Полыгалова Татьяна Николаевна
«Экскурсия в музей «Моя Россия». НОД по нравственно-патриотическому воспитанию (музейная педагогика)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК
Занятие по нравственно - патриотическому воспитанию
"Экскурсия в музей «Моя Россия» "
Подготовила
первой квалификационной категории
Полыгалова Т. Н.
2024 учебный год
с. Новоегорьевское
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Воспитывать желание бережно относиться к природным богатствам.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, нравственно – патриотические чувства.
Активизировать словарь:
Существительных - страна, родина, Россия, Отчизна, Отечество, герб, флаг, гимн, Москва, столица, россияне, народы, природные ресурсы, моря, реки, поля, горы;
Прилагательные - красивая, богатая, большая, необъятная, свободная, сильная, многонациональная ;
развивать внимание, слуховое восприятие ;
- развивать пространственную ориентировку;
- способствовать коррекции речевых нарушений, темпа и ритма.
Материалы: Изображения герба и флага, наглядно-дидактические пособия,
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Ход занятия
Воспитатель : Здравствуйте ребята, сегодня я вас приглашаю в музей «Моя Россия».
А кто встречает посетителей музея на входе в залы?
- Правильно, экскурсовод.
Воспитатель: А кто такой экскурсовод?
- Да, вы правы это специалист по проведению экскурсий.
Воспитатель: Ребята, а как посетители музея должны себя вести?
- Вы правы, тихо и ничего не трогать. И сегодня я предлагаю вам побыть посетителями нашего музея. Ведём себя тихо, ничего не трогаем и внимательно слушаем экскурсовода.
Итак, проходим к первой экспозиции «Символы Росси»
Иллюстрации с изображениями: герб России, флаг России.
Проходите ребята (звучит Гимн России)
Воспитатель: Ребята, что это за песня? которым называют символом нашей страны.
-Кто же создатели Государственного гимна России?
Это поэт Сергей Владимирович Михалков и композитор Александр Васильевич Александров. Поэт написал слова, композитор — музыку.
- Как мы слушаем Государственный гимн при его торжественном официальном исполнении?
Верно! Его слушают стоя, сняв головные уборы.
-Знаете ли вы, что означает слово «гимн» в переводе с греческого языка?
Я подскажу вам! Слово «гимн» означает «торжественная песня». Поговорим о том, когда можно услышать гимн России.
Во-первых, его обязательно исполняют при поднятии российского флага. Во-вторых, гимн звучит во время парада на Красной площади в День Победы — 9 мая.
Можно услышать гимн России и по радио. Его исполняют в шесть часов утра, гимн словно говорит, что начался новый день! Наконец, гимн России можно услышать перед началом спортивных состязаний и во время международных соревнований, он также звучит при награждении медалями российских спортсменов.
- Когда еще можно услышать музыку и слова гимна?
Правильно! Даже Новый год начинается с гимна! Сначала бьют часы — куранты на Спасской башне Московского Кремля, и с последним ударом часов звучит величественный и прекрасный гимн России!
Воспитатель : Родина — слово родное и близкое нашему сердцу.
Что же такое Родина?
Ребенок 1.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим - синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель : Итак, Флаг нам сказали. Что же за символ нашей Родины флаг. Как выглядит современный российский флаг?
Дети : Он состоит из трех полос: белой, синей и красной. Это отвечает народным представлениям о мире. В древности море называли синим, свет — белым, а слово «красный» употребляли в значении «красивый».
Верно!
Белый снег, белые березы, белые цветы калины, черемухи.
- А синий?
Синее небо, синее море, синие реки.
Красный цвет имеют и огонь, и солнце, и красные ягоды, и цветы.
Цвета белый, синий и красный издревле почитались в народе. Белая и синяя полосы означали небосвод, красная — землю.
А еще белый цвет означает чистоту, мир. Синий — верность и правду, а красный — отвагу и любовь.
-Где можно увидеть российский флаг- Что в окружающей нас природе имеет белый цвет?
На границе, при въезде в нашу страну, над зданиями посольств, торговых представительств за рубежом. Изображение флага помещают на автомобилях, самолетах, поездах, чтобы показать: они принадлежат России.
Воспитатель: как еще называют флаг, благодаря его трем цветам
- Верно, «триколор».
Ребенок 2.
Флаг у нас прекрасный —
Белый, синий, красный!
Белый — мир и чистота,
Синий — верность, небеса,
Красный — мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!
Воспитатель : Перейдем к следующему символу это Герб. Что же это за символ?
Ребенок 3.
У России Величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он — России дух свободный.
Воспитатель : Молодцы ребята, очень много вы знаете.
