Заряна Казакова
НОД по познавательному развитию с детьми 6–7 лет «Лаборатория пана Кляксы» (элементарные опыты с водой)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию с детьми 6-7 лет в группе общеразвивающей направленности
"Лаборатория пана Кляксы
(элементарные опыты с водой)
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование представлений о способе измерения жидких веществ (воды).
Образовательные задачи:
1. Познакомить со свойствами воды;
2. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
3. Формировать умение в измерении жидкости;
4. Совершенствовать навыки порядкового счета.
Публикация «НОД по познавательному развитию с детьми 6–7 лет „Лаборатория пана Кляксы“ (элементарные опыты с водой)» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Кляксография. Рисуем кляксы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи: Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение, делать простые выводы, развивать мышление, кругозор, любознательность детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать партнерские взаимоотношения с детьми, умение работать в группах;
2. Воспитывать аккуратность при работе с водой;
3. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Интеграция образовательных областей:
1.«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность.
2.«Речевое развитие» - владение речью, как средством общения и культуры.
3.«Социально-коммуникативное развитие» - игровая деятельность.
4.«Художественно-эстетическое развитие» - музыкально-художественная деятельность.
5.«Физическое развитие» - двигательная деятельность.
Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Вода вокруг нас», «Волшебница вода», «Секреты воды». Чтение рассказов: М. Пришвин «Живительный дождик», «Сытые пузыри», сказок познавательного характера: И. Урядова «Сказка о воде», «Глупый зайчик и ручеек». Проведение опытов по определению свойств воды. Обсуждение с детьми, что они знают о воде, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Материалы и оборудование:
- диапроектор
- спецодежда (халаты) по количеству детей
- столы, клеёнки, ширма
- комплект для исследования №1 по количеству детей: стаканчики с водой, поднос, салфетки
- комплект для исследования №2: ёмкость с водой
- комплект для исследования №3 по количеству детей: стаканчики с водой, стаканчик с подсолнечным маслом, «палочки», краска, салфетки, коробочка с песком
- комплект для экспериментирования №4: колбы с водой в количестве 5шт., контейнеры, подносы, стаканы, «фишки». - карточки «Правила поведения в лаборатории», синяя лента, зеркальце, кувшин, фишки, «Чудо-очки» и эмблемы по количеству детей.
- аудиозаписи: «Весенняя капель», «Ветер», «Ручеек», «Солнечная капель», «Вечный двигатель»
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Вводная часть
Капитошка: Вы не слышали «весеннюю капель»?
Дети: ответы
(Дети встают полукругом) Капитошка: Ребята, закройте глаза, а руки протяните вперед ладошками вверх и прислушайтесь.
(1 слайд «Весенняя капель»)
(Звучит запись «весенняя капель», Капитошка проходит и «капает» каждому ребенку капельку воды из пипетки)
Капитошка: Что вы слышите?
Дети: ответы (сосульки капают, плачут)
Капитошка: А что у вас на ладошках?
Дети: ответы
Капитошка:Правильно! Молодцы! Это вода, мои сестрички-капельки.
(2 слайд «Капитошка»)
Капитошка: Я водяная Капелька,
Я очень всем нужна.
Покапаю, покапаю -
Получится вода!
А зовут меня Капитошка.
(3 слайд «Ветер»)
(Звучит запись «Ветер», появляется пан Клякса)
2. Основная часть.
Капитошка:Ой, а кто, Вы? Здравствуйте!
пан Клякса: Здравствуйте! Меня зовут пан Клякса, я живу и работаю в «Академии чудесных наук» и люблю заниматься разными опытами, испытаниями с водой. Вот узнал, что вас заинтересовала «весенняя капель». А хотите больше узнать о капели?
Дети:ответы
пан Клякса: Я приглашаю вас в лабораторию, но, чтобы попасть в неё, нам нужно «Волшебное заклинание».
(4 слайд «Ручеёк»)
(Звучит запись «Ручеёк»)
Капитошка: Я знаю, знаю! Нам поможет ручеёк (достает синюю ленточку). Повторяйте все за мной! Ручеек, ручеек в мире множество дорог. Помоги же нам немного – укажи ты нам дорогу
пан Клякса: Спасибо, Капитошка. Вот мы и оказались в моей лаборатории. Как вы думаете, что такое лаборатория? Чем в ней занимаются? Что нужно ученым для работы в лаборатории?
Дети: ответы (для работы в лаборатории нужно надеть специальную одежду)
пан Клякса: Какую?
Дети: ответы пан Клякса: Правильно, давайте наденем халаты (дети надевают халаты)
(5 слайд «Лаборатория»)
пан Клякса: Прежде чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории (показывает карточки)
1. Соблюдать тишину. 2. Внимательно слушать. 3. Не перебивать друг друга. 4. Внимательно следить за результатом опыта и сделать вывод.
(6 слайд «Вода жидкая, прозрачная, не имеет вкуса, запаха»)
(Пан Клякса предлагает детям стаканчики с водой, стоящие на подносе, на столе№1)
пан Клякса: Ребята, разбирайте стаканчики. Давайте сделаем глоток, что это?
Дети: ответы (вода) пан Клякса: Правильно вода. Есть ли у нее вкус? Дети: ответы (нет)
пан Клякса: Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
пан Клякса: Давайте ее рассмотрим. Ребята, какая вода?
Дети: ответы (вода прозрачная, бесцветная)
пан Клякса: Понюхайте воду и скажите, чем она пахнет?
Дети: ответы (ничем не пахнет)
пан Клякса: Давайте осторожно наклоним стакан, вода переливается с края на край. Что делает вода?
Дети: ответы (льется, переливается.)
пан Клякса: Почему?
Дети: ответы (потому что она жидкая.)
пан Клякса: Вода - это жидкость. Она, как волшебница, умеет
превращаться в росу, дождь, водяной пар, лед, снег, сосульки. А когда сосульки тают, то они становятся водой.
(дети ставят стаканчики на поднос)
(7 слайд «Способность воды отражать предметы»)
пан Клякса: А сейчас, продолжим наше исследование. Приглашаю всех подойти поближе.
(На столе №2 емкость с водой)
пан Клякса: Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?
Дети: ответы (я увидел своё лицо, отражение)
пан Клякса: Маша увидела себя, а Настя?
Дети: ответы
пан Клякса: А где ещё можно увидеть своё отражение?
Дети: ответы (в зеркале, в витрине магазина, и т. д)
Капитошка:А у меня же, есть зеркальце(достает и смотрит в зеркало)Свет, мой зеркальце, скажи, Да, всю правду расскажи
Кто на свете всех милее,
Всех красивей и добрее
пан Клякса: Капитошка, внимательно посмотри на отражение в воде, что ты видишь?
Капитошка: Ой, да это же я! Как в зеркале!
пан Клякса: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?
Дети: ответы
пан Клякса: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
(8 слайд «Растворение»)
пан Клякса: Переходим к следующему опыту.
(На столе №3 стаканчики с водой, стаканчик с подсолнечным маслом, «палочки», краска, салфетки, коробочка с песком)
пан Клякса: Перед вами, стаканчики с водой. Возьмите палочку и закрасьте воду.
Капитошка: Я хочу в красный, а ты? (обращается к ребенку)
Дети: ответы пан Клякса: Получилось? Вода окрасилась. Это говорит о том, что вода растворяет некоторые вещества, например краска, растворяется в воде. А сейчас мы с вами проверим. Растворится подсолнечное масло в воде или нет. Как вы думаете, что произойдет, если масло влить в воду?
Дети: ответы(масло не растворилось в воде, оно плавает по ее поверхности)
пан Клякса: А теперь, размешаем масло. Что с ним произошло? Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек. Жидкости не смешались, а расслоились. Это происходит из-за того, что плотность масла ниже плотности воды. Капитошка: У меня получилось, получилось! Посмотрите – масло, растворилось! (размешивая, жидкость в стаканчике)
пан Клякса: Ребята, давайте вспомним, какое правило поведения в лаборатории забыл Капитошка?
