Епанчинцева Ирина Александровна
Конспект НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей старшего возраста
Цель: развивать логическое мышление детей, используя математические развивающие игры: логические блоки Дьенеша и Палочки Кюизенера
Задачи:
1. Образовательные:
- Закрепить количественный счет в пределах десяти, знание цифр;
умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
- закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, части суток;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Старшая группа
- Темочки
- знакомить с образом букв (П,О,Б,Е,Д,А)
- продолжать знакомить детей с палочками Кюизенера, как с игровым
материалом; учить конструировать из палочек по образцу;
- упражнять в соотнесении цифры с определенной палочкой Кюизенера и назывании цвета палочек ;
-учить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам с блоками Дьенеша (форме, цвету, величине, толщине);
- учить работать со схемой;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах;
-формировать навыки сотрудничества, навыки самооценки.
2. Развивающие:
Развивать
- связную речь детей, словарный запас;
- память, внимание, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, любознательность, усидчивость, целеустремленность;
- способствовать развитию приёмов умственных действий, познавательного интереса.
- формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.
3. Воспитательные:
- Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, желание помочь в трудную минуту ;
- воспитывать интерес к математике через использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.,
- вызывать чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий;
Материалы и оборудование:
• воздушный шар,
• конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника,
• корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6,
• призы
• карточки с цифрами от 1 до 10 (на каждого ребёнка,
• кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
• палочки Кюизенера (8 наборов,
• блоки Дьенеша (4 набора);
• слово «ПОБЕДА» на кругах;
• мольберт;
• 4 карточки - схемы;
• разносы
• контейнеры;
• 8 схем;
Предварительная работа:
- игры с блоками Дьенеша,
- игры с палочками Кюизенера,
- игры на ориентировку в пространстве.
Методы и приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов, игра).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Наглядный (показ, демонстрация, схемы, использование слайдов)
Практический (выполнение заданий детьми)
Поощрение, анализ деятельности.
Ход НОД:
Группа разделена на зоны: столы. На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания. Один стол пустой, на нём дети будут собирать разрезную картинку.
Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Воздушный шар и привязанный к нему конверт. Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры.
Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.
(открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: Что это? Как мы узнаем, от кого это письмо пришло к нам?
Дети: (предлагают свои варианты) Собрать картинку.
Дети собирают картинку.
Воспитатель: Кто это? Всё ясно! Дети высказывают предположение
Это, ребята, профессор - Математик.
Слайд 2
На экране появляется Профессор – Математик. И он нам прислал это письмо, нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я целый год наблюдал за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, что вы многому научились, многое знаете и умеете.
Я приготовил вам подарок – сундук с сокровищами! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только, смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к испытаниям? (ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, что такое испытание?
Воспитатель: «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, получить сокровища вы сможете только в том случае, если справитесь со всеми заданиями. После каждого правильно пройденного испытания вы найдёте медальон с буквой. Удачи вам! Профессор — Математик»
Воспитатель: Ну, что, не передумали? Тогда начнём!
Читает дальше письмо: Даю вам подсказку, которую нужно найти :
«Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка».
Воспитатель: Ну что, ребята, ищем подсказку?
Дети находят корзину с мячами у окна.
На каждом мяче карточка с цифрой. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. За выполненное задание дети получают медальон с буквой.
1 испытание.
Саша доставай первый мяч. С каким числом?1
Правильно, где эта цифра? – здесь наше первое испытание.
(Находят стол, где расположена эта цифра)
Профессор – Математик предлагает выполнить математическую разминку (на карточке)
Математическая разминка.
Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух собак? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько носов у двух котов? (2)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
(После выполнения задания дети получают первый медальон с буквой П).
Воспитатель: Молодцы! Мы добыли первый медальон. Медальон с какой буквой? Это медальон с буквой П. Прикрепим его на мольберт. А теперь вперед к следующему испытанию!
2 испытание. Маша, достань следующий мяч. С каким он числом? Два. Находим стол с соответствующей цифрой. Какая цифра на столе? Два.
Воспитатель: на слайде замок с надписью «Замок профессора –Математика» (Слайд 3) Ребята, посмотрите какой красивый замок у Профессора – Математика! Итак, посмотрим, что же записка лежит на столе : «Из каких геометрических фигур построен мой замок?»
Дети: Прямоугольники, квадраты, овалы, круги, ромбы, трапеции.
Воспитатель: посмотрите, на столе в беспорядке лежат геометрические фигуры в контейнерах. Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам или на какие группы можно разделить?
1. по форме
3. по цвету
4. по толщине (толстые и тонкие)
5. по размеру (большие и маленькие).
Сейчас мы с вами разобьёмся на пары, каждая пара получит карточку со схемой. На схеме указан тот признак, по которому вы будете складывать блоки на разносе. (Карточки – схемы можно поменять между группами)
Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны. Мы получаем ещё один медальон. Какая буква на нем изображена? На нём изображена буква (О) И этот медальон прикрепляем на мольберт.
