Виктория Соловова
НОД по развитию речи «Путешествие к Зимушке-зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ : «ПУТЕШЕСТВИЕ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ»
Старшая и подготовительная группа
Методическая разработка занятия по развитию речи
с использованием технологий ТРИЗ:
«Путешествие в царство “ Зимушка-Зима”» (старшая группа)
Вид деятельности: развитие речи.
Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.
Публикация «НОД по развитию речи „Путешествие к Зимушке-зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Образовательные задачи:
-Обогащать словарь детей за счет слов на тему «Зима»;
-Учить детей образовывать противоположные слова (антонимы) ;
-Придумывать слова на звук «ш»;
Развивающие задачи :
-Развивать ассоциативный ряд;
-Развивать у детей навыки творческой работы;
-Развивать мышление, воображение, память, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать любовь к природе;
-Воспитывать понимание оттенков окружающего мира.
Развивающая среда :
1. Ёлочки;
2. Кукла Зимушка –зима;
3. Разрезные картинки;
4. Картина «Что перепутал художник»;
5. Игрушка-заяц;
6. Игрушка-снеговик;
7. Макет дерева;
8. Следы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости в группе. Давайте поприветствуем гостей и друг друга.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся по зимней тропе знаний, но
дорога будет трудной, но очень интересной.
И так:
1. Чтобы дойти до первого пенька, нужно вспомнить столько зимних слов,
сколько следов ведет к нему (снег, зима, снеговик, мороз, вьюга, метель, лед,
снегопад, снежинка, сосулька) .
2. На пеньке сидит зайчик и плачет. Он жалуется, что Зимушка подарила ему
ледяные картины о зимних забавах, но они раскололись. Зайчик просит детей
помочь ему собрать картины. (дети собирают картины)
3. Чтобы дойти до второго снежного пенька, нужно придумать слова,
обозначающие зимнюю одежду, в которых есть звук «ш» (шапка, шуба, шарф,
шаль, штаны).
4. Сейчас я прочитаю вам стихи, а вы скажете, бывает такое или нет:
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «га-га-га» - пел соловей
5. Игра «Хорошо – плохо» (слово «зима»)
Воспитатель: Мы будем выкладывать снежинку из полосок, белая полоска
обозначает, что в зиме хорошо (отвечают дети, синяя полоска обозначает, что в
зиме плохо (отвечают гости) .
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась красивая снежинка, и всё же
зима – это прекрасное время года!
6. Физкультминутка:
Дети делятся на две группы. Одна группа снежинки, а другая ветер. Ветер дует –снежинки летают. Затем дети меняются ролями.
7. Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы дошли ещё до одного снежного пенька
и нас встречает Снеговик. Он предлагает рассмотреть картину и рассказать, что
перепутал художник, когда её писал. Если, ребята, найдёте все ошибки, то в гости
придёт Зимушка-Зима (дети рассматривают картину, находят ошибки
художника) .
8. Выставляется игрушка Зимушки-Зимы и загадывает детям загадки:
Нахмурилось небо
Наверно не в духе
Летают, летают
Белые мухи. (Снежинки)
Шарик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)
Запорошила дорожки
Разукрасила дорожки
Радость людям подарила
И на санках укатила. (Зима)
Он пушистый, серебристый
Но рукою его не тронь
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Белая морковка
Зимой растет ловко. (Сосулька)
Воспитатель: Зимушка –зима благодарит вас за отгаданные загадки и хочет вас проверить, все ли вы знаете о ее времени года. Справитесь, ребята?
Дети : Да.
Давайте поиграем в игру «Придумай рифму к небылице».
А когда январь приходит, солнце жаркое ….
Летом в лес пошли гулять, чтоб снежками …
А еще зимою с неба тучи сыплют крошки …
В августе приходит в дом елка с мусорным …
Лето красное пришло, много снега …
9. Игра «Противоречие» Летом жарко, а зимой …. (холодно)
Летом день длинный, а зимой … (короткий)
Зимой земля покрыта снегом, а летом … (травой)
Летом солнце на небе высоко, а зимой … (низко)
Зимой рябина сладкая, а летом … (горькая)
Летом на деревьях листья, а зимой … (они голые)
Летом темнеет поздно, а зимой … (рано)
Зимой дети гуляют мало, а летом … (много)
Зимой птицам голодно, а летом … (сытно)
Зима: Вот дерево, но у него нет веток только ствол да макушка. Зимой ему
холодно. Давайте поможем дереву согреться, оденем его в веточки с одной
стороны дерева лето, с другой стороны зима.
(дети называют признаки зимы, кладут ветку, гости противоположные
признаки (лета) кладут ветку)
10. Игра «Добавлялки-вычиталки»
Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, в круг, мы с вами поиграем в игру
«Добавлялки-вычиталки» на зимнюю тему:
Игра + снег = игра в снежинки;
Дерево – лист = зимнее дерево (дерево без листьев) ;
Медведь + зима = зимняя спячка (медведь, что делает зимой) ;
Река + зима = покрывается льдом (замерзает) ;
Заяц – зима = серая шубка;
Человек + мороз = шуба.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами очень много говорили о зиме. Зимушка-Зима благодарит вас за то, что вы с ней поиграли. И говорит что вы молодцы. Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? (ДА) Но нам пора возвращаться. Сейчас зима превратит нас в снежинки и мы полетим к себе в группу. (Дети имитируют снежинки по музыку).