Светлана Гришина
«Число 10». Конспект НОД по познавательному развитию детей в подготовительной группе по программе «Игралочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационный момент:
«Мы все вместе встали в круг
Ты- мой друг и я-твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся»
1. Введение в ситуацию
Ребята, слышали ли вы такое выражение «Землю солнце красит, а человека – труд»
-Как вы его понимаете?
-Про героиню какой сказки можно так сказать?
…«Золушка», «Рукодельница и ленивица», «Морозко»
- У Золушки скопилось очень много дел по дому. Она просит вас ей помочь.
-Хотите? …да
2. Игровая деятельность
2.2. Работа в учебнике-тетради
Дидактические задачи:
Публикация «„Число 10“, Конспект НОД по познавательному развитию детей в подготовительной группе по программе „Игралочка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
1). тренировать умение пользоваться часами, ориентироваться на листе
2).закрепить порядковый счет
Проходите за столы и открывайте тетради на стр 41
- Золушка очень многое успевает сделать за день не потому, что она трудолюбивая и аккуратная девочка, но еще и потому, что она умеет распределять и беречь время.
А для этого надо уметь пользоваться часами.
--Умеете ли вы определять время по часам?
--Какое время показывают часы, стоящие в верхнем ряду на первом месте слева? (3 часа)
--Какое время показывают часы, стоящие в нижнем ряду на первом месте слева? (2ч, на третьем месте слева? (1 час)
-- Хотите узнать, во сколько Золушка встает?
— Найдите часы, стоящие в верхнем ряду на первом месте справа. Какое время они показывают? - 5 ч
— В 10 часов просыпаются мачеха и сестры
— Где расположены часы, которые показывают 10 часов? (В нижнем ряду на втором месте слева.)
--Соедините линией циферблаты часов с соответствующим числом.
--А теперь я прошу вас по очереди назвать время, которое показывают часы в верхнем, а затем в нижнем ряду.
-Молодцы помогли Золушке разобраться в часах
2.2. Работа в учебнике-тетради («Игралочка — ступенька к школе», ч. 4 (2).
Дидактические задачи:
1) тренировать умение сравнивать числа в пределах 10, определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого;
2) сформировать опыт самопроверки по образцу, действия по алгоритму, предварительно проговаривая его основные шаги.
№2. с. 41. «Сравни с помощью знаков >, < или =».
--Что вы видите на рисунках?
--Мачеха велела Золушке сварить варенье, помыть посуду и почистить овощи. Золушка просит вас помочь ей сравнить ягоды по количеству.
— Как вы будете сравнивать?
Дети проговаривают алгоритм сравнения :
— Сначала посчитаем ягоды земляники (черники) и запишем их количество в клетках.
Дети считают ягоды и печатают числа 10 и 7 в клетках.
— Что больше — 10 или 7? Почему?
— (10 больше, чем 7, потому что 10 при счете идет после 7.)
Дети пишут знак «>».
— Как узнать, на сколько 10 больше, чем 7? (Надо провести ниточки, соединяя между собой ягоды земляники и черники. Оставшиеся без пары ягоды земляники покажут, на сколько 10 больше, чем 7.)
Второе и третье задание дети выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу:
Игра «Отдых».
Дид. задачи: организовать активный отдых детей.
- Несмотря на тяжелую работу, Золушка не унывает. Когда у нее выдается свободная минутка, она любит потанцевать.
Покажете Золушке новым танцевальные движения? Сможете?
Воспитатель включает музыку, и дети танцуют в кругу, поочередно показывая движения. А остальные дети повторяют их
1) Работа в учебнике-тетради
Дидактические задачи: тренировать умение составлять задачи по картинкам, соотносить условия задач со схемами, анализировать и решать их;
1) закрепить порядковый счет, умение ориентироваться на листе;
2) сформировать опыт самопроверки по образцу.
№ 3. с. 42. «Составь задачи, подбери к ним схемы, запиши решения».
. Дети садятся за столы
- Ребята, Золушка не могла ходить в школу, но ей очень хотелось многому научиться. Она часто повторяла пословицу, которую ей когда-то говорила матушка: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
— Как вы ее понимаете?
- Отец принес Золушке учебник по математике, и в редкие свободные минутки Золушка самостоятельно занимается. Ей тяжело понять задачи.
— Хотите помочь Золушке составить, проанализировать и решить задачи?
- Первая задача может звучать так: «В доме было 10 окон. В 6 окнах зажгли свет. Сколько окон пока не зажглись?»
— Что в задаче нужно найти? (Часть.)
— Как можно найти часть? (Надо от целого отнять известную часть.)
— Известно ли нам целое? (Да. Это 10.)
— Известна ли нам одна часть? (Да. Это 6.)
— Подберите для этой задачи схему.
Дети находят схему, рассказывают о ее местоположении:
«Подходит схема, расположенная на первом месте сверху» — и рисуют линию от картинки с задачей к схеме.
— Запишите решение этой задачи.
Для проверки воспитатель записывает на доске правильное решение.
Аналогичная работа проводится с задачей про елку.
Последние два задания дети выполняют самостоятельно. Для проверки воспитатель задает вопрос:
— В каком месте находится схема для задачи про яйца (про цветы? (На втором месте снизу (на первом месте снизу).)
Воспитатель записывает на доске решение сначала одной, а затем другой задачи, и дети проверяют правильность своего решения.
2.5. Работа в учебнике-тетради
Дидактические задачи:
— закрепить представления о составе чисел в пределах 10, смысле сложения, взаимосвязи между частью и целым;
— тренировать умение соотносить числа с символами, использовать счетные палочки для решения примеров;
— сформировать опыт выполнения действий с комментированием, самопроверки по образцу.
№ 4. с. 42.
Воспитатель кладет на стол счетные палочки.
- Ребята, Фея тоже иногда дает Золушке интересные задания.
— Хотите и вы выполнить задание, данное Феей? Сможете?
— Какие числа обозначаются одинаковыми значками? (Одинаковые.)
— Какие два одинаковых числа надо сложить, чтобы получить число 10? (Надо сложить 5 и 5.)
— Какое число зашифровано красным кругом? (Число 5.) Дети печатают число 5 в клетках рядом с красным кругом.
— Второе задание дети выполняют с комментированием: «Складывают два одинаковых числа и получают число 8. Желтым кругом
зашифровано число 4».
Далее дети расшифровывают числа самостоятельно. Для проверки воспитатель задает вопрос:
— Какое число зашифровано синим (зеленым, голубым) кругом? (Число 3 (2,1).)
Далее воспитатель обращает внимание детей на то, что в равенствах, расположенных в рамке, нарисованы не все кружки.
— Какое первое (второе) число? (Это число 5 (4).)
— Выложите 5 палочек, а рядом еще 4.
— Сколько палочек надо добавить, чтобы получилось 10? (1 палочку.)
— Каким кругом зашифровано число 1? (Голубым.) Дети рисуют голубой круг.
Второе задание дети выполняют с комментированием: «Складываем синий и зеленый круг. Значит, к 3 прибавляем 2».
Дети выкладывают счетные палочки.
«Для того чтобы получилось 10, надо еще добавить 5. Число 5 зашифровано красным кругом. Рисуем красный круг».
3. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи: сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя.
— Умницы и умники подойдите ко мне. Кому вы сегодня помогали
— Понравилось вам помогать золушке?
— Смогли вы ей помочь и справиться с заданиями?
— Какие знания и умения вам дали возможность помочь Золушке?