Папки-передвижки

Конспект НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей старшего возраста

Епанчинцева Ирина Александровна
Конспект НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей старшего возраста

Цель: развивать логическое мышление детей, используя математические развивающие игры: логические блоки Дьенеша и Палочки Кюизенера

Задачи:

1. Образовательные:

- Закрепить количественный счет в пределах десяти, знание цифр;

умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;

- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, части суток;

Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей старшего возраста» размещена в разделах

- знакомить с образом букв (П,О,Б,Е,Д,А)

- продолжать знакомить детей с палочками Кюизенера, как с игровым

материалом; учить конструировать из палочек по образцу;

- упражнять в соотнесении цифры с определенной палочкой Кюизенера и назывании цвета палочек ;

-учить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам с блоками Дьенеша (форме, цвету, величине, толщине);

- учить работать со схемой;

- закрепить знания детей о геометрических фигурах;

-формировать навыки сотрудничества, навыки самооценки.

2. Развивающие:

Развивать

- связную речь детей, словарный запас;

- память, внимание, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, любознательность, усидчивость, целеустремленность;

- способствовать развитию приёмов умственных действий, познавательного интереса.

- формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

3. Воспитательные:

- Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, желание помочь в трудную минуту ;

- воспитывать интерес к математике через использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.,

- вызывать чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий;

Материалы и оборудование:

• воздушный шар,

• конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника,

• корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6,

• призы

• карточки с цифрами от 1 до 10 (на каждого ребёнка,

• кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;

палочки Кюизенера (8 наборов,

блоки Дьенеша (4 набора);

• слово «ПОБЕДА» на кругах;

• мольберт;

• 4 карточки - схемы;

• разносы

• контейнеры;

• 8 схем;

Предварительная работа:

- игры с блоками Дьенеша,

- игры с палочками Кюизенера,

- игры на ориентировку в пространстве.

Методы и приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов, игра).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Наглядный (показ, демонстрация, схемы, использование слайдов)

Практический (выполнение заданий детьми)

Поощрение, анализ деятельности.

Ход НОД:

Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания. Один стол пустой, на нём дети будут собирать разрезную картинку.

Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Воздушный шар и привязанный к нему конверт. Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры.

Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.

(открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).

Воспитатель: Что это? Как мы узнаем, от кого это письмо пришло к нам?

Дети: (предлагают свои варианты) Собрать картинку.

Дети собирают картинку.

Воспитатель: Кто это? Всё ясно! Дети высказывают предположение

Это, ребята, профессор - Математик.

Слайд 2

На экране появляется Профессор – Математик. И он нам прислал это письмо, нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я целый год наблюдал за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, что вы многому научились, многое знаете и умеете.

Я приготовил вам подарок – сундук с сокровищами! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только, смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к испытаниям? (ответы детей).

Воспитатель: А вы знаете, что такое испытание?

Воспитатель: «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, получить сокровища вы сможете только в том случае, если справитесь со всеми заданиями. После каждого правильно пройденного испытания вы найдёте медальон с буквой. Удачи вам! Профессор — Математик»

Воспитатель: Ну, что, не передумали? Тогда начнём!

Читает дальше письмо: Даю вам подсказку, которую нужно найти :

«Мячики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка».

Воспитатель: Ну что, ребята, ищем подсказку?

Дети находят корзину с мячами у окна.

На каждом мяче карточка с цифрой. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. За выполненное задание дети получают медальон с буквой.

1 испытание.

Саша доставай первый мяч. С каким числом?1

Правильно, где эта цифра? – здесь наше первое испытание.

(Находят стол, где расположена эта цифра)

Профессор – Математик предлагает выполнить математическую разминку (на карточке)

Математическая разминка.

Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух собак? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько носов у двух котов? (2)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

(После выполнения задания дети получают первый медальон с буквой П).

Воспитатель: Молодцы! Мы добыли первый медальон. Медальон с какой буквой? Это медальон с буквой П. Прикрепим его на мольберт. А теперь вперед к следующему испытанию!

2 испытание. Маша, достань следующий мяч. С каким он числом? Два. Находим стол с соответствующей цифрой. Какая цифра на столе? Два.

Воспитатель: на слайде замок с надписью «Замок профессора –Математика» (Слайд 3) Ребята, посмотрите какой красивый замок у Профессора – Математика! Итак, посмотрим, что же записка лежит на столе : «Из каких геометрических фигур построен мой замок?»

Дети: Прямоугольники, квадраты, овалы, круги, ромбы, трапеции.

Воспитатель: посмотрите, на столе в беспорядке лежат геометрические фигуры в контейнерах. Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам или на какие группы можно разделить?

1. по форме

3. по цвету

4. по толщине (толстые и тонкие)

5. по размеру (большие и маленькие).

Сейчас мы с вами разобьёмся на пары, каждая пара получит карточку со схемой. На схеме указан тот признак, по которому вы будете складывать блоки на разносе. (Карточки – схемы можно поменять между группами)

Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны. Мы получаем ещё один медальон. Какая буква на нем изображена? На нём изображена буква (О) И этот медальон прикрепляем на мольберт.

