Мария Калинина
НОД по развитию речи в старшей группе «Непоседа Васенька»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе
на тему: «Непоседа – Васенька»
Выполнила:
воспитатель
МБДОУ «Детский сад 135»
Калинина М. А.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Непоседа Васенька“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
• содействовать налаживанию диалогического общения детей в совместных играх, активизировать в речи детей образные слова, сравнения, употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении предметов, действий, качеств. Формировать понимание образных выражений в загадках. Поддерживать интерес к эсперементированию со словами. Совершенствовать структуру предложений. Содействовать активному использованию предложений сложного типа.
Развивающие :
• развивать фонематический слух через различие звонких и глухих звуков [ш] и [ж] на слух.
Воспитательные:
• воспитывать у детей осознание языковой деятельности.
Методы:
• сюрпризный момент,
• загадывание и разучивание загадки с опорой на мнемотаблицу,
• проблемная ситуация,
• игровая ситуация,
• дидактическое упражнение,
• активизирующие вопросы.
Материалы:
• Демонстрационный:
игрушка-кот, корзина с пледом, конверт с письмом, клубок, обложки для книг, ленты для скрепления (2, карточки с картинками со звуками [ш] и [ж] (14). Маркер, мольберт, карточка с четырьмя клетками
• Раздаточный: маркер, (15) синих рыбок и (15) красных, карточка с четырьмя клетками.
Предварительная работа:
• вспомнить с детьми понятие «слово», «звук».
• д/у «Подбери слово», «Найди слово со звуком»,
• чтение сказок Сутеева «Кто сказал мяу», «Капризная кошка».
Индивидуальный дифференцированный подход:
• оказать помощь детям в составлении схемы, подборе картинок для книги, активизируя нужный звук голосом.
В. (включает приятную музыку)
Дети заходят
В. Подводит детей к корзине (в корзине под пледом игрушка – кот)
Ребята, как вы думаете, кто спрятался в этой корзинке?
Предположения
В. Послушайте загадку и догадайтесь, кто сидит в корзинке.
Дети слушают, стоя вокруг В. около корзины
В. Непоседа-Васенька не сидит на месте
Непоседа-Васенька всюду с нами вместе
Есть усы у Васеньки
На усах – сединки
Хвост трубой у Васеньки
И пятно на спинке
В. Ребята, кто же это Непоседа-Васенька?
Д. Собачка, котик…
1,2 ребёнка обследуют игрушку на ощупь
В. Предлагает потрогать, не глядя, определить на ощупь
В. Кто это?
Непоседа-Васенька? Какой он?
В. Достает игрушку. Сегодня Васенька пришел к вам поиграть. Посмотрите, какой он забавный. Вася предлагает вам разучить загадку о нем. Присаживайтесь за столы.
Дети рассаживаются
В. Непоседа-Васенька не сидит на месте
Непоседа-Васенька всюду с нами вместе
В. А сейчас на каждую строчку загадки мы с вами нарисуем простую картинку, которая поможет нам запомнить загадку.
В. (говорит строчку и рисует)
Есть усы у Васеньки
(Вот такие)
В. Нарисуйте в первой клетке («Есть усы у Васеньки»)
Дети рисуют мнемотаблицу
Проговаривают вместе
В. На усах сединки.
Что такое сединки? Седина говорит о том, что котик уже не молодой.
В. Сединки мы изобразим вот так
(«На усах сединки»)
Рисуют, проговаривают вместе
В. Хвост трубой у Васеньки
В следующей клетке рисуем
«Хвост трубой у Васеньки». Проговорим вместе.
В. И пятно на спинке
В последней клетке нарисуем
«Пятно на спинке»
В. А сейчас будем смотреть на наши картинки и проговорим загадку все вместе.
Проговаривают
В. Молодцы, ребята, Васеньке очень понравилось. А кто сможет рассказать сам?
1,2 реб. спрашивает
В. Отлично, Вася шепчет мне, что ему очень нравится.
Но, ребята, Вася просит вас помочь ему (достает конверт)
Сегодня он получил письмо от кота Мурзика. Но дождем размыло в письме некоторые слова. Поможем Васе прочитать письмо?
[/b]Д. Да!
