Валентина Кузнецова
НОД по познавательному развитию в средней группе «Какие труды — такие и плоды»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию в средней группе "Какие труды - такие и плоды"
Цель: Ознакомление детей с предметом домашнего обихода- скалкой и умением работать с тестом. Знакомство с традицией русского народа-гостеприимством.
Задачи:
- Познакомить детей с предметом домашнего обихода -скалкой и умением пользоваться ею.
- Научить готовить силуэтные пряники из готового теста при помощи формочек.
- Уточнить и закрепить представления детей о хороших и плохих поступках.
Публикация «НОД по познавательному развитию в средней группе „Какие труды — такие и плоды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
- Формировать уважение к народным традициям и поговоркам.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения в труде, навыки гостеприимства.
Словарная работа: сито, противень, скалка, лисонька.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, труд, художественная литература, коммуникация, музыка.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка", "Лиса и волк" с драматизацией; отгадывание загадок, посещение комнаты-музея русского быта в ДОУ "Весточка".
Демонстрационный материал: сундучок, игрушки (петух, гусь, кошка, лиса, колокольчик, блюдо для пряников, противень, кассета с записью русских народных мелодий, костюм Лисы (для взрослого, скалка большая.
Раздаточный материал: фартуки и головные уборы (платки и пилотки, скалки маленькие, салфетки по количеству детей; силуэтные формочки.
ХОД:
Воспитатель с детьми приходят в комнату-музей "Весточка"
В: Ребята, мы с вами снова пришли в гости к домовёнку Кузи в нашу любимую избу. Что делают воспитанные люди, когда приходят в гости?
Д: Надо поздороваться. (здороваются)
В: Хоть мы с вами и не видим сегодня хозяина дома, но он нас слышит и рад, что мы у него в гостях. Смотрите, он нам записку оставил (делает вид, что читает).
Так, понятно! Домовёнок Кузя приготовил для нас сундучок, да не простой, а волшебный, с секретом. Как вы думаете, что в нём может быть?
Д: (ответы детей)
В: Нет в нём не злата, не серебра, ни алых ленточек, а живут в нём разные загадки. Когда отгадаешь загадку - зазвенит колокольчик, волшебный сундучок откроется и оттуда появится отгадка. Ой, как интересно! А вы умеете отгадывать загадки?
Д: Да!
В: Вот сейчас и проверим. Слушайте внимательно.
- Вот будильник во дворе,
будит всех он на заре,
красный гладкий гребешок,
это Петя. (Петушок)
- Мордочка усатая,
шубка полосатая,
часто умывается,
а с водой не знается. (кошка)
- Мы его чуть-чуть боимся,
шею вытянул, шипит!
И за новые штанишки
ущипнуть нас норовит.
машет крыльями, гогочет.
Ты узнай чего он хочет?
Это серый грозный. (гусь)
Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
пышный хвост - её краса
это хитрая. (лиса)
Стук в дверь
В: Кто там?
Л: Это я, Лисичка, пустите меня в свою избушку.
В: (оглядывается) Да тесно у нас.
Л: А я места много не займу,сама лягу на лавочку, хвостик спрячу под лавочку.
В: Ой, ребята, что-то знакомое в этих словах. Где-то мы это слышали? (задумывается)
Д: Да это лиса говорила так в сказке "Лисичка со скалочкой".
В: Ну может быть это не та лисичка. Давайте её пригласим. Иди, Ваня, пригласи, скажи: "Проходи,Лисичка, пожалуйста"
Ребёнок идёт и приглашает Лису в избу. Лиса входит и прячет скалку за спиной.
В: Ребята, давайте скажем: "Здравствуй,Лисонька, проходи, пожалуйста".
(обращается к Лисе) Почему ты стоишь у дверей и что там прячешь за спиной?
Л: (с неохотой) Да так. палочку-выручалочку! Нашла вот на дороге.
В: Палочку? А для чего она тебе нужна?
Л: (эмоционально) Ну как для чего? Обхитришь кого-нибудь с её помощью, глядишь и накормят тебя и переночевать пустят. А потом живу-то я в лесу, а кто вокруг меня (обращается к детям). Правильно: зайцы, волки, медведи и прочие зверюги, а с ними только не зевай! Вот палочка и помогает: где зайца стукнешь по голове или волка по спине ударишь, чтобы рыбу мою не воровал, а то и медведю подножку подставишь ради забавы, просто так - вот смехота, настроение хорошее целый день!
В: (покачивая головой) Ох и расхвалилась! Ребята, а можно так делать?
Д: Нельзя.
Л: Это ещё почему?