3 испытание Катя бери следующий мяч. С каким числом? Три. Находим соответствующую цифру. Какая это цифра? 3

Следующее задание профессора – Математика: (на карточке читает) «Угадай фигуру». «Для каждого, я приготовил схему, по этой схеме вы должны угадать фигуру и показать её» (каждый ребёнок берёт схему, изучает её, показывает соответствующую фигуру)

Молодцы! И с этим заданием мы справились. Значит, можем взять медальон. Какая буква на медальоне? На нём буква (Б) Прикрепляем его на мольберт.

4 испытание (Имя)достань следующий мяч. С каким числом? 4. Находим соответствующую цифру. Какая это цифра? 4 (подходим к соответствующему столу)

(Работа с палочками Кюизенера) Читаем следующее задание:

«Вы попали в царство палочек Кюизенера (4 слайд)

Постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой» (работа детей)

Ребята, а теперь сравните свои лесенки с лесенкой Профессора – Математика (слайд 5) (Появляется лесенка) Молодцы! Какие замечательные лесенки у вас получились. Профессор будет доволен.

Воспитатель: Какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует.

Дети: голубая

Воспитатель: какая палочка по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует.

Дети: красная, четыре.

Воспитатель: какая по счету синяя палочка и т. д.

Дети: девятая

Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая палочка? Дети: Пять.

Воспитатель: Из каких палочек можно составить жёлтую палочку.

Дети: Из пяти белых;

- из 1 белой и 1 красной,

- из 1 розовой и 1 голубой.

- 2 белые и 1 голубая,

- 3 белые и 1 розовая.

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились! Получаем награду! Медальон с буквой? (Е)

(Медальон выставляют на мольберт)

Сейчас, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Поиграем с воздушным шариком, который прислал нам Профессор - Математик»

«Ты катись, веселый шарик» (в кругу)

«Ты катись, веселый шарик,

Быстро-быстро по рукам.

У кого наш красный шарик,

Назовет тот имя нам»

В это время воздушный шар передается от одного участника к другому. На ком остановился шарик, тот называет свое имя и выполняет какое-либо задание детей (станцевать, попрыгать, присесть и т. д.)

5 испытание Воспитатель: Отправляемся дальше в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но нас ждут ещё испытания. (Имя) бери следующий мяч. С каким числом? 5. Находим соответствующую цифру. Какая это цифра? 5

И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам.

Воспитатель: Читает записку профессора-Математика: «На столе лежат цифры. Чтобы получить следующий медальон - вам надо выложить все цифры правильно в порядке возрастания»

Воспитатель: Дети, знаете вы как это сделать? Ответы детей

Тогда выполняем задание профессора.

Дети выкладывают числовую прямую.

Воспитатель: Проверьте себя. Посмотрите на экран и сравните (слайд 6)

Воспитатель: (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10.

ребёнок считает.

Воспитатель: (ИМЯ, посчитай теперь в обратном порядке.

ребёнок считает

Воспитатель: Но это ещё не всё. Профессор предлагает нам сыграть в Д\и «Брось кубик и считай» Бросаем кубик, называем цифру и считаем от неё до 10 (индивидуально)

Воспитатель: И ещё профессор просит угадать, какое число пропущено? Посмотрите на экран: (4. 6, 8…10,5…7)

Слайд 7; 8; 9.

Воспитатель: Как вы считаете, справились мы с пятым испытанием профессора-Математика? Вот награда! Медальон с буквой? (Д)

(медальон выкладывают на мольберт)

6 испытание (Имя) бери последний мяч. С каким числом?6 .Находим соответствующую цифру. Какая это цифра? 6

Воспитатель: Карточка, читает: «Я дружу с детьми, которые самые ловкие и внимательные. Надеюсь, что вы тоже такие. Сыграйте в Игру «Что, где?»

Игра проходит в кругу с мячом.

Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает : «Кто справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.

Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т. д. Игра проходит в быстром темпе.

Получаем последний медальон. С буквой А. (прикрепляем его на мольберт)

Воспитатель: Мы прошли все испытания Профессора-Математика и собрали все медальоны. И теперь мы по праву можем взять сундук. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили наши медальоны.

(дети вспоминают все задания, которые они выполняли).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое в них зашифровано. Ребята, если вы затрудняетесь, позвольте мне прочитать волшебное слово «ПОБЕДА»

Итак, мы с вами победили,открываем сундук и достаём сокровища Профессора-Математика.

Итог

Ребята, а вам понравилась наша игра? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? Зачем мы это делали? (Имя) у тебя всё получилось? Если нет, то почему? Молодцы, ребята, вы все сегодня были очень внимательные, сообразительные, ловкие, умелые, дружные.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с цветом блоков Дьенеша» Цель: продолжать знакомить с названиями цветов, учить соотносить предметы по цвету, выделять и выбирать предметы с заданными свойствами.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с величиной блоков Дьенеша» Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с блоками, знакомить с величиной блоков, учить соотносить предметы по величине.

Конспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группыКонспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Конспект совместной деятельности во второй младшей группе с использованием палочек Кюизенера «Солнышко и тучка»Конспект совместной деятельности во второй младшей группе с использованием палочек Кюизенера «Солнышко и тучка» Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с палочками Кюизенера. Закрепить понятия вверху, внизу, много, один. Закреплять.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: Формировать элементарные математические представление. Задачи: Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера Программа кружка "Цветные палочки" для детей второй младшей группы. Кычкина А. Е Пояснительная записка. Ребенок по своей природе – исследователь,.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей старшего возраста
Опубликовано: 28 августа 2020 в 13:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД