Валентина Фомина
НОД по исследовательской деятельности «Чем мы дышим»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по исследовательской работе
в средней группе
«Чем мы дышим?».
Подготовил
воспитатель
Фомина В. И.
Цель:
знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невиди-мый, бесцветный, движется, ощущаем);
развивать умение детей решать проблемные задачи;
воспитывать интерес к экспериментированию;
знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.
Задачи:
Публикация «НОД по исследовательской деятельности „Чем мы дышим“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Темочки
обучающие: дать представление о том, что воздух занимает место и об-ладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это дви-жение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обна-ружения воздуха;
развивающие: способствовать формированию у детей познавательного ин-тереса;
развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятель-ность;
воспитательные: воспитывать интерес и желание расширять свой круго-зор;
Материал, оборудование:
Демонстрационный материал: воздушные шарики,
Раздаточный материал: для каждого ребё нка: стаканы с водой, коктейль-ные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера.
Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.
Методические приё мы: практическое задание с полиэтиленовыми пакета-ми, веерами, коктельными трубочками, физкультминутка, беседа.
Ход
Дети:
Утром встали малыши,
В детский сад мы свой пришли.
Вам мы рады, как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздороваемся, друзья!
Дети: Здравствуйте! С добрым утром!
Воспитатель:
Ребята, нам сегодня кто-то оставил сюрприз в группе. Хотите посмот-реть. (Да)
(воспитатель вносит шарики)
Ребята, вам нравятся шарики? (Да) Давайте вместе посчитаем. Сколько их? (Много) Какого они цвета? (красные, жёлтые, синие) Какой формы? (круглые)
Ой, все шарики разлетелись. Мы их потом поймаем, а у меня тоже есть шарик, но он почему-то не такой красивый. Почему? (потому что он не надут) Что же находится внутри шариков, кто знает? (воздух).
Воспитатель:
- Как вы думаете, чтобы шарик мой стал большим и красивым, что надо для этого сделать? (надуть)
- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем? (воздух)
- Как он там появился? (мы запустили его туда)
Воспитатель:
- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом) И обратный держит путь (выдох ртом) Он невидимый, но, всё же, Без него мы жить не можем. (воздух)
Дети отгадывают.
-Подуйте на руку, что вы чувствуете? (ветер)
А сейчас мы сделаем дыхательную гимнастику.
Воздушный шар поднимается вверх
Ты, как шарик, полети,
Сверху землю огляди.
И. п. – о. с. : одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.
1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
2 – опустить плечи и ключицы (выдох).
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить? (Нет)
- Для чего нам нужен воздух? (Что бы дышать и жить) :
- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с детьми пы-таются поймать воздух ладонями.)
Воспитатель:
Не получается? Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому паке-ту. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в па-кет.
Воспитатель:
- Получилось?
(ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).
- А какого он цвета? Мы его видим?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый,бесцветный, прозрачный).
Воздух невидимый и поймать его невозможно но его можно почувство-вать.
И мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и по-пробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?
Опыт с веером
Воспитатель по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером
(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).
Воспитатель:
- А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.
Ветер дует к нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Воспитатель:
- Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столи-ки, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка)
- Что вы здесь видите? (салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубоч-ки)
- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (чтобы пить воду).
- Нет ребята, воду мы пить не будем, я хочу вам показать опыт!
Опыт с водой:
Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.
-А что это булькает! (воздух).
Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:
- Откуда он появился? (мы его вдохнули, потом выдохнули)
- Почему он булькает? (потому что лёгкий)
Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков.
Воспитатель:
-Ребята, вы не устали? Давайте поиграем в игру «Пузырь»
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
(воздух невидимый, прозрачный бесцветный, лёгкий, но мы можем его почувствовать; руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде)
Вам понравилось занятие. А сейчас мы можем поиграть с нашими шари-ками.