Ирина Истарова
«Знакомство со стеклом как с материалом». НОД по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающие задачи:
Уточнить и расширить представление детей о свойствах стекла.
Познакомить с историей появления стекла, опытным путем определить качество стекла (прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое.)
Развивающие задачи :
Содействовать развитию познавательных процессов.
развивать наблюдательность.
развивать речь детей, пополнять словарный запас.
Воспитательные задачи:
Публикация «„Знакомство со стеклом как с материалом“, НОД по познавательному развитию в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений
воспитывать бережное отношение к результатам труда.
Наглядный материал : ваза для цветов, стаканы стеклянные, конфетница, чайные чашки из стекла,1 битая елочная игрушка, елочные игрушки,бутылочка, баночки из под духов, стеклянные цветы, стеклянные бусинки и т. д. Мел, песок, сода в комках, свечка. Стеклянные стаканы, стеклянные шарики, карандаши на каждого ребёнка, бумага формата А4 для упаковки.
Герой группы Лунтик.
Предварительная работа:
Чтение стихотворения В. Орлова «Сказка о стеклянном человечке»
Подготовка выставки стеклянных предметов.
Отгадывание загадок
Из-за ширмы появляется встревоженный Лунтик с сумкой, в которой что-то звенит (воспитатель незаметно задевает палочкой какой-либо стеклянный предмет)
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик, что это у тебя в сумке звенит?
Лунтик: Здравствуйте. Я иду в гости к Миле, купил ей подарки, но мне сказали, что подарки стеклянные и их надо упаковать, чтобы не разбились. Я не понимаю, почему их надо упаковывать, почему нельзя просто в сумке нести, как они могут разбиться?
Воспитатель: Да, у тебя здесь много стеклянных предметов. Ребята, скажите, почему стеклянные предметы нельзя так просто класть в сумку?
Дети: Они сделаны из стекла.
Воспитатель: Почему их нельзя просто так нести?
Дети: Они могут разбиться.
Воспитатель: Правильно, они хрупкие и могут разбиться. А вы знаете, из чего делают стекло и как оно появилось впервые? Хотите узнать? Для этого надо отправиться в далекое прошлое. Лунтик, а ты с нами? На чём, ребята, поедем? (дети выбирают вид транспорта)Под музыку начинается волшебное путешествие. Воспитатель с детьми садится в кружок, в центре на подносе импровизированный "костёр"
Воспитатель: Когда-то, давным-давно мореплаватели пристали к одному песчаному берегу и решили развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Обычно, они обкладывали костёр камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости не было и тогда они обложили костёр камнями из соды и мела, которые у них были на корабле. А когда утром проснулись, то увидели на песке между камнями соды и мела блестящие камушки-капельки. Так впервые люди получили стекло. Поднимите камни соды и посмотрите что там? (Дети находят блестящие стеклянные капельки и рассматривают их).
Воспитатель: Что плавилось на огне, чтобы получилось стекло?
Дети: Песок, сода и мел.
Воспитатель: Да, правильно и до сих пор люди берут эти три части: сода, песок, мел, нагревают и получают стекло. Сначала стекло использовали только для окон. Постепенно из стекла делали все больше предметов. Люди, которые делали стеклянные предметы, назывались стеклодувы. А знаете почему? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подсказывает.)
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать свойства стекла, нам нодо вернуться обратно в детский сад. Лунтик, на чём поедем7 (Лунтик предлагает вид транспорта) Включается музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Лунтик, давай рассмотрим твои стаканчики.
Опытно-экспериментальная работа. Дети садятся за столы, на которых расставлены стаканы.
Воспитатель: Ребята, возьмите стакан в руку, сожмите его. Получается? Почему?
Дети: Стакан твёрдый.
Воспитатель: Стекло твёрдое. А теперь возьмите карандаш, тихонько постучите по стакану и послушайте, как он звучит. Стекло звонкое.
Положите свои стеклянные шарики в стакан. Вы их видите? Почему?
Дети: Стекло прозрачное.
Воспитатель: Стекло прозрачное, достаточно твёрдое, звонкое, но с ним необходимо обращаться бережно. Почему?
Дети: Оно может сломаться.
Воспитатель: Да, оно может сломаться. Стекло хрупкое. Оно требует осторожного обращения. Если стеклянный предмет разобьётся, ни в коем случае нельзя собирать осколки руками – можно пораниться. Вот посмотрите, что случилось со стаканом у Лунтика в сумке.
Воспитатель показывает разбитый стакан.
Лунтик: Теперь я понял, почему со стеклянными предметами надо бережно обращаться. Ребята, помогите мне упаковать мои стаканы в сумку, а то я и остальные разобью.
Дети помогают упаковать Лунтику стаканы.
Лунтик: Спасибо, ребята, теперь я много знаю о стекле, побегу, расскажу своим друзьям, но мне хочется поблагодарить вас и я предлагаю вместе спеть и станцевать (Исполняется песня с движениями «У тебя, у меня»)
Лунтик прощается и уходит.
Воспитатель: А мы с вами поиграем в игру «Что лишнее?»
Воспитатель с детьми подходит к столу, на котором расположены предметы из стекла и по одному предмету из дерева и резины. Дети рассматривают стеклянные предметы, определяют лишние.
Воспитатель: Ребята, скажите мне ещё раз какое бывает стекло?
Дети: Прозрачное, хрупкое, звонкое, твёрдое.
Воспитатель: Ребята, что случится, если не будет стекла?
Дети: Если не будет лампочки, значит, не будет и света, не будем пить чай со стаканов, есть с тарелок, в окошко будет дуть ветер, не будет красивой ваза, нечем будет украшать елку и т. д.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам оценить каждому свою работу в путешествии по миру стекла.
Дети берут кружок (красного, жёлтого или зелёного цвета) Объясняют, почему.
Воспитатель: Спасибо, ребята, мне тоже понравилось путешествовать с вами. На память о нашем путешествии возьмите стеклянные шарики.