Марина Лошковых
НООД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Фронтальная форма работы.
Период обучения: 2.
Цель :Закрепить навык пересказа текста с опорой на мнемотаблицы. Вырабатывать у детей навык речевого самоконтроля. Вызвать бережное, заботливое отношение к пожилым людям, чувство доброты.
Задачи:
1. Образовательные:
• Закрепить знание понятий «добро», «добрый поступок».
• Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
2. Развивающие :
Публикация «НООД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 уровня» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
• Развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.
• Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
• Развивать речеслуховую память, активизировать мыслительную деятельность.
• Развивать словарный запас.
• Развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения к пожилым людям.
• Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению к пожилым людям.
• Воспитывать желание прийти на помощь пожилым людям, умение пожалеть, позаботиться о них.
• Воспитывать умение вести себя в коллективе сверстников, слушать друг друга, не перебивать говорящего, понимать указания взрослого и следовать им.
• Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.
4. Коррекционные
Совершенствовать навык составления разных видов предложений,развёрнутого пересказа текста.
Совершенствовать умения подбирать глаголы и прилагательные.
Совершенствовать навык звуко-слогового анализа, умение подбирать схемы к словам.
Предварительная работа:познакомить с литературным жанром-басня, объяснить значение. Познакомить со значением устаревших слов «лоханка», «изба».
Индивидуальная работа: оказывать помощь в пересказе текста детям слабой подгруппы. Закрепление в речи детей автоматизируемых звуков.
Оборудование:
Интерактивная доска. Мнемотаблицы. Портрет Л. Н. Толстого
I часть Вводная часть
1. Игра «Я,твой друг и ты пой друг.»
Логопед: “Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. ”
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – (Имя,отчество педагога, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька.).
(Логопед обращается с вопросами к детям)
- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких, хороших и пригожих, я приглашаю поиграть.
II часть.
Основная часть
2. Подведение к теме.
Пальчиковая игра «Дедушка».
Попеременно соединять пальцы правой и левой руки на каждое предложение,начиная с больших пальцев.
Славный дедушка, родной
Самый добрый, дорогой,
Ты, мой милый, не болей,
С каждым годом здоровей,
Чтобы ягоды с грибами
Сжимать и разжимать ладони на каждое слово.
Мог легко ты собирать,
Стану старше я годами,
Буду тоже помогать!
Логопед: скажите ребята о ком это стихотворение?
Кто самый старший в семье?
Логопед: сегодня мы с вами познакомимся с басней Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»?
Логопед:скажите ребята,что такое басня (выдуманный рассказ,который учит нас добрым поступкам).
3. Чтение басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Зарисовка либо показ мнемотаблиц.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то складывает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
4. Беседа по содержанию прочитанной басни.
* Что произошло с дедом?
* Как проявляется старость у деда?
* Почему у деда ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали?
* Как обидели деда в семье?
* Где стали давать деду обедать?
* Что случилось во время обеда за печкой?
* Почему дед уронил и разбил чашку?
* Как во второй раз обидела невестка старого деда?
* Как можно назвать поступок невестки? (Недобрый, злой, жестокий, глупый).
* Как ответил на жестокость родителей сын?
* Как можно назвать поступок Миши? (Добрый, умный, поучительный, но не грубый).
* Почему заплакали отец с матерью? Чему научил родителей Миша?Как надо относиться к старым и слабым? (Уважать, помогать, ухаживать, не обижать).
5. Физкультурная минутка.
«Если хочешь сильным стать, должен ты запоминать и быстро выполнять» (мини комплексы из трех упражнений).
6. Второе чтение басни, зарисовка или показ мнемотаблиц, составление плана пересказа.
План.
1. Дед стал стар.
2. Сын и невестка дважды обидели деда.
3. Поучительный поступок внука.
4. Раскаяние сына и невестки.
7. Самостоятельный пересказ по цепочке.
8. Упражнение в звуко -слоговом анализе «Подбери схемы слов к героям басни Л. Н. Толстого».
III часть
Итог
Логопед:чему научил нас великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в своей басне «Старый дед и внучек».
Как необходимо относиться к пожилым людям.