лилия ветренко
НОД по познавательному развитию в средней группе «Что такое заповедник?»
▼ Скачать
НОД в средней группы "Что такое заповедник"
Цель: формирование у детей понятий «заповедник» и "национальный парк». Задачи: познакомить с заказником нашего родного края; развивать у детей ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Публикация «НОД по познавательному развитию в средней группе „Что такое заповедник?“» размещена в разделах
Вводная часть
Воспитатель:
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце) (на экране появляется картинка солнца)
Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (Ответы детей).
Воспитатель: следующая загадка
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух) (на экране появляется картинка воздуха)
Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить? (Ответы детей).
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто такая? (вода) (на экране появляется картинка воды)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (гриб) (на экране появляется картинка грибов)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (ягода) (на экране появляется картинка ягод)
Гладишь –ласкается,
Дразнишь –кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит (собака)
-А еще каких животных знаете? (Ответы детей) (на экране появляется картинка животных)
Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, рыба, животные все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
Основная часть
-А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Ответы детей). А как человек помогает природе? (Ответы детей -люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
-А могут ли люди погубить природу? (Ответы детей- загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)
-Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений, которые мы можем увидеть в Красной книге (слайд 3). Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники и национальные парки.
-Что же такое заповедник? (Ответы детей). Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных (Слайд 4)
-А что такое Национальный парк? (Ответы детей). Это особая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена (или запрещена) деятельность человека (Слайд 5). Но разрешено посещение этой территории туристами и любителями природы. В заповедниках же запрещена не только любая хозяйственная деятельность, но и проникновение людей на его территорию. Интересно, что такое явление, как заповедник характерно только для нашей страны, в мире их почти нет. На территории России насчитывается 110 государственных природных заповедников и 49 Национальных парков России.
-Ребята, в нашем Черепановском районе тоже есть небольшой заповедник, но он называется по- другому –заказник. Раньше он назывался государственный бобровый. Как вы думаете почему? (Ответ детей). Правильно на этой территории водится очень много бобров (Слайд 6). Но в 2001 году этот заказник переименовали в государственный биологический заказник областного значения. С 2012 года официальное название заказника звучит так: государственный природный заказник регионального значения «Инской».
-Находится он в юго-западной части Черепановского района Новосибирской области, протянувшись узкой полосой вдоль р. Иня до границы с Сузунским районом, в 2 км от с. Карасёва и в 10 км от районного центра – г. Черепаново. Срок его действия – бессрочно.
-У черепановского заказника великая миссия – сохранение природных комплексов Заобской лесостепи в естественном состоянии. Всё, что растёт и цветёт, и все, кто летает, ползает, бродит и плавает на его территории размером в 12 тысяч гектаров, подлежат охране.
-Перечень охраняемых видов животных, упоминаемых в Паспорте заказника, велик! По данным на 2018 год, это 32 вида млекопитающих, 103 вида птиц, 4 вида земноводных, 4 вида рептилий, различные виды насекомых. Многие из них занесены в Красные книги различных уровней. В каждом семействе птиц и зверей свои законы и правила жизни. И о каждом можно рассказать много удивительного.
-И сейчас, мы с вами посмотрим некоторых животных, которые там живут.
БОБР (слайд 7)
Это самый крупный грызун и самый трудолюбивый зверь в нашем заказнике. Бобр в совершенстве владеет несколькими профессиями: он отличный дровосек, сантехник, архитектор, эколог, непревзойдённый строитель плотин. Он постоянно в делах. Как абсолютный растительноед, бобр в свой рацион включает до 300 видов растений. Хатки бобра – это настоящие крепости высотой 1-3 м, диаметром 10-12 м. Он строит их из хвороста, глины и земли, в них чисто и тепло даже зимой. Как ему удаётся обходиться без архитектурных чертежей и инструментов? Давайте посмотрим видео.
КОСУЛЯ (слайд 8)
Очень грациозная, гибкая и стройная, косуля отличается от других животных удивительно умным взглядом, - говорят зоологи. Кроме браконьеров, врагов у косули предостаточно. В заказнике на неё охотятся рыси, лисицы. Беспомощных новорожденных детенышей (их бывает 1-2, могут уничтожить филины и барсуки. Для безопасности косуля прячет их в разных местах. Олень по имени косуля очень быстро бегает и может развивать скорость бега до 65 км/час и делать невероятные прыжки-полёты, доходящие в длину до 10 метров!
ЗАЯЦ (слайд 9)
Как живут зайцы? Очень-очень тихо, практически без звуков и запахов. Летом они устраивают простые лёжки в траве, в борозде, в стогу сена. Зимой делают норки в снегу, не выгребая, а утаптывая в них снег. Зайчата рождаются крошечными (80—130 г, но покрытыми густым мехом, зрячими. Уже в первый день жизни они могут самостоятельно передвигаться. Заячье молоко очень жирное, поэтому кормить зайчат можно не чаще раза в сутки. В случае необходимости зайчихи могут покормить и чужих зайчат. К самостоятельной жизни зайчишки готовы уже в возрасте 2 недель.
Знаете ли вы, что исконный житель Сибири - это заяц-беляк? Заяц-русак был переселён в Сибирь (в Новосибирскую, Иркутскую, Читинскую области, Алтайский, Красноярский края) перед началом Великой Отечественной войны из Башкирии и Татарии.
БУРУНДУК (слайд 10)
Обаятельного, деятельного бурундука называют земляной белкой. Живёт он в подземных палатах, где есть и спальня и кладовые. Надо отметить, что запасы в кладовки бурундук носит, как и хомяк, в защёчных мешках. Причём, все запасы (до 10 кг орехов, жуков, семян овса и пшеницы, как у того же хомяка, рассортированы.
ФИЛИН (слайд 11)
Приходилось ли вам встречаться с филином? Его пугающий «хохот» в ночном лесу запоминается, говорят, на всю жизнь. Оперение этой совы мощного телосложения рассчитано на бесшумный полёт. Для филина характерны особые перьевые «ушки» и большие жёлтые совершенно неподвижные глаза. Селится филин далеко от соседа. Пару заводит один раз и навсегда. Но это не мешает ему ухаживать за своей подругой каждой весной с новым пылом. Гнездо филин строит на земле, в укрытии. И в нём нет ни травинки, ни пушинки, только небольшая вытоптанная ямка. До недавнего времени велось варварское истребление филинов. Считалось, что они наносят ущерб охотничьему хозяйству.
ПОГОНЫШ (слайд 12)
Небольшая скрытная птица погоныш - размером со скворца. Проживает она в прибрежных зарослях водоёмов. Её песня напоминает свист пастуха, погоняющего стадо, и слышна до 1, 5 км. Погоныш – умелый строитель. Из тростника и листьев злака он строит гнездо на кочке, но не простое, а с крышей и спуском к воде. Мало того, выстраивает ещё и помост из рогоза и камыша, на котором птицы любят отдыхать всей семьёй.
-Ребята, мы с вами посмотрели только малую часть животных, которые там живут. На самом деле их намного больше. И в следующий раз мы продолжим знакомство с ними.
-А сейчас я хотела вам предложить слепить бобров, так как их много у нас живет и соорудить им их домик –хатку.
Дети лепят, воспитатель помогает при необходимости. Вместе с детьми из прутиков сооружают хатку.
Заключительная часть
-Ребята, что же такое заповедник (Ответы детей)
-А как вы думаете, если бы не было заповедников у нас сохранились бы животные, птицы, насекомые? (Ответы детей)
-Что могло бы произойти, если бы люди не охраняли животных? (Ответы детей)