ирина попелюх
НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Лесные модники — грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
Цель: формирование первичных представлений об особенностях природы.
Программное содержание
Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах; закрепить знания детей о внешних признаках грибов.
Развивающие : развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о грибах, творческое воображение; развивать мышление, память и речь.
Публикация «НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Лесные модники — грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением грибов, чтение стихов и загадок о грибах, чтение сказки В. И. Даля «Война грибов с ягодами».
Словарная работа: грибница, боровик, сморчок, моховик, опёнок, волнушка, дубовик, бор, глухомань, губка, губчатый.
Материалы и оборудование: муляжи грибов, письмо от Лесовичка, карточки с загадками, фланелераф, модель грибницы, слайды с изображением грибов.
Ход деятельности
- Ребята, кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шляпкой головы. (Гриб)
-Правильно и мы с вами поговорим о грибах. Их на свете очень много: 100 тысяч видов. А какие грибы вы уже знаете?
Дети: Белый гриб, мухомор, лисички, подберёзовик…
-Сегодня почтальон принёс к нам в группу необычное письмо, на котором написано:
Кому: Детский сад.
Самым любознательным.
От кого: Дедушки Лесовичка
Послушайте, что пишет нам дедушка Лесовичок:
«Здравствуйте дорогие ребята! Наступила осень. Погода стоит ещё тёплая, но лес уже готовится к зиме. Деревья роняют листья. А под листьями то здесь, то там выглядывают лесные модники – грибы. Многие думают, что гриб растет сам по себе. Это не так. Под землей есть грибница, а от нее тянутся длинные тонкие нити к грибу, и к этому, и вот к этому….» (Показ слайда)
-Так почему же грибы не растут поодиночке?
Дети: Без грибницы гриб погибнет, он питается от неё.
Дети составляют на фланелеграфе модель как растут грибы : грибница, тонкие нити, изображения грибов.
-Вы знаете, что тонкие, белые, похожие на паутинку нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и посылают дереву воду с растворенными в ней минеральными солями.
-Дальше дедушка пишет, что:
«Белый гриб, его еще называют боровиком, растет на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог, в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка – губчатый, у молодого гриба – белого цвета, у зрелого – желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно на излом белый. Так он ничем не пахнет, но если засушить…» (Показ слайда)
-Какие съедобные грибы вы ещё знаете?
Дети: Лисички, подосиновик, подберёзовик, опята, маслёнок…
-Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы : бледная поганка и мухомор. Вот что о них пишет Лесовичок:
«Самый опасный из ядовитых грибов – бледная поганка. (Показ слайда)
Съешь ее и умрешь. Шляпка у нее в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зеленого или серо-зеленого цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом наверху и оторочкой у основания. Обычно бледная поганка растёт в лиственных лесах. Ну, а мухомор вы ни с чем не спутаете: шляпка у него ярко-красная с белыми крапинками, на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. (Показ слайда)
А знаете что? Мухомор – гриб не такой простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Мухоморами не брезгуют, например, сороки и белки. А лоси проглатывают его целиком, иногда по нескольку штук за один раз. Зачем? Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!»
-Почему мухомор назвали мухомором?
Дети: Настойка из гриба гибельна для мух. Муха + морить = мухомор.
-Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор?
Дети: Полюбуемся лесной модницей и пройдём мимо.
Физкультминутка
Утром дети в лес пошли.
И в лесу грибы нашли.
Наклонились, собирали,-
По дороге растеряли!
(Шаги с высоким подниманием ног. Равномерные приседания. Наклоны вперёд. Ритмичное разведение рук в стороны).
- Век у гриба не долог, несколько дней и все, а вот грибница – живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы, - живут до ста лет.
- Почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать?
Дети: Маленький должен вырасти, а старый все равно в пищу не годится – пусть им лесные жители побалуются.
-Лесовичок спрашивает, знаете ли вы правила сбора грибов :
Дети:
• Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь.
• Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом.
• Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться.
• Деревья и грибы между собой дружат.
-А ещё дедушка Лесовичок прислал нам загадки:
Лета первая примета:
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета,
На пятнистом корешке. (Подберезовик) (Показ слайда)
Он в осиннике родится
Как в траве не притаится,
Все равно его найдем
Шапка красная на нем. (Подосиновик) (Показ слайда)
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята) (Показ слайда)
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Подняв над головой. (Моховик) (Показ слайда)
-Ребята, Лесовичок нас спрашивает, за что грибам дали такие названия :
-«подберезовик»? (Показ слайда)
Дети: Гриб под березами растет.
-«подосиновик»? (Показ слайда)
Дети: Гриб под осинами растет.
-«лисички»? (Показ слайда)
Дети: Растут лисички семейкой. Издали семейка рыжая может лисенком показаться. Хитрые грибки, искать надо, прячутся хитро.
-«моховик»? (Показ слайда)
Дети: Мох предпочитает, его ножка во мху утопает.
-«опенок»? (Показ слайда)
Дети: Вокруг пня селится. Тоже семейкой растет.
-«бледные поганки»? (Показ слайда)
Дети: Грибы самые ядовитые.
-«рыжик»? (Показ слайда)
Дети: Рыженький, яркий гриб, очень под елками любит прятаться.
-«волнушка»? (Показ слайда)
Дети: Шляпка у гриба розовая, и по ней волны белые расходятся. Из-за рисунков этих, волн, волнушкой и назвали.
-«дубовик»? (Показ слайда)
Дети: Гриб дубовые леса любит.
-«сморчок»? (Показ слайда)
Дети: Гриб сморщенный весь, шляпка смятая.
-«масленок»? (Показ слайда)
Дети: Шляпа, словно маслом намазана, блестит и гриб из рук выскальзывает.
-белые грибы – боровики? (Показ слайда)
Дети: Боровики любят боры, сосновые леса. Когда вариться будут, эти грибы еще белее станут.
-И заканчивает Лесовичок своё письмо такими словами:
«Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет да еще полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернет, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем забывать об этом».