Светлана Костина
НОД в форме квест-игры по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по духовно-нравственному воспитанию
«Путешествие по Русским-народным сказкам»
(Игра-квест).
Разработала: Воспитатель №42 «Зернышко»
Костина Светлана Александровна
Нижегородская обл. Кстовский р-н с. Шелокша
2021 г.
2. Пояснительная записка.
Духовно-нравственное воспитание детей посредством русской-народной сказки.
Цель: Заложить в детях основы нравственного поведения; моральные ценности средствами народных сказок.
Публикация «НОД в форме квест-игры по духовно-нравственному воспитанию „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Квест игры по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Задачи:1. Формировать умение пересказывать сказки.
2. Обучать детей понимать эмоциональное состояние героев сказки и свое собственное;
3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
Актуальность выбранной темы:
Сказка-это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте отрицательного героя. Важно, что ребенок может оценить поступки героев, их результаты и последствия.
Хорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не происходило на протяжении всего повествования. Добро побеждает зло. Отрицательные герои изменяются, что-то осознают, получают то, что заслужили или исчезают из сказки. Положительные герои тоже меняются, приобретая новые качества. Все это учит детей добру и справедливости.
Ведущая педагогическая идея:
Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так -же его творческий потенциал. Еще дети очень любят инсценировать сказки, быть в роли героев сказок, они просто обожают перевоплощаться в разных героев. Это очень положительно сказывается на развитии детей : развивает речь, их духовный внутренний мир.
4. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Предварительная работа: Чтение русских-народных сказок, инсценировка сказок,проведение «Сказочных» квестов, викторин. Организация выставки книг с русскими народными сказками.
Состав группы воспитанников : 19 мальчиков;12 девочек.
Место НОД в программе дошкольного образования.
В образовательной области «Социально коммуникативное развитие»
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры.
Многое из того, что учит ребенка созерцать сказка, пронизано православным духом.
Сказка ставит важнейшие вопросы жизни, имеющие отношение к духовной премудрости. Каков путь к счастью, к светлой радости, к иному царствию, которого так ищут герои сказок, а вместе с ними и «сопутствующий» герою слушатель? Можно ли счастье готовеньким получить? Или оно только тогда прочно, когда через великие усилия, через подвиг во имя любви обретается?. Сказка – это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героев до абсурда, но закладывающая в память и сознание ребенка самое главное: выход из трудной ситуации всё равно есть. Не всегда легкий, но есть.. В детстве нам нравятся сказки. Своей необычностью, волшебством, чудесными превращениями, борьбой добра со злом. Читать и слушать их всегда захватывающее удовольствие.
Формы проведения занятий, виды деятельности.
Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
Предполагаемый результат.
Благодаря этому занятию в форме квест-игры, дети получат хороший заряд положительных эмоций, проявят свои физические и интеллектуальные способности. Научаться работать в команде, поддерживать друг-друга, а так-же вспомнят свои родные любимые сказки.
Схема конспекта НОД:
Форма НОД (с указанием вида) : Квест-игра.
Ход НОД:
В:Ребята,вы любите сказки?
Д:Да!
В:Давайте вспомним какие русские-народные сказки вы знаете.
Дети называют сказки.
В:Я предлагаю вам сейчас отправиться в волшебную сказочную страну. Дорога будет трудная, долгая, пройти туда мы сможем благодаря вашим знаниям, умению хорошо слушать и запоминать сказки,а в конце пути нас будет ждать приятный сюрприз. У меня в руках волшебный конверт, в нем маленькая подсказочка, которая поможет нам понять с чего нам начать путь.
Открываем конверт, читаем: «Первое задание находится у большой березы, которая растет на нашем участке, там вы найдете первое задание».
Все бегут к большой березе, находят 1-е задание: «Всех важней она в загадке, хоть и в погребе жила:репку вытащить из грядки деду с бабой помогла».(Мышка)
Д: Мышка!
В:Правильно ребята! А как называется эта сказка?
Р: «Репка».
В:Точно!А второе задание спрятано на нашей веранде под лавочкой.
Д: Ура! Нашли!
В: «Эта скатерть знаменита тем, что кормит всех до сыта, что сама собой она вкусных кушаний полна».(Скатерть-Самобранка).
