,.)
- Молодцы!
22- й слайд.
- Ребята, смотрите, пока мы горку строили у нас появился гость - лесной житель. Заяц. Давайте – ка, расскажем про него. Отвечайте полным ответом. Например, как я.
Чей у зайца хвост? – Хвост у зайца заячий.
Чья у зайца шубу? –
Чье у зайца ухо? –
Чья у зайца голова? –
Чьи следы на снегу оставляет заяц? –
Чей тонкий слух помогает зайцу спастись?
Чей у зайца страх? –
Чьи быстрые ноги спасают зайца? –
Дети отвечают на вопросы, «строят» горку из «снежков». Называют прилагательные к слову зима, лед, снег, настроение.
Образовывают прилагательные от существительных.
Обновлен интерес. Сформирована внутренняя мотивация на деятельность. Создана ситуация успеха.
Снятие напряжения, эмоциональная разрядка.
Получение нового игрового опыта.
Массаж биологически активных зон: для профилактики простудных заболеваний
Стимулирую детей на выполнение упражнения.
- Ребята в лесу стало холодно, мы можем заболеть. Я предлагаю вам выполнить со мной упражнения, чтобы согреться.
«Наступили холода».
Да-да-да…Наступили холода
Да-да-да…Превратилась в лед вода
Ду-ду-ду…Я на лыжах иду.
Ды-ды-ды…На снегу есть следы.
- Ну вот теперь согрелись. Давайте посмотрим, что еще приготовила нам зима.
Дети выполняют движения.
Дети трут ладошки друг о друга
Мягко проводят пальчиками рук по шее сверху вниз
Растирают ладонями уши
Приставляют ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб движениями в стороны – к середине лба. Снято физическое и психологическое напряжение. Получение нового игрового опыта. Обновлен интерес.
Практическая деятельность
Стимулирую процесс мышления,
любознательность, интерес.
Поощряю детей к высказываниям.
Отвечаю на вопросы детей.
Инициирую детей на самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Эмоционально включаю в действие.
Вовлекаю в самостоятельную деятельность. Создаю ситуацию успеха.
23- й слайд таблица №1
- Посмотрите, какая интересная таблица. По ней можно составить рассказ о зиме. Можно, я расскажу, а вы послушаете?
- Я назову рассказ «Пришла зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
- Ребята, какие слова помогли мне составить рассказ о зиме? (слова снегопад, сугроб, метели, лёд, коньки, санки, строить крепость, игра в снежки.)
- Молодцы, эти слова изображены на таблице картинками.
- Как называется мой рассказ?
- Все верно: «Пришла зима»
- А вы хотите составить рассказ о зиме?
- В конверте есть еще мнемотаблицы, которые помогут вам это сделать.
24-й слайд. Талица 2.
- Посмотрите внимательно на эту таблицу. Кто хочет составить рассказ?
25, 26-й слайд.
Талица 3, 4
Слушают рассказ.
Участвуют в диалоге.
Дети разбирают схемы и составляют рассказы по схеме.
Примерные рассказы:
Таблица №2 24- й слайд
1-сейчас зима, 2 –солнце светит мало, 3- мороз рисует на окнах узоры, 4- часто идет снег, 5- дуют холодные ветры, 6- звери в лесу сменили окраску шерсти, 7- дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках, лыжах и коньках.
Таблица №3 (картинка №3) 25- й слайд
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
Таблица №4 (картинка №4) 26- й слайд
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения : катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости Обновлен интерес. Привлечение непроизвольного внимания. Сформирована внутренняя мотивация и психологическая готовность на практическую деятельность в команде. Расширены представления детей об окружающем мире.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
Инициирую общее обсуждение.
Активизирую обсуждение.
Проявляю уважение к детским высказываниям.
Выражаю признательность.
Поощряю детей.
- Молодцы! Вы составили очень хорошие рассказы о зиме.
На этом наше путешествие по зимнему лесу заканчивается. Понравилось вам наше путешествие?
- Давайте вспомним, какие задания зимы мы выполняли. (Отгадывали загадки, строили снежную горку, ребус отгадывали, придумывали предложения с заданными словами, подбирали слова, составляли рассказы)
- Что вам было легко делать? А что было сложно? Дети слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение. Отвечают, делают предположения. Вместе с педагогом делают выводы.
Сформирована внутренняя мотивация на деятельность.
Осознают себя как участника познавательного, процесса. У детей сформированы элементарные навыки самооценки и умения анализировать.
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность Активизирую обсуждение.
Проявляю уважение к детским высказываниям.
Выражаю признательность.
- Какое у вас сейчас настроение?
- Посмотрите-ка, здесь в сугробе сюрпризы от Матушки Зимы, принимайте.
Это фильм «Как встречают Новый год?»
А еще Зима благодарит вас за хорошие ответы и угощает вас сладкими «снежными комочками» (рафаэло или зефир). Молодцы! Вечером мы с вами посмотрим этот фильм. Пора возвращаться в группу. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение.
Показывают мимикой свое настроение. Рассуждают. Принимают подарки.
Сформирован интерес к новой самостоятельной и совместной деятельности.
Свободно общаются с воспитателем и сверстниками.