3 испытание Катя бери следующий мяч. С каким числом? Три. Находим соответствующую цифру. Какая это цифра? 3
Следующее задание профессора – Математика: (на карточке читает) «Угадай фигуру». «Для каждого, я приготовил схему, по этой схеме вы должны угадать фигуру и показать её» (каждый ребёнок берёт схему, изучает её, показывает соответствующую фигуру)
Молодцы! И с этим заданием мы справились. Значит, можем взять медальон. Какая буква на медальоне? На нём буква (Б) Прикрепляем его на мольберт.
4 испытание (Имя)достань следующий мяч. С каким числом? 4. Находим соответствующую цифру. Какая это цифра? 4 (подходим к соответствующему столу)
(Работа с палочками Кюизенера) Читаем следующее задание:
«Вы попали в царство палочек Кюизенера (4 слайд)
Постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой» (работа детей)
Ребята, а теперь сравните свои лесенки с лесенкой Профессора – Математика (слайд 5) (Появляется лесенка) Молодцы! Какие замечательные лесенки у вас получились. Профессор будет доволен.
Воспитатель: Какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует.
Дети: голубая
Воспитатель: какая палочка по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует.
Дети: красная, четыре.
Воспитатель: какая по счету синяя палочка и т. д.
Дети: девятая
Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая палочка? Дети: Пять.
Воспитатель: Из каких палочек можно составить жёлтую палочку.
Дети: Из пяти белых;
- из 1 белой и 1 красной,
- из 1 розовой и 1 голубой.
- 2 белые и 1 голубая,
- 3 белые и 1 розовая.
Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились! Получаем награду! Медальон с буквой? (Е)
(Медальон выставляют на мольберт)
Сейчас, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть. Поиграем с воздушным шариком, который прислал нам Профессор - Математик»
«Ты катись, веселый шарик» (в кругу)
«Ты катись, веселый шарик,
Быстро-быстро по рукам.
У кого наш красный шарик,
Назовет тот имя нам»
В это время воздушный шар передается от одного участника к другому. На ком остановился шарик, тот называет свое имя и выполняет какое-либо задание детей (станцевать, попрыгать, присесть и т. д.)
5 испытание Воспитатель: Отправляемся дальше в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но нас ждут ещё испытания. (Имя) бери следующий мяч. С каким числом? 5. Находим соответствующую цифру. Какая это цифра? 5
И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам.
Воспитатель: Читает записку профессора-Математика: «На столе лежат цифры. Чтобы получить следующий медальон - вам надо выложить все цифры правильно в порядке возрастания»
Воспитатель: Дети, знаете вы как это сделать? Ответы детей
Тогда выполняем задание профессора.
Дети выкладывают числовую прямую.
Воспитатель: Проверьте себя. Посмотрите на экран и сравните (слайд 6)
Воспитатель: (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10.
ребёнок считает.
Воспитатель: (ИМЯ, посчитай теперь в обратном порядке.
ребёнок считает
Воспитатель: Но это ещё не всё. Профессор предлагает нам сыграть в Д\и «Брось кубик и считай» Бросаем кубик, называем цифру и считаем от неё до 10 (индивидуально)
Воспитатель: И ещё профессор просит угадать, какое число пропущено? Посмотрите на экран: (4. 6, 8…10,5…7)
Слайд 7; 8; 9.
Воспитатель: Как вы считаете, справились мы с пятым испытанием профессора-Математика? Вот награда! Медальон с буквой? (Д)
(медальон выкладывают на мольберт)
6 испытание (Имя) бери последний мяч. С каким числом?6 .Находим соответствующую цифру. Какая это цифра? 6
Воспитатель: Карточка, читает: «Я дружу с детьми, которые самые ловкие и внимательные. Надеюсь, что вы тоже такие. Сыграйте в Игру «Что, где?»
Игра проходит в кругу с мячом.
Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает : «Кто справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос.
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т. д. Игра проходит в быстром темпе.
Получаем последний медальон. С буквой А. (прикрепляем его на мольберт)
Воспитатель: Мы прошли все испытания Профессора-Математика и собрали все медальоны. И теперь мы по праву можем взять сундук. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили наши медальоны.
(дети вспоминают все задания, которые они выполняли).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое в них зашифровано. Ребята, если вы затрудняетесь, позвольте мне прочитать волшебное слово «ПОБЕДА»
Итак, мы с вами победили,открываем сундук и достаём сокровища Профессора-Математика.
Итог
Ребята, а вам понравилась наша игра? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? Зачем мы это делали? (Имя) у тебя всё получилось? Если нет, то почему? Молодцы, ребята, вы все сегодня были очень внимательные, сообразительные, ловкие, умелые, дружные.