Дети: ответы (внимательно следить за результатом опыта и сделать вывод)
пан Клякса: Правильно! Надо внимательно следить за результатом опыта и сделать вывод. А для Капитошки, у меня есть «сложное» задание (берет коробочку с песком и аккуратно насыпает в стаканчик Капитошке)
пан Клякса: Капитошка, скажи нам, а песок воде растворяется или нет?
Капитошка: Вода стала мутной, грязной, но песок не растворился
пан Клякса: Правильно, песок не растворяется потому, что состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются
Капитошка: Вода, вода, кругом вода… А давайте, немножко поиграем.
(9 слайд «Речка»)
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)
Все как один, плывем, как дельфин
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой
пан Клякса: А теперь, ребята, вернемся к нашим опытам, обратите внимание на стакан, где растворяли масло. Что же мы видим?
Дети: ответы
пан Клякса: Масло не растворяется, оно плавает на поверхности.
(10 слайд «Объём воды»)
(на столе№4 стоят 5 сосудов с водой)
пан Клякса: Прежде, чем мы продолжим. Я предлагаю вам, надеть «Чудо-очки», чтобы улучшить зрение в 1000 раз!
(дети надевают очки)
пан Клякса: Что здесь стоит?
Дети: ответы (банки, колбы).
пан Клякса: Это моя коллекция стеклянных сосудов. А какие они, одинаковые или разные?
Дети: ответы (разные)
пан Клякса: А теперь загадка. В каком сосуде больше воды?
Дети: ответы (не знаем, называют номера)
пан Клякса: Я думаю -№1!
Капитошка: А мне кажется, -№4!
пан Клякса: А что нужно сделать, чтобы узнать?
Дети: ответы (надо измерить)
пан Клякса: Чем измерить?
Дети: ответы (мерным стаканом).
пан Клякса: Я буду измерять, а вы будете считать! Дети, кому мы доверим считать фишки?
Дети: ответы
Объём жидкости измеряют стаканом (условной меркой). Пан Клякса наливает воду из сосуда №1 в стакан, и дети считают число стаканов с помощью «метки», а Капитошка из сосуда №4, потом сравнивают результаты.
пан Клякса: в первом сосуде воды больше, чем в четвертом. И узнали мы об этом, когда измерили воду мерным стаканом.
Капитошка: Спасибо, пан Клякса, за интересные опыты с водой, мы тоже хотим показать тебе, умеем.
пан Клякса: тогда, 1,2,3 – все, что умеешь, покажи!
(11 слайд «Дети в лаборатории»)
танец «Вечный двигатель»
пан Клякса: Молодцы, очень способные ребята!
(12 слайд – все свойства воды на одном слайде)
пан Клякса: Давайте вспомним все свойства воды, о которых мы сегодня узнали.
Дети: ответы (перечисляют все свойства)
пан Клякса: Наши эксперименты на сегодня закончены, давайте снимем халаты. Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали о некоторых свойствах воды. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Я хочу вручить вам, эмблему «Академии чудесных наук».
(Вешает детям на грудь эмблему)
пан Клякса: Жду вас, у себя в академии. А сейчас мне пора возвращаться к своим ученикам. До встречи!
Капитошка: До свидания пан Клякса! А теперь, пора возвращаться домой.
(13 слайд «Ручеёк»)
(Звучит запись «Ручеёк»)
Капитошка: (достает синюю ленточку). Повторяйте все за мной!
Ручеек, ручеек в мире множество дорог. Помоги же нам немного – укажи домой дорогу
(14 слайд «Детский сад»)
3. Рефлексия
Капитошка: Ребята, а что вам, понравилось?
Игра «Умный кувшинчик»
Ответы детей (бросают в кувшинчик «фишки»)