Дети отгадывают загадку.
В:Третье задание мы найдем за садиком у искусственного пруда. Бежим ребята! «Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)
Д:Емеля!
В:А как называется сказка?
Д:По щучьему велению!
В: Четвертое задание спрятано под яблонькой за садиком.
Бежим искать! Ура!Нашли!Читаем!
«Много серебра и злата в сундуках своих он спрятал,
В мрачном он дворце живет и чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный)
Пятое задание находиться на территории метеостанции. Бежим!
Задания с каждым разом все сложнее и сложнее, но сдаваться нельзя.
Да вот же оно! Молодцы, ребята!
Помогла нам яблонька, помогла нам печка, помогла хорошая голубая речка, Все нам помогали, все нас укрывали, к матушке и батюшке мы домой попали. Кто унес братишку? Назовите книжку (Гуси-лебеди)
В: Двигаемся дальше. Читаю…Шестое задание находится за нашей верандой. Ребята! Вперед!
Из-за веранды выскакивает Баба Яга, а в руке сверток с заданием.
-Здравствуйте, голубчики! А вот и не узнаете вы теперь куда дальше путь держать и сюрпризов никаких не получите! Все достанется мне! Ха-Ха-Ха!
В: Ну как же так! Баба-Яга, ну не будь такой вредной, отдай нам сверток, ведь ребята так старались и столько сказок знают. Ребята, давайте попросим вежливо.
Д:Ну миленькая Баба Яга!
Баба-Яга: Ну уж так и быть! Но при одном условии, что поможете отгадать кто же прислал мне телеграммы,а потом померитесь со мной силушкой!
Получила телеграммы, а от кого не пойму, всю голову сломала!
-«Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (Волк «Лиса и волк»)
-«Безобразие! кто-то съел мою кашу и сломал мой стул»(медвежонок «Три медведя»)
-«Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась» (Старик «Сказка о рыбаке и рыбке»)
-Ой спасибо ребята, помогли бабушке. А теперь померимся силушкой!
(Соревнуются в перетягивании каната).
Какие вы сильные! Ну молодцы! Держите сверток и фото на память)
Счастливого пути!
Д: Спасибо!
В: А задание у нас такое: нужно собрать название сказки!
Аленький….(Цветочек)
Заюшкина (Избушка)
Крошечка (Хаврошечка)
Гуси….(Лебеди)
Финист-ясный (Сокол)
Молодцы!
Ребята, вы молодцы! Ваш сюрприз спрятан в сундуке,а сундук где то надежно спрятан в кустах.
Ура! Нашли! Сладкий сюрприз!
Наш путь в сказочную страну окончен. Вы действительно любите сказки и очень много о них знаете. В подготовительной группе вы познакомитесь с новыми волшебными сказками и узнаете много нового и интересного.
4. Дидактическое обеспечение
Технологии и методики.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О. Л., Маханева М. Д.
Дидактическое оснащение и оборудование.
Загадки о сказках в стихах, сундук, канат, записки с загадками и заданиями, сундук со сладкими сюрпризами.
5. Мотивационно – ориентировочная часть детей на предстоящую деятельность (игровая, познавательная, социальная)
Познавательная.
6. Организация детской деятельности.
-способы организации детей: фронтальный.
- Методы: методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
-Средства педагогической деятельности: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность. Чтение и инсценировка русских народных сказок.
-Квест-игра-понятная и интересная каждому ребенку форма обучения, повторения,так-как это игра, в которой есть возможность проявить свои умственные и физические способности, а игра для детей –это самая важная составляющая. Так что я убеждена, что квест-игра беспроигрышный вариант.
7. Рефлексивно-оценочная часть.
-В результате проведения квест-игры ребята отгадали все загадки,а это значит,что сказки любимы и интересны детям,они их помнят и знают.
-Дети вспомнили все прочитанные сказки, поработали в команде, подвигались; в результате чего получили заряд положительных эмоций.
-Ура! Ребята, мы справились! И задания все выполнили и клад нашли! В подготовительной группе мы будем знакомиться с новыми интерессными русскими-народными сказками.
8. Список рекомендуемой литературы.
1.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О. Л., Маханева М. Д.
2. Русские-народные сказки.
3. Сказочные загадки (Владимир Степанов)