В. «Здравствуй, Вася! Пишет тебе твой друг Мурзик из деревни Ромашкино. Здесь я живу со своей мамой (В. ребята, здесь размыто дождем. Кто у кота мама)
Д. … мамой-кошкой
В. У нас большой дом, а возле него растут высокие (размыто)
Д. … деревья
В. Как-то раз я не послушался маму и забрался так высоко на дерево, что…. (размыто).
Д. … упал
В. У нас в Ромашкино есть большой пруд. В пруду я люблю….
Д. ….ловить рыбу, купаться
В. А когда стемнеет, то в подполе я…
Д. …Ловлю мышей, сплю
В. Недавно я подружился с большим жуком. Он умеет летать и громко…
Д. … жужжит
В. Я тоже хочу научиться летать, но не могу, потому что….
Д. … я кот
… нет крыльев
В. Зато у меня есть мягкие….
Д. … лапки, ушки
В. А в лапах….
Д. … коготки, царапки…
В. Еще я умею громко….
Д. … мяукать, мурлыкать
В. Выгибать спинку и шипеть [ш-ш-ш].
Мы часто играем с жуком в ….
Д. … в прятки, в мяч, в догонялки
В. Я люблю, когда жук прилетает ко мне, потому что с ним….
Д. … весело, интересно
В. Дорогой мой Вася, приезжай к нам в ….
Д. …деревню Ромашкино
В. Надеюсь, что ты приедешь и я познакомлю тебя с…
Д. …жуком, мамой
В. До свидания. Мурзик.
Спасибо, ребята, что помогли Васеньке прочитать письмо. С вашей помощью все стало понятно. А сейчас Непоседа-Васенька приглашает вас поиграть с клубочком (предлагает встать в круг)
- Непоседа-Васенька,
Вот его клубочек (клубок ниток)
Приглашает всех ребят
Встать скорей в кружочек.
Дети встают в круг
В. Ребята, на улице сегодня холодно, и Вася просит вас назвать «холодные слова». Называете слово и передаете клубочек соседу. Я знаю «холодное» слово «Снег» (передает клубочек ребятам)
Назови «холодное» слово и передай клубок соседу.
Д. - мороз
- лед
- мороженое
- иней
- холодильник
- ветер
- айсберг
В. (спрашивает у 3 – 4 детей)
Молодцы!
А сейчас вспомним «пушистые» слова. Я знаю «пушистое» слово – шуба.
Д. - шапка
- снег
- хвост
- носки
- мех
- ковер
В. А сейчас для Васеньки вспомним кошачьи клички, но не имена людей.
Д. - Пушок
- Мурка
- Муська
- Лапка
- Снежок
В. Отлично! Ребята, а у Васи в лапках коготки. Давайте вспомним «колючие слова»
Д. - колючки
- иголки
- ежик
- гвоздь
- когти
В. Молодцы (убирает клубок)
Ребята, посмотрите (в другой части группы разбросаны карточки картинками вверх).
Васенька собирал книги с картинками в подарок для кота Мурзика и Жука. В книге для Мурзика были картинки с глухим звуком [ш-ш]. Потому, что коты умеют шипеть [ш - ш]. А в книге для Жука были картинки со звонким звуком [ж -ж]. Но Васенька-непоседа махнул неосторожно хвостом, картинки упали и перемешались. Ребята, помогите Васе разобрать картинки на две книжки со звонким звуком [ж] для кого?.
Д. … Жука
В. И с глухим звуком [ш] для кого?.
Д. … Мурзика
В. А потом мы их надежно скрепим, чтобы больше не разлетались.
Дети собирают, раскладывают на два стола. На столах обложки для книг «Жук», «Кот»
В. Почему ты эту картинку отдал в книгу жука?
Скрепляет две книги.
Вася благодарит вас за помощь. Посмотрите, какие чудесные книги получились (показывает)
Книга для жука и для кота. Молодцы! Вы сегодня не только поиграли, но и очень помогли Васеньке. Были находчивыми, сообразительными.
А вам понравилось сегодня играть?
Д. - Да!
В. А что вам особенно понравилось, больше всего?
Д. -играть, рисовать
В. А разгадывать и разучивать загадку?
Д. - да!
В. А что было трудно?
А что было сделать легко?
Кому было сегодня все сделать просто – возьмите в корзине у Васеньки красную рыбку, а те, кому что-то было сделать трудно, непонятно, возьмите у Васеньки синюю рыбку.