Наталья Сертакова
НОД по познавательному развитию («Природный мир») «Полезный или вредный»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Показать детям, что в природе нет прямого разграничения на полезного или вредного животного в природе все необходимо и все взаимосвязано.
Оборудование: черно- белые картинки комары, кукушка, волк.
Ход НОД
-Ребята, вы много раз слышали «Это животное вредное, а это полезное». Но, это мы, люди, так разделили животных, потому что они нам либо вредны, либо полезны. А так ли на самом деле в природе?
Давайте поразмыслим.
Публикация «НОД по познавательному развитию („Природный мир“) „Полезный или вредный“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Комары (демонстрирую картинки, кто их не знает. Одолевают нас в летнюю пору. Только зайдешь в лес, а комары тут как тут. Летают вокруг, пищат, жалят, грибы и ягоды не в радость.
-Как вы считаете, вредные они или полезные? /ответы детей/
-Мы постоянно говорим «вот пропали бы все».
-Теперь представим, что комары все пропали. Стремительно летают ласточки в воздухе, но им не удается найти корм, а в гнезде их ждут малыши, пищат, корма ждут.
-Подумайте сами, что будет, если исчезнут комары? /ответы детей/
-Можно ли считать, что они вредные, что они лишние в природе? /ответы детей/
-Вот еще пример,. Кукушка. (картинка).
Вредная или полезная? /Ответы детей/
-Не вьет гнездо, а яйца подкладывает в гнезда других птиц. Кукушонок вылупляется из яйца раньше, чем птенцы его приемных родителей. А вылупившись, сраз же выбрасывает все другие яйца из гнезда. Значит, кукушка вредная.
По ее вине не появились на свет птенцы той птицы, в гнездо которой она подложила свое яйцо. Да если учесть, что кукушка то не одна, а их много, Сколько же погибает птенцов.
-Может быть, тоже кукушек выведем, они лишние в лесу? (ответы детей)
-Представьте, что кукушек в лесу не стало.
-что может произойти (ответы детей)
-некому теперь поедать разных гусениц, особенно волосатых, их не едят никакие другие птицы, только кукушки.
Много развелось гусениц. Дружно они грызут листья деревьев и кустарников.
-И что же произойдет с лесом?
-Хорошо. А вот волк. (демонстрац. карт волка)
-Уж он – то точно вредный (ответы детей)
-По лесам, по лугам рыщет. Разных зверей губит. А если в стадо домашних животных заберется – беды не миновать. Долго так считали. Даже истреблять их стали. Но оказалось, что волк может догнать, а значит и убить только больное, слабое животное. Меньше стало волков. От больных животных стали заболевать здоровые. Так погибло много ценных лесных зверей. И люди изменили свое отношение к волкам.
-А вы? Как теперь вы думаете? (ответы детей)
-По поводу того, есть ли в природе только вредные или только полезные животные. Н. И. Сладков даже сказку сочинил. Вот послушайте ее.
Привели воробья к лесному судье филину. Сорока не удержалась затараторила: «По чужим огородам шастаешь! Тайно проникаешь на склады с зерном. Колоски на полях вылущиваешь. И фамилия подозрительная: «Во – ро – робей». А еж пыхтит: «От темных воробьиных сторон перейдем к светлым.
Во-первых, зимой сорняки клюет.
Во-вторых, все лето с воробьихой и воробьятами вылавливает вредных насекомых. Для полей, садов, огородов вредных, а для них воробьев даже полезных. Урожай берегут. Даже с саранчой бьются. Разве жалко за это угостить их вишенкой или зернышком».
-Это, конечно, сказка, не было никакого суда в лесу, и филин – он просто птица, а не судья. Но по существу здесь все правда.
-Вот и подумайте сами: есть ли в лесу только вредные или только полезные животные? (ответы детей)
Итог: - Да ребята, в природе все взаимосвязано. Нет вредных или только полезных животных.