Елена Волкова
НОД по ознакомлению с окружающим «Рассказ про коростеля» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с окружающим.
Рассказ про коростеля.
Для детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: проектор, компьютер, цветные карандаши, гребенка, небольшая палочка.
Дидактические материалы: презентация «Рассказ про коростеля» (прилагается, фото для презентации взяты из источников Интернет, находящихся в общем доступе, видеоролик «Коростель», сюжетная картинка, раскраска «Коростель на лугу» формата А5 (образец прилагается) по количеству детей.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим „Рассказ про коростеля“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель:
- познакомить детей с птицей коростель; изучить внешний вид, образ жизни, питание, местообитание.
Задачи:
-воспитание бережного отношения к птицам;
– содействовать развитию внимания, памяти, воображения, мышления и связной речи дошкольников;
- формирование интереса и бережного отношения к живой природе;
- развитие творческих способностей детей и интереса к рисованию.
Методы и приемы:
- Практические: выполнение практического задания раскраски «Коростель на лугу».
- Словесные: беседа, ситуационные вопросы и ответы, пояснения, составление рассказа по сюжетной картинке.
Время проведения: 25-30 минут в случае необходимости можно вносить дополнительные коррекции.
Сроки проведения: в течение сентября 2022 года.
План занятия:
I. Мотивированно-организационная часть — 3 мин.
II. Основная часть — 17 мин.
III. Заключительная часть — 5 мин.
Ход занятия
1. Основная мысль: Организационный момент.
Действие: Воспитатель рассаживает детей полукругом на стульчики перед экраном.
2. Основная мысль: Мотивационный момент.
Действие: В. обращается к детям: Ребята, в природе есть птицы, которые очень быстро бегают. Каких вы знаете? (самый распространенный ответ детей — страус). В нашем крае есть одна птица, которая отлично бегает, хорошо прячется и увидеть ее большая удача. Сегодня мы с ней познакомимся.
3. Основная мысль: Просмотр видеоролика «Коростель»
Действие: В. комментирует: Ребята, наша птичка выглядывает из травы, прислушивается к соседу и голосит. Бегает удивительно быстро: при этом наклоняет голову, вытягивает шею и на каждом шагу кивает головой. У нее очень своеобразный крик.
4. Просмотр презентации «Рассказ про коростеля»
Слайд №1 «Знакомство с коростелем»
Основная мысль: Птица - коростель
Действие: В. говорит: Ребята, нашу птицу зовут коростель. Такое сложное и необычное имя.
Давайте проговорим все вместе: ко-ро-стель (ребята проговаривают название птицы по слогам)
Слайд №2 «Внешнее строение»
Основная мысль: Изучение внешнего строения
Действие: В. рассказывает : Мы с вами увидели, что по своим размерам коростель - небольшая птичка. С цыпленка. Цвет оперения довольно пестрый, рыже-бурого цвета.
Слайд №3 «Местообитание»
Основная мысль: Местообитание коростеля
Действие: В. рассказывает : Живет коростель в полях и лугах с высокой травой. Там он прокладывает себе особые ходы, по которым и бегает с большим удобством, не шевеля ни одной травинкой. Гнезда устраивают на земле, в сухом затемненном месте. В нашем крае коростель встречается по берегам рек Поль и Бужа, здесь ему хорошо живется. Именно поэтому на эмблеме национального парка «Мещера» изображен коростель.
Слайд №4 «Кто скрипит в густой траве?»
Основная мысль: Особенности голоса птицы.
Действие: В рассказывает : В прекрасные теплые майские вечера с лугов и полей доносятся странный трескучий звук, похожий на скрип пилы. Его также можно сравнить со звуком, который получается, если провести чем-либо по зубьям расчески: «тр-р-р, тр-р-р».
Воспитатель берет в руки гребенку и палочкой проводит по зубьям. Дети слушают издаваемый звук и повторяют за воспитателем.
В. добавляет: Звук слышен в тихую погоду дальше километра и повторяется, иногда до сотни и даже до 300 раз подряд.
Слайд №5 «Чем питается коростель»
Основная мысль: Рацион питания
Действие: В рассказывает : Коростели питаются насекомыми – жуками, стрекозами, кузнечиками, а также дождевыми червями и слизнями. Иногда птица может побаловать себя ягодами. Если они висят высоко, то коростель не станет тратить силы на то, чтобы достать и сорвать. Птица станет употреблять в пищу только то, что находится на уровне ее роста.
Слайд №3 «Перелетная или зимующая»
Основная мысль: Коростель — перелетная птица.
Действие: В. рассказывает : Коростели улетают зимовать в Африку рано осенью, уже сейчас они покидает обжитое место обитания. Перелеты совершают в ночное время. Редко можно встретить косяки коростелей, так как они перемещаются поодиночке. Только в опасных ситуациях, когда их ожидает полет над горами или морем, птицы сбиваются в небольшие группы.
Слайд №5 «Физкультминутка»
Основная мысль: Пальчиковая гимнастика
Действие: В. обращается к детям: Ребята, давайте немного отдохнем:
В. показывает игру детям по алгоритму:
1. В. показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
2. В. и ребёнок выполняют движения одновременно, при этом воспитатель тщательно проговаривает текст
3. Ребёнок выполняет движения с небольшой помощью воспитателя, который произносит текст:
Эта птица – соловей (Загибают пальчики по одному на обеих руках.)
Эта птичка – скворушка,
Эта птица – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички по домам (Машут обеими руками, как крыльями.)
В. спрашивает: Ребята, вспомните, о какой птичке мы говорим? (ответ детей - коростель)
Слайд №6 «Рассказ про коростеля»
Основная мысль: Составление рассказа по сюжетной картинке
При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Детям нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить некоторое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.
Действие: В. задает наводящие вопросы:
1. Какое время года изображено?
2. Назовите названия растений?
3. Сколько птенцов у коростеля?
4. Чем заняты птицы?
В. говорит: Ребята, какой интересный рассказ у нас получился.
5. Практическая часть. «Раскраска коростель на лугу».
Действие: В:. предлагает детям раскрасить раскраску цветными карандашами
Слайд №6 «Спасибо за внимание»
Основная мысль: рефлексия занятия.