Папки-передвижки

НОД по окружающему миру с детьми 6 лет «Вводное занятие: Как мы узнаем о жизни людей в прошлом. Письменные источники»

Светлана Горева
НОД по окружающему миру с детьми 6 лет «Вводное занятие: Как мы узнаем о жизни людей в прошлом. Письменные источники»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста «Вводное занятие : Как мы узнаем о жизни людей в прошлом. Письменные источники

Задачи: Познакомить детей с понятиями отчествоведение, история, археология; воспитывать интерес к знаниям о возникновении письменности; активизировать словарь детей, пополнить его новыми словами, понятиями.

Публикация «НОД по окружающему миру с детьми 6 лет „Вводное занятие: Как мы узнаем о жизни людей в прошлом, Письменные источники“» размещена в разделах

Оборудование: археологические вещественные источники : посуда, игрушки, письменные источники – береста, камни, модели указов, свитки для каждого ребенка, густо тонированный лист бумаги черного цвета (чтобы можно процарапать рисунок деревянной палочкой, деревянная палочка, белый лист бумаги, карандаш, картинки со сценами из жизни древних людей для фланелеграфа

Ход занятия:

Вводное слово воспитателя : На занятиях отчествоведения мы будем изучать прошлое нашей Родины, ее историю. Отчествоведение – состоит из слов: отечество – земля отцов, предков, общая для нас родная страна, Родина и ведать – знать, изучать.

История – исследование, рассказ о событиях, наука, изучающая как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас.

А как люди узнают о прошлом своей Родины? (ответы детей)

В те давние времена жизнь людей не была похожа на современную. Все было иным. Далекое прошлое не исчезает без следа. Остаются развалины древних зданий, могилы людей, обломки посуды, оружие и др. Их нужно найти и изучить, чтобы узнать о жизни людей в древности.

Есть такая наука – археология – наука о древности, наука, изучающая жизнь людей. Ученых, производящих раскопки и изучающих найденные предметы называют археологами.

Развалины зданий, оружие, украшения и др. могут рассказать о жизни людей в древности. Но разве вещь расскажет нам о том, о чем мечтали, радовались и печалились наши предки? (Ответы детей) А ведь интересно знать, какой характер был у них, какие они пели песни.

Давайте представим, что мы сейчас не в детском саду, у нас нет телевизоров, радио, телефонов, а живем мы в лесу. Далеко друг от друга.

И вот, Саша пошел на рыбалку, наловил много рыбы и захотел позвать к себе Федю. Федя живет далеко, за лесами, за реками. Как же Саше позвать к себе Федю (Ответы детей) А древний человек развел костер, от костра поднялся дым, он накрыл его, отпустил, накрыл, отпустил. Получилось первое сообщение. Его видно издалека и кричать не надо.

А потом с нашим древним человеком случилась другая история. Пошел он однажды на разведку – посмотреть, где в реке рыба водится, где олени пасутся, где растет много грибов и ягод. (картинки на фланелеграфе). Идет-идет, вдруг слышит, кто-то урчит в кустах. Решил посмотреть, кто это. Подкрался поближе. Да это медведь малину ест! (картинки) Да не столько ест, сколько давит. Жалко стало человеку ягод – столько времени его семья малины не видела! А если ее засушить, да зимой ее горячей водой залить, тогда не страшна никакая простуда! Решил он вернуться к дому и позвать всю семью малину собирать, а то ее всю медведь передавит. Возвращается домой, а дома-то и нет никого. Мужчины на охоту ушли, а женщины съедобные корешки на зиму искать ушли, детишки хворост для костра собирают. Что делать? Возвращаться одному в малинник страшновато: вдруг косолапый рассердится, да все косточки ему переломает! Не до малины тогда будет. Да и не собрать ее одному так много, чтобы на всю большую семью хватило. И потом, вдруг он уйдет, а тут вернутся все и не будут ничего знать про малину и помочь ему не смогут. Что делать (Предположения детей)

Надо сообщить семье. А как? (предположения детей)Писать древние люди еще не умели, телефонов не было. Как? И тогда человек придумал нарисовать послание. Рисунок должен быть очень простым, нет у нашего человека много времени, и понятным, чтобы остальные сразу поняли. Где будем писать?

Дети чаще всего предлагают рисовать на земле, песке медведя в малине, человека с большой корзиной и др. только на земле, песке рисовать будет трудно, да и вдруг дождь пойдет? Давайте сделаем так. Возьмем рисунок корзины – чтобы люди знали, что с собой брать; малину – чтобы люди знали, что они увидят; ноги (схематично) – что надо делать – стоять, бежать, идти; стрелку – в каком направлении. Все знаки рисуются или прикрепляются к доске.

Вот у нас и получилось письмо в рисунках.

Самое первое письмо человек нарисовал на земле палочкой. И его друзья все поняли.

Предложить детям самостоятельно нарисовать письмо на тонированных листах деревянной палочкой.

Но однажды человек оставил свое письмо друзьям и вдруг пошел сильный дождь и все письмо смыл. Как быть? (предположения детей) Человек придумал оставлять свои послания на чем-то, что не сможет испортить дождь, снег, солнце. И он выбрал… (предположения детей) камень.

Чем рисовать будем? Предложить детям оставить послание на камне. Тяжело? А если надо написать длинное послание, сколько же нужно камней? Что делать? (предположения детей)

Человек стал царапать послания на коре деревьев. Но для этого подходила кора не всех деревьев, а только березы. Ее снимали со ствола, варили, клали под пресс и писали на внутренней стороне. Так и появились берестяные грамоты. Предложить детям написать что-либо.

Но и береста не была долговечной, ее поедали жуки, она рассыпалась, могла сгореть. Люди придумывали различные способы, подыскивали материалы, на чем можно оставлять сообщения. (предположения детей) Потом изобрели бумагу. А чем писали? (предположения детей).

Итог занятия. Что нового узнали, какие слова запомнили. Предложить нарисовать наиболее запоминающиеся моменты.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Путешествие в Финляндию» Конспект НОД по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема. Путешествие.

Презентация «Зимние виды спорта» Я считаю, что сейчас, когда в России полным ходом идет подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи – 2014 года, вопрос спорта и развитие физической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по окружающему миру с детьми 6 лет «Вводное занятие: Как мы узнаем о жизни людей в прошлом. Письменные источники»
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 14:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по окружающему миру с детьми 6 лет «Вводное занятие: Как мы узнаем о жизни людей в прошлом. Письменные источники»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Горева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД