Светлана Лопатко
Конспект НОД по развитию речи «Как колосок на стол хлебом пришел»
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей с трудом хлеборобов; закрепить знания детей о том, что хлеб ценный пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди;знакомить детей со злаковыми культурами; познакомить и показать значимость сельскохозяйственной техники; формировать навыки исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Как колосок на стол хлебом пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Коррекционно-развивающие : развивать воображение, логическое мышление; развивать эмоциональную сферу воспитаников;развивать сенсорные навыки;учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать; обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей бережное уважение к хлебу, к труду людей его выращивающих; воспитывать трудолюбие, умение сотрудничать; воспитывать трудолюдие, умение сотрудничать, самостоятельность, наблюдательность и любознательность.
Оборудование: кусочки хлеба; колоски пшеницы, ржи; "чудесный мешочек"; проектор со слайдами; мяч;логико-смысловая модель; карточки для логико-смысловой модели.
Предварительная работа: Разучивание пословиц, поговорок; разгадывание загадок; рассматривание картин, иллюстраций о хлебе; чтение литературных произведений по теме c последующим обсуждением М. Пришвин "Лисичкин хлеб", В Крупин "Отцовкое поле"; работа с родителями по пополнению мини-музея "Хлеб - всему голова"; непосредственно образовательная деятельность (познавательная, трудовая и продуктивная деятельность); беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры с детьми.
Ход
слайд №1 -заставка хлебного поля.
Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие,чтобы узнать как на наш стол приходит хлеб.
Чтобы хлеб попал на стол, он должен проделать долгий путь. В давние времена не было не заводов, не техники. Как вы думаете, кто же мог помогать людям?
Дети: Люди на лошадях плугом вспахивали поля (слайд №2, затем сеяли хлеб (слайд №3, срезали серпом (слайд №4).
Воспитатель: Я предлагаю вам на нашей логико-смысловой модели в правильной последовательности показать, как раньше растили хлеб.
1 ЛУЧ - Дети выкладывают карточки на логико-смысловую модель.
Воспитатель. В наше время этот процесс облегчили машины. Я предлагаю вам д/игру "Четвертый лишний"(трактор, комбайн, сеялка, легковая машина) и обьяснить, почему вы так считаете. (слайд №5)
2 ЛУЧ - Дети выкладывают карточки на логико-смысловыу модель.
Воспитатель: У нас есть собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они. (Пузатые, колючие, много зернышек).(слайд №6)
Давайте вспомним, как появляются колоски.
3 ЛУЧ - Дети выкладывают карточки на логико-смысловыу модель.
А что дальше делают с колосками? (Достают зерна — молотят. Это делает специальная машина). А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать? (слайд №7)
А зачем зерна достают? (Из них делают муку — измельчают).
А из муки? (Замешивают тесто и пекут хлеб).
Динамическая пауза с элементами психогимнастики. (слайд №8)
Дети стоят с воспитателем:
- Ребята, посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Представьте, что вы - маленькие зернышки.
Игра «Зернышко».
Воспитатель. Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам игру "Угадай на ощупь". В мешочках разложаны зерна разных круп, вы должны определить и назвать их.
Воспитатель: Верно, прикрепите их на модель.
4 ЛУЧ - Дети выкладывают карточки на логико-смысловыу модель.
Воспитатель: Как вы думаете, чем люди растирали зерно, когда у них не было никаких приспособлений для этого?
Дети: Зубами.
Воспитатель: Потом чем?
Дети: Камнем.
Воспитатель: Спустя какое - то время люди придумали ступку и пестик. Давайте мы тоже попробуем растереть зерно камнем и в ступке, как это у нас получится?
Одна подгруппа детей растирает зерно с помощью дощечки и камня, друга с помощью пестика и ступки.
Воспитатель: Удобно растирать такими приспособлениями?
Дети: Нет, нужно потратить много времени и сил.
Воспитатель: Потом появились ручные жернова, а после них мельница. (слайд №9)
Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.
Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.
Воспитатель: Это самый качественный, лёгкий и быстрый способ помола.
Теперь вы сами знаете, каким способом и как лучше молоть муку.
А знаете ли вы, какие продукты нужны для того, чтобы приготовить тесто?
Дети: Яйцо, соль, сахар, мука, дрожжи, молоко или вода.
Воспитатель: Правильно, пожалуйста пркрепите эти продукты на нашу модель.
5 ЛУЧ - Дети выкладывают карточки на логико-смысловыу модель.
Пальчиковая гимнастика “Хлеб” (слайд№ 10)
Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)
Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)
Воспитатель. А я знаю интересную игру со словом «хлеб», называется она «Придумай слово» (Игра с мячом на образование родственных слов к слову «хлеб»). (слайд №11)
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:
Назови хлеб ласково (Хлебушек).
Крошки хлеба какие? (Хлебные).
Квас из хлеба как называется? (Хлебный).
Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка).
Посуда для хлеба. (Хлебница).
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб).
Кто печет хлеб? (Хлебопек).
Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод). (слайд №12)
Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)
Молодцы! Вы хорошо играли.
Воспитатель: Вы все знаете, что хлеб бывает пшеничный белый и ржаной черный. Вот сейчас вы с закрытыми глазами попробуете кусочки хлеба и определите на вкус, белый он или черный. (слайд №13)
Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного и черного ржаного хлеба.
Какой он-хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите.
Дети: Ароматный, аппетитный, вкусный, душистый, мягкий, свежий.
Воспитатель: Из зерен злаков люди не только выпекают вкусный и ароматный хлеб, но и готовят множество других блюд.
Игра "Кто больше назовет блюд" (слайд №14)
6 ЛУЧ - Дети выкладывают карточки на логико-смысловыу модель.
Воспитатель: Хлеб-это продукт который едят люди во всем мире. Кто знает, какие виды хлеба пекут в разных странах? (слайд №15)
Дети: Лаваш, лепешки, багет, галеты
Если дети затрудняются воспитатель показывает иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий.
7 ЛУЧ - Дети выкладывают карточки на логико-смысловыу модель.
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Дети: ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА
БУДЕТ ХЛЕБ-БУДЕТ И ОБЕД
ХЛЕБ В ПУТИ НЕ ВТЯГОСТЬ
ПЛОХ ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ
КТО ТРУДИТЬСЯ РАД,ТОТ БУДЕТ ХЛЕБОМ БОГАТ
КАКОВА ЗЕМЛЯ, ТАКОВ И ХЛЕБ
БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА
БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО,БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО
У КОГО ХЛЕБ РОДИТСЯ,ТОТ ВСЕГДА ВЕСЕЛИТСЯ
Воспитатель: Прикрепите их пожалуйста на модель.
8 ЛУЧ - Дети выкладывают карточки на логико-смысловыу модель.
слайд №16
Воспитатель: К сожалению, иногда можно увитеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играают с куском хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно вырастить хлеб берегут его. Поэтому если вы взяли кусок хлеба то сьеште его, а не хотите есть не берите.
Всем спасибо! А сейчас, давайте наших гостей ознакомим с нашим музеем, где в его создании прнимали участие не только дети. но и их родители.