В: А вот сейчас ребята тебе и объяснят. Дети, объясните Лисе, что она делает неправильно?
Д: Нельзя драться, обманывать, обижать других. Даже с нами не поздоровалась.
В: Правильно вы всё сказали, молодцы! А ты, Лисонька, поняла свои ошибки? И не знаешь ты, какая волшебная палочка у тебя в лапах. Ты хоть знаешь как она называется?
Л: (задумалась)рассматривает скалку. Дети подсказывают ей.
В: Правильно, ребята, это скалочка и нужна она не для драки и плохих дел, а хорошая помощница для любой хозяйки. (К Лисе) Садись и слушай!
(к детям) А вы знаете для чего нужна скалка?
В: Да, скалка нужна, чтобы раскатывать тесто. А что можно приготовить из теста?
Д: Вареники, пельмени, пирожки,печенье, пряники.
В: А вы хотите научится делать пряники из теста при помощи скалки?
Д: Да
Л: Я тоже хочу.
В: Вначале нам нужно надеть фартуки и головные уборы, а также вымыть руки.
(уточняет для чего это необходимо).
Подойдите к столу, пожалуйста, и внимательно смотрите, что я буду делать. И ты, Лиса, смотри и запоминай. Сначала я возьму сито с мукой и припорошу стол мукой, чтобы тесто к столу не прилипало. Тесто уже готово. Вот оно. Кладу кусок теста на стол и чем же я его буду раскатывать?
Д: Скалкой.
В: А вот и скалка, рубля не жалко.
Станешь печь пироги,
скажешь: "Скалка, помоги!"
Она и поможет"
раскатает тесто.
Смотрите, я нажимаю на скалку посильнее, чтобы тесто лучше раскаталось. Беру формочку, а они у нас разные, значит и пряники получатся фигурные разные, прикладываю на тесто, сильно прижимаю и убираю. Получается пряник.
А теперь попробуйте сделать сами.
(Дети выполняют эти же действия самостоятельно. Воспитатель помогает советом)
В:(обращается к Лисе) Ну что, теперь поняла, как правильно пользоваться скалкой?
Лиса ставит скалку вертикально к столу, дети помогают ей и она начинает вместе с ними делать пряники. Во время работы звучит в записи русская народная мелодия. Готовые пряники выкладывают на противень.
Оставшиеся кусочки теста воспитатель собирает со словами " У хорошей хозяюшки ничего не остаётся, всё в дело идёт" и доделывает из них пряники.
В:Вот видишь, Лиса, для чего нужна твоя скалочка - для добрых дел. Ведь с её помощью мы смогли сделать много красивых пряников. Не даром говорят "Какие труды - такие и плоды!" А что же теперь мы будем с ними делать?
Д: Надо их поставить в духовку и испечь. (предлагают Лисе отнести их в печь)
В: Пока Лиса выпекает пряники, мы наведём порядок на столе.
(дети протирают мокрыми салфетками скалки, формочки, моют руки, снимают фартуки и головные уборы)
Заходит Лиса с пряниками на блюде, облизывается.
Л: Пока несла, чуть не съела всё, так они вкусно пахнут. Но теперь я знаю, что так делать нельзя, вы же меня научили вести себя правильно.
(протягивает детям блюдо "Берите!".
В: Нет, Лисонька, ты опять неправильно поступаешь. надо говорить: "Угощайтесь, пожалуйста!" У нас, на Руси,прежде гостю поднеси, а потом сам угощайся. (показывает на присутствующих гостей)
Лиса угощает гостей и детей со словами:
"Угощайтесь, пожалуйста, гости дорогие!"
"Угощенье от души слаще мёда-сахара!"
Л: Спасибовам, ребятишки! Спасибо тебе, хозяюшка! Научили меня уму-разуму. Как я рада, что постучалась в вашу избушку. Теперь я со своей скалочкой не растанусь. Она мне будет помогать делать много пряников. Я буду приглашать в гости медведя, волка, зайца, буду с ними дружить, чай с пряничками пить. Ещё раз спасибо и до свидания!
Воспитатель и дети прощаются с Лисой. Лиса уходит.
В: Ребята, вы такие молодцы! Сегодня вы научили Лису делать добрые дела, пользоваться скалкой и сами научились делать пряники из теста. Теперь и маме дома сможете помогать. А ещё вы были очень дружными и вежливами, такими всегда и оставайтесь! Ну вот и пришла пора прощаться. Скажем нашей избушке "До свидания!" а её хозяину домовёнку Кузе "Спасибо" за сюрприз, который он для нас подготовил. До новой встречи.