Тамара Горбачёва
НОД по развитию речи «В гости к хозяюшке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: организовать коммуникативную деятельность, направленную на развитие речевых и творческих способностей детей.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, продуктивная, двигательная.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи.
Обучающие:
Публикация «НОД по развитию речи „В гости к хозяюшке“» размещена в разделах
- организовать процесс умения понимать содержание потешек, небылиц и сказок – перевертышей;
- организовать процесс знакомства детей с фольклорными произведениями, обогащать активный запас детей, развивать связную и фразовую речь, развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, создавать эмоциональное, радостное настроение, - воспитывать любовь к родному языку;
- формировать познавательную активность, развивать нестандартное мышление.
Развивающие :
- организовать процесс развития у детей мелкой моторики рук через выполнение поделок из соленого теста;
- создавать радостную атмосферу, способствующую раскрытию творческих способностей детей;
Воспитательные:
- создавать условия для поддержания интереса к устному народному фольклору.
Программное содержание образовательных областей:
«Речевое развитие» - создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества и активизации словарного запаса детей; способствовать свободному общению со сверстниками и взрослыми; способствовать развитию выразительности речи, упражнять в громком и чётком произношении; развивать артикуляционный аппарат.
«Познавательное развитие» - уточнять представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, мирилки, загадки, считалки, их назначение.
«Художественно – эстетическое развитие» - создавать условия для знакомства с новым видом лепки - тестопластикой, выработки аккуратности при работе с соленым тестом; создавать условия для развития у детей эстетического вкуса в процессе слушания русской народной музыки; воспроизводить произвольные движения под неё.
«Социально – коммуникативное развитие» - обогащать жизненный опыт детей через их деятельность, вызывать интерес к русской народной культуре и быту, к фольклору, воспитывать чувство причастности к ним.
«Физическое развитие» - совершенствовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, психогимнастика).
Предварительная работа: рассматривание картин о деревне, иллюстраций с домашними животными, чтение потешек, закличек, считалок, мирилок, пение колыбельных.
Материалы к занятию: проектор, МР3 проигрыватель, презентация «В гости к хозяюшке», колодец-макет, 2 ведра с водой (холодной и теплой, соленое тесто, доски и салфетки для лепки, домик хозяюшки и костюм, фонограмма.
Ход НОД:
Воспитатель: (психогимнастика)
Собрались все дети в круг, (встать в полукруг)
Я твой друг и ты мой друг. (показ рукой в сторону соседа)
Крепко за руки возьмемся (взялись за руки)
И друг другу улыбнемся. (смотрят на соседа и улыбаются)
Воспитатель: Очень мы соскучились по веселым шуткам – прибауткам, а знает их много наша хозяюшка. Помните, мы у нее в гостях были, и она нас приглашала ещё приезжать. Поедем к ней в деревеньку?
Дети: Да!
Воспитатель: Поедем мы на лошадках. У меня большая лошадь, а у вас – маленькие. Как зовут детенышей лошади?
Дети: Жеребята.
Воспитатель: Садимся и скачем по дорожке (цокая язычком). (артикуляционная гимнастика)
Я лошадка – серый бок (цок, цок,
Я копытцем постучу (цок, цок,
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Воспитатель: Вот мы с вами прискакали на полянку. Холодно, пасмурно, деревья стоят голые. Ребята какое сейчас время года?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель: Поздней осенью солнышко часто прячется за тучки. Что же делать?
Дети: Надо позвать солнышко.
Воспитатель: Правильно. Давайте, мы дружно позовём солнышко закличкой, будем закликать его к себе:
Солнышко – вёдрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенёк,
Погуляй весь денёк.
(На ширму или штору прикрепляю солнышко)
Воспитатель: Что мы с вами делали?
Дети: Закликали солнышко.
Воспитатель: А кто хочет рассказать про солнышко?
Дети хором сами:
Солнышко ясное, нарядись, Солнышко – ведрышко,
Солнышко красное, покажись. Взойди поскорей!
Платье алое надень, Освети, обогрей!
Подари нам красный день. Телят, да ягнят, еще малых ребят!
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко?
Дети: Теплое, ласковое, чистое, лучистое (активизация словаря).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Колодец.
Воспитатель: А в колодце вода, сейчас я вам ее достану (достаю воду из колодца). Потрогайте, какая вода? (экспериментирование)
Дети: Холодная, ледяная, чистая, прозрачная.
Воспитатель: Колодец глубокий и вода в нем холодная, а кто-то до нас побывал у колодца, достал воду и оставил ее у колодца. Потрогайте, какая вода в ведре?
Дети: Теплая.
Воспитатель: Как, вы думаете почему?
Дети: Это солнышко нагрело водичку.
Воспитатель: Сонные вы у меня, невеселые, давайте умоемся водичкой (подходят, умываются и приговаривают)
Дети:
От водички, от водицы
Все улыбками искрится,
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы,
Дети умываются,
Солнцу улыбаются.
Воспитатель: А сейчас послушайте еще одну потешку.
