Людмила Фанайлова
НОД по национально-региональному компоненту «Мы живем в Осетии»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в Осетии
Конспект НОД по реализации национального компонента.
Старшая группа.
«Мы живем в Осетии»
Цели:
1. Расширить представление детей о Родине, стране. Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с некоторыми достопримечательностями северной Осетии- Алании. Познакомить с
2. Продолжать воспитывать интерес к произведениям Коста Хетагурова, закреплять знание пословиц, сказок.
4. Побуждать детей к высказываниям в виде полных ответов.
Публикация «НОД по национально-региональному компоненту „Мы живем в Осетии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Северная Осетия - Алания
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
5. Закреплять элементы народных игр.
6. Развивать художественно-творческие способности. Учить составлять узоры на всей плоскости. Познакомить с чиканкой рассказать и показать каким образом на фольге выбивается определенный рельеф. Вызвать чувство радости и удивления. Получать положительные эмоции от художественного творчества.
Ход занятия.
Воспитатель : «Ребята, скажите пожалуйста, как называется наша огромная страна?»
Дети: «Россия»
Воспитатель. : «А столица нашей страны?»
Дети: «Москва»
Воспитатель : «Правильно, дети. А как называется республика, в которой мы с вами живем?»
Дети: «Северная Осетия-Алания»
Воспитатель : «Ребята, а чем отличается наша Алания от других республик? Какие достопримечательности у нас есть?»
Дети: В нашей республики есть горы, ледники, ущелья, бурные реки.
Воспитатель : Давайте перечислим их названия? (показ слайдов)
Ущелья: Цейское, Куртатинское.
Реки: Терек, Урсдон, Ардон, Фиагдон.
Воспитатель:Самая высокая гора На Северном Кавказе гора. «Казбек».с грузинского языка переводится «гора с ледяной вершиной»
Воспитатель : «Ребята, а какая все-таки красивая наша республика. Посмотрите на иллюстрации (рассматривание иллюстраций на слайдах)
Воспитатель : «А вот и флаг Алании».
Его цвета означают:
Белый (символ моральной чистоты)
Красный (символ воинской доблести)
Желтый (изобилие, осетинский «фарн»)
Воспитатель: «Ребята, а кто изображен на этом портрете?»
Дети: «Коста Хетагуров»
Воспитатель : «В горном селе Нар родился основоположник осетинского литературного языка Коста Хетагуров. В те времена в горах книг почти не было и их маленькому Коста заменяли народные песни и чудесные сказания, которые он слышал на ныхашах. И именно тогда он полюбил родных музыкантов, которые играли Нартские сказания и любил слушать игру на инструменте «фандыр»
Чтение детьми стихотворения К. Хетагурова. «Снег сияет горный»
Воспитатель : «А сейчас ребята скажите, какие осетинские сказки вы знаете?
Дети:Названия осетинских сказок. («Как мышь своему сыну невесту искала», «Коза и заяц», «Уасгерги и два сына», «Два брата».)
Воспитатель: Скажите ребята какие хорошие качества воспитываются в осетинских сказках?
Дети: доброта, смелость, трудолюбие.
Воспитатель : А какие плохие качества высмеиваются в осетинских сказках?
Дети: обжорство, трусость, лень, ложь и т д.
V. Физминутка «Чепена».
Воситатель. : «Ребята, а теперь давайте поиграем в осетинскую народную игру «Чепена». (Дети становятся в круг.)
Гой,г ой, чепена!
Правой ногой чепена!
Левой ногой чепена!
Пойдем вперед мы чепена!
Пойдем назад мы чепена!
Бежим мы кругом чепена!
Гой, гой чепена!
(Говорит и выполняет движение водящий, а за ним и все дети.)
Воспитатель :Ребята скажите чем занимался осетинский народ?
Дети: земледелием, кузнечным делом, разведением скота, шили одежду, делали посуду.
Воспитатель: Какую посуду делали осетины?
Дети: посуда из глины, деревянная посуда,из меди и серебра.
Воспитатель: медную и серебряную посуду украшали осетинским орнаментом. Способ украшения назывался чеканка. Чеканить –это значит выбивать изображение на поверхности посуды.
Осетинские мастера делали посуду и специальным инструментом выбивали осетинский орнамент. Вы хотите стать мастерами и сделать чеканку так же как мастера. Но только мы свами будем делать узор на фольге.
Воспитатель: Ребята, мастер а который делал чеканку называют» чеканщик», а инструмент которым чеканили посуду называют «чеканы».(рассматривают иллюстрации)
Пальчиковая гимнастика: «Мы живем в России»
VI. Декорирование кувшина осетинским орнаментом.
Воспитатель : «Ребята, посмотрите, на экран н. на нем изображена посуда из меди и серебра (Чаша, кувшин, поднос, бокал) и на каждом из них осетинский орнамент. Давайте украсим кувшины, которые у нас на столах. «Узор на кувшине»- чеканка по фальге, осетинский орнамент»».
VII. Итог Нод.
- Ребята, о чем мы сегодня говорили?