Лариса Ахременко
НОД по познавательному развитию «Что мы знаем о перелетных птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
"Что мы знаем о перелетных птицах?"
Программное содержание:
1. Познакомить детей с особенностями биологии птицы.
2. Пополнить знания детей о строении и расположении гнезд птиц.
3. Уточнить знания детей о перелетных птицах, условиях их жизни; об их пользе; закрепить понятие "перелетные птицы".
Публикация «НОД по познавательному развитию „Что мы знаем о перелетных птицах?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
4. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход занятия
Залетает в приемную самолет. Обратить внимание, какой он необычный. На самолете что-то написано.
- Ребята, хотите узнать, кто отправил нам его? Отгадайте загадку.
Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса,
их под звон и гомон птичий Охраняет кто? (лесничий)
- Лесничий, ребята, предлагает отравиться на экскурсию в лес и быть его помощникамиюннатами. А чтобы все видели, что вы юннаты, он изготовил для вас эмблемы.
Звучат в грамзаписи "Голоса весеннего леса". Заходим в экологическую комнату, предлагаю вдохнуть, обратить внимание, какой воздух свежий, как светло и просторно в лесу.
1. Как вы думаете, почему в лесу так весело поют птицы?
2. Зачем птицы прилетают к нам весной? (свить гнезда, выкормить птенцов)
3. Как называют таких птиц? (перелетные)
4. Почему их называют перелетными? (они приспособлены к жизни в теплых краях, летом они легко находят себе корм, (какой, выводят птенцов; украшают нашу жизнь пением; оберегают посевы, леса от вредителей, а с похолоданием птицы улетают в дальние края, т. к. для них нет корма).
5. А как птицы находят дорогу обратно? (по звездам, солнцу, по приметным местам)
- Сейчас вы встретитесь с птицами, которые прилетают к нам весной. Как мы назовем их одним словом? (перелетные)
А загадки вам в этом помогут:
1. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по полю вскачь,
А зовется птица. (грач).
(дети рассказывают, что они знают о граче) 2. На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его. (скворец)
(скворцы прилетают вслед за грачами, занимают скворечники, а кому не досталось скворечника, занимают дупла, селятся под крышей домов, имеют желтый клюв)
3. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
(жаворонок - певчая птица, с хохолком на голове. Рассмотреть гнездо, которое сделано из травы и листьев; объяснить, где устраивает гнездо жаворонок)
4. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик над окном
Из травы и глины. (ласточка)
(ласточка прилетает к нам теплом, из далекой Африки, ловит насекомых на лету, вьет гнезда из травы и глины над крышей домов, хвост вилочкой)
5. Яркая, приметная,
В голубеньком беретике, Буро-красная манишка,
А росточком - с воробьишку. (зяблик)
(ярко-окрашенное оперенье, устраивает гнезда на деревьях, гнездо в виде чашечки, певчая птица)
6. Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
(кукушка не вьет гнезд, подкладывает яйца в гнезда других птиц, питается мохнатыми гусеницами, которых другие птицы не клюют, тем самым приносит пользу лесу)
- А как поет кукушка? (звукоподражание)
- А знаете ли вы, что кукует только самец? Самки на его песню тихо отвечают "кли-кли-
кли". (предложить сначала мальчикам произнести "ку-ку", а девочкам тихо ответить "кли-кликли")
- А сейчас мы с вами поиграем. Кто правильно ответит на вопрос, тот превратится в птицу :
1. Хвост вилочкой у кого? (шапочка ласточки дается ребенку)
2. Какая птица прилетает первой?
3. Желтый клюв у кого?
4. Устраивает гнездо в траве?
5. Певчая птица с ярким опереньем?
6. Подкладывает яйца в чужие гнезда?
- Вот вы все превратились в птиц. Что птицы днем делают? (летают, добывают корм, а ночью? (летят в свои гнезда) Когда вы услышите слово "день" - будете летать, искать корм; а когда услышите слово "ночь" - полетите в свои гнезда. Вспомните, где какая птица устроила себе гнездо, и кто какая птица из вас, не ошибитесь.
После игры спросить детей:
- Дети, а что вокруг нас, чего мы не видим? А можно воздух почувствовать? Когда?
- А почему человек не может взлететь? (дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь
взлететь)
Продемонстрировать падение двух листов бумаги. Один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Попросить объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист медленно. (гладкий лист легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь)
Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний предложить пройти в "ЛЕСНУЮ ШКОЛУ".
Предложить птичьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).
Вопросы:
1. Чем перышки отличаются друг от друга?
2. Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
3. Где на теле у птицы растут пуховые перья?
4. Какое перо помогает птице летать и называется маховым?
5. Легкое оно или тяжелое?
6. Почему оно легкое?
7. Где на теле у птицы есть маховые перья?
Затем показать на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешает птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
Физминvтка
Руки подняли и помахали Это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти стряхнули Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
- А что еще делает птицу легкой? Как она ест - много или мало? Часто или редко? Делается
вывод о том, что помогает птице летать по воздуху.
Птицы летают, потому что у них:
1. широкие крылья и хвост;
2. легкие перья с полым стержнем;
3. жесткие маховые перья;
4. птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.
Дети приглашаются на поляну, появляется волшебная птица, которая живет в лесу у Лесничего. Она говорит ребятам, что наблюдала за их экскурсией по лесу и была восхищена знаниями детей о перелетных птицах. Хвалит тех, кто хорошо рассказывал.
- А сейчас тот, кому птица на ладошку сядет, что интересного узнал, расскажет.
- Ребята, а у волшебной птицы есть птенцы, они уже подросли и хотят жить у вас, Лесничий
вам их дарит.