Знаем, знаем, да, да, да.
Где здесь прячется вода,
Выходи водица,
Мы пришли умыться. (разучивание потешки) (2-3 раза)
Воспитатель: Вот все умылись. Стали какими?
Дети: Чистыми, румяными, хорошенькими, красивыми (активизация словаря).
Воспитатель: А вот дорожка, она идет через ручеек. Давайте перешагнем через ручеек и пойдем дальше.
Большие ножки
Шли по дорожке
Топ-топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ-топ….
Топали мы, топали, да к теремку до топали….
Хозяюшка, ты дома? Пойду, посмотрю …. (выход переодетого воспитателя).
Хозяюшка : Здравствуйте, детушки, как я рада, что вы снова ко мне приехали, уж я вас ждала, ждала…
Я люблю песни петь, плясать,
Играть и детишек забавлять.
А вы любите играть? А загадки отгадывать? Послушайте мою загадку, о ком она? Если правильно отгадаете, отгадку увидите на экране.
(Сказки перевертыши ТРИЗ - технология) - ИКТ
(картинки - отгадки из сказок)
1. Жили – были старик со старухой. Вот как – то раз просит старик:
- Старуха, испеки мне «репку».
Дети находят ошибку и на экране появляется иллюстрация к сказке «Колобок».
2. Жили – были дедушка и бабушка. Была у внучка Снегурочка. Пошла она в лес с подружками за грибами и ягодами и заблудилась. Ходила, ходила по лесу и набрела на избушку в которой жил большущий медведь.
Дети находят ошибку и на экране появляется иллюстрация к сказке «Маша и медведь»
3. Подружился волк с зайцем и зовет его к себе в гости :
- Приходи, куманек, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу.
Пришел заяц на званый обед, а волк наварил манной каши, размазал по тарелке и потчует зайца:
- Кушай, куманек, кушай, голубчик! Сам стряпал.
Заяц хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал – ничего не попадает. А волк лижет себе да лижет кашу – так всю сам и скушал. Съел волк кашу и говорит:
- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем.
- Спасибо, кум, и на этом, — отвечает заяц. – Приходи завтра ко мне.
На другой день приходит волк к зайцу, а заяц наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:
- Кушай, кум, кушай, дорогой! Право, больше потчевать нечем.
Вертится волк вокруг кувшина: и так зайдет, и этак, и лизнет-то кувшин, и понюхает – все ничего не достанет. А заяц стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Ел да ел, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кум, больше угощать нечем.
Пошел волк домой несолоно хлебавши. На этом у них и дружба с зайцем кончилась.
Дети находят ошибку и на экране появляется иллюстрация к сказке «Лиса и журавль», герои поссорились.
Хозяюшка : Ребята, а лиса и журавль до сих пор в ссоре живут, надо их помирить, а как мы это можем сделать?
Дети: Рассказать мирилку.
Солнце выйдет из-за тучек, нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя, потому что мы друзья.
Дети говорят мирилку, на экране появляется картинка с подружившимися лисой и журавлем.
Хозяюшка : Молодцы, хорошо отгадываете загадки. А играть вы любите?
Дети: Да.
Хозяюшка : Давайте поиграем. Но для этого нам надо выбрать ведущего. Как мы можем это сделать?
Дети: Выбрать ведущего считалкой.
Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть который час.
1,2,3,4 – мыши дернули за гири,
Поднялся ужасный звон,
Выходи из круга вон.
Мы нашли ведущего, а теперь давайте поиграем. Я знаю весёлую потешку, давайте её расскажем и покажем «У Маланьи, у старушки».
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
Все без бровей, (закрывают руками брови)
Вот с такими ушами, (показывают большие уши)
Вот с такими носами, (показывают большой нос)
Вот с такими усами, (показывают усы)
С такой головой, (показывают голову)
С такой бородой. (показывают бороду)
Ничего не ели,
Целый день сидели, (присели)
На нее глядели,
Делали вот так…. (встают и хлопают в ладоши)
Хозяюшка : Ребята, а вы знаете, что такое небылицы?
Дети: Это то, чего не бывает.
Хозяюшка : Посмотрите на картинки и скажите, что перепутал художник?
Дети рассказывают по картинкам на проекторе.
1. Из-под небесья братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит,
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
2. Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота,
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Хозяюшка : Пока мы с вами сказки слушали, тесто у меня подоспело. Хотите научиться баранки да крендельки делать? Проходите за столы.
(показ приемов лепки)
Под РН музыку дети из готового солёного теста лепят баранки, складывают их на противень и хозяюшка их ставит в печку.
Хозяюшка : Пока наши бараночки в печке давайте поиграем в «добавлялки» :
Ок-ок-ок – стоит в поле (теремок).
Шок-шок-шок- испекли мы… (пирожок).
Чи-чи-чи - уж баранки (горячи)
Бабушка : Вот и поспели наши бараночки, угощайтесь гости дорогие. Приезжайте еще гости дорогие.