Воспитатель: А сейчас мы подойдём к экспозиции «Главный город страны»
В нашей стране очень много больших и маленьких городов, деревень и сёл. Все они - своему красивы. Москва – это самый главный город нашей Родины. Главный город называют столицей. Она является самым большим городом в стране.
В Москве находится правительство, главное телевидение и радио, главные банки, самый большой цирк, много театров и музеев. Центральное место Москвы – Красная площадь, на которой стоит Московский Кремль. В Кремле работает наше правительство и его глава – Российский президент.
Воспитатель: А теперь проговорим, кто же такой президент и как его зовут?
- Чем он занимается?
- Зачем он нужен?
Ребенок (читает стихотворение)
Президент наш энергичный,
Образован он отлично!
Он народу помогает,
Он во все дела вникает.
Помнит воинов-бойцов,
Наших дедов и отцов,
Не забыл о молодежи,
Он гарант свобод, надежен.
Любит маленьких детей —
С ними на земле светлей,
С ними жизнь полней и краше,
Дети — будущее наше!
Следующая экспозиция «Малая родина»
Воспитатель: что ребята знают о своей малой родине? (ответы детей).
Дом, улица, на которой вы живёте находится в селе Новоегорьевском. Обычно люди всю жизнь чтут место, где они родились. И даже если находится далеко от своих родных мест, вспоминают с теплотой, их всегда тянет в родные места. Раньше был такой обычай: если человек уезжал в далёкие края, он брал с собой горсть родной земли. Эта малая горстка помогала ему переносить тяготы пути, трудности устройства на новом месте. Малая родина – это фундамент, корни. Без таких корней, человек будет чувствовать себя перекати – полем, не уверенном в себе, несчастным человеком. Что бы этого не произошло, думать чаще о том, кто и как трудится для того, чтобы малая родина была душевной и приятной для жизни. Нужно знать историю своей малой родины, знать замечательных людей, которые жили и живут рядом.
(ребёнок читает стихотворение)
Я узнал, что у меня есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое -
Это всё моё родное
Это родина Моя
Всех люблю на свете Я.
Ребята вы молодцы.
Следующая экспозиция :«Народное слово»
Из глубокой древности пришли к нам сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, потешки, колыбельные песни. Которые мы так любим. Наш русский народ сочинил их. Бабушки рассказывали их своим внукам, а внуки когда вырастали, рассказывали своим внукам. Так и передавались волшебные истории из уст в уста. Вот так и дошли они и до наших дней.
Воспитатель: дети, а какие русские народные сказки знаете вы? Народные игры? (ответы детей)
(Воспитатель читает несколько колыбельных песен, потешек).
Воспитатель: «Давайте немного отдохнём и поиграем в русскую народную игру «Гори гори ясно…»
Считается, что «Народное слово» богатство нашей родины потому, что в нём собрана мудрость народа, как воспитывать детей, чтобы они стали хорошими, порядочными людьми, любящими свою Родину, свой народ.
Воспитатель: «Пройдём к следующей экспозиции»
«Нетрадиционные символы России»
Помимо традиционных символах, в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет ряд других национальных символов, которые обозначают для каждой страны историю, культуру и быт. Эти символы не - где не прописаны, но каждый, увидев их, знает – эти символы принадлежат России. Это матрёшка, самовар, балалайка, лапти, берёза, медведь.
Воспитатель: пройдёмте к следующей экспозиции «Русская кухня»
Русская земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растёт много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав. И все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славится своим хлебосольством. Всё вкусно, всё сытно, а главное полезно. Это каши, приготовленные в русской печи. Гречневая, манна, пшеничная, ячменная и др. Жидкие блюда. Это похлёбки, рассольники, свекольники, щи, солянки, окрошки. Ни одно застолье не обходилось без русских блинов. Ели блины с маслом, сметаной, мёдом, вареньем, икрой. На праздник масленицы специально пекли блины. Этот праздник посвящён проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца. А блины были символом солнца.
Итог занятия:
-Ребята, а где вы сегодня побывали? (В музее)
- А как бы вы назвали наш музей?
- Что мы делали?
- Что особенно понравилось?
- Как вы, нужна человеку Родина? Зачем?
- Чем хороша наша страна?
- Какие отличия страны вы знаете?
Ребята вы сегодня молодцы, благодарю, что посетили сегодня наш музей.
Стихи от детей:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим - синим
Флаг России над Кремлем.
Президент наш энергичный,
Образован он отлично!
Он народу помогает,
Он во все дела вникает.
Помнит воинов-бойцов,
Наших дедов и отцов,
Не забыл о молодежи,
Он гарант свобод, надежен.
Любит маленьких детей —
С ними на земле светлей,
С ними жизнь полней и краше,
Дети — будущее наше!
Я узнал, что у меня есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое -
Это всё моё родное
Это родина Моя
Всех люблю на свете Я.