Татьяна Марченко
НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе «В гостях у королевы Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В гостях у королевы Осени.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Учить детей подбирать слова к признакам и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения, отвечать на вопросы полным предложением;
• Уточнять, активизировать, обогащать словарный запас по лексической теме «Осень»;
• Развивать внимание, мышление, восприятие;
• Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе „В гостях у королевы Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе в осенний период;
• Воспитание навыков правильного слушателя.
Интеграция образовательных областей:
Речевое и познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением осеннего пейзажа (с неточностями, предметные картинки солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, грибов, ягод, овощей, фруктов, корзинка.
Ход НОД.
1 Организационный момент.
Логопед: Ребята отгадайте загадку
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года -.
(Осень)
2. Объявление темы
Логопед: Молодцы. Сегодня мы отправимся в царство королевы Осени. Она приготовила для нас сложные задания. Мы выполним задания и вернемся в детский сад вы согласны? (Ответы детей). А на чем мы отправимся в царство осени (Ответы детей). Давайте полетим на ковре самолете. (Встают в круг поднимаются на носочки и опускаются, имитация движения ковра самолета).
3. Вводная беседа. (Картинки на магнитной доске)
Логопед: А вот и королева Осени. Она вам хочет рассказать, что же такое осень.
Осень. Вы наверное знаете ребята, что я прихожу после лета. В солнечные, теплые осенние дни я окрашиваю листья деревьев в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, и деревья приобретают очень нарядные и красивый вид. С наступлением холодов деревья уже начинают сбрасывать свою листву. Начинается листопад! Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит реже. Небо покрывается серыми тяжелыми тучами. Идут дожди – холодные и долгие. Холодный ветер срывает с веток литья, и они падают на землю, покрывая ее золотым ковром. Вянут трава и цветы. На улице сыро и слякотно. Птицы уже не поют, они собираются в стаи и улетают в теплые края. Взрослые и дети надевают осеннюю одежду и обувь, потому что на улице холодно.
4. Формирование лексико-грамматических категорий.
Логопед: Понравился, ребята вам рассказ королевы Осени? (Ответы детей)
Ребята, королева Осень прислала вам рисунок, на котором нарисована осень. Но художник неправильно изобразил ее царство, она расстроилась и просит нас исправить ошибки художника.
Игра «Чего не бывает осенью?» (дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью)
Осенью не ярко светит солнце, Осенью дети не катаются с горки и т. д.
Логопед: Какие вы молодцы, королеве Осени очень понравилось, как вы справились с этим сложным заданием. Она прислала вам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, для вас у меня есть картинки подсказки (на доску выставляются предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра).
Игра «Узнай по описанию»
Логопед: Ответьте на вопросы
Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что)--- солнце
Долгий, моросящий, холодный, осенний, мелкий (что)--- дождь
Желтые, золотистые, красные, разноцветные, пестрые, шелестящие (что) …- листья
Холодный, пронизывающий, порывистый (что…- ветер
Тяжелые, серые, темные, дождливые (что)--- облака
Логопед: Ребята вы отлично справились и с этим заданием, а теперь давайте отдохнем
4. Физминутка «Листья»
Опустел скворечник, улетели птицы. Машут руками, как крыльями
Листьям на деревьях тоже не судиться, Приседают пружинкой
Ветер листья с веток разогнал по свету Разбегаются в рассыпную
Липовый, березовый, красный, разноцветный. Присесть с листьями
Логопед: Ребята! Королева осени хоть и строгая, но очень щедрая. Щедра осень на урожай и разные лесные дары. Давайте посмотрим, а что нам осень принесла в корзинке.
Игра «Что нам осень принесла»
(в корзинке картинки: грибы, ягоды, овощи, фрукты, желуди, листья, пшеница, орехи, шишки, рожь, овес ит. д.)
Выберите себе картинку и закончите мое предложение с ее помощью
В поле собирают урожай чего? Пшеницы, ржи, овса
В огороде собирают урожай чего? Овощей
В фруктовом саду собирают урожай чего? Фруктов
В лесу собирают урожай чего? Грибов, ягод
Осень подарило животным урожай чего? Желудей, орехов, шишек
Осень раскрасила много чего? Листьев
5. Итог НОД
В чьем царстве мы побывали? Какая она королева Осени? Что собирают осенью? А как мы узнаем, что наступила осень?