Людмила Никонова
НОД «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания. Развивать связную монологическую речь с использованием графических схем; активизировать и обогатить словарный запас детей по теме. Развивать артикуляционную, пальчиковую и общую моторику, внимание, память, мышление, творческое воображение, интонационную выразительность речи, эмпатию.
Публикация «НОД „Пересказ сказки Г, Х, Андерсена „Гадкий утенок““» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Утки, утята
- «Гадкий утенок» Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, активность, чувства коллективизма.
Предварительная работа:Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Знакомство со сказкой Г. Х Андерсена «Снежная королева» (чтение, рассказывание сказки воспитателем, просмотр мультфильма, артикуляционная гимнастика «Зарядка для Язычка». Лексико-семантическая работа:
Суровая (зима) – очень холодная, морозная. Чудо – внезапная радость, волшебство. Отражение – это то, что можно увидеть в зеркале или в воде, когда ты в него смотришь.
Материал:Корзиночка со «снежинками». Наборное полотно, магнитная доска, магниты. Графические схемы для пересказа. Аудиозапись с лирической мелодией и голосом Снежной королевы.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу пригласить вас в страну Слов. Как вы думаете, что такое слово? (ответы детей). Для чего нам нужны слова? (ответы детей). С помощью слов мы общаемся, из слов складываются стихи и сказки. Слова мы произносим с помощью язычка, и чтобы язычок лучше произносил слова, мы поиграем с ним. «Как Язычок пил чай с друзьями»
1. Язычок давно не видел своих старых друзей и вот однажды он пригласил их на чаепитие. 2. Язычок взял глубокую тарелку (открыть рот широко и удержать под счет до 3) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). 3. Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть рот и удерживать под счет до 3). 4. Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук (п). 5. Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами – получилась свернутая трубочка). 6. Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 3). 7. Потом Язычок достал чашечки (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края - получилась чашечка, налил воды в чайник (улыбнуться и произнести «С-с-с-с» и поставил на огонь. 8. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнести («Ш-ш-ш-ш»). 9. Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами – получилась свернутая трубочка). 10. Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края – получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами – получилась свернутая трубочка). А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие в страну Слов. (Звучит музыка). Воспитатель: У меня в корзинке яйца лежат, если отгадаете загадку, то узнаете, чьи они:
Маленький, желтенький, Пушистый и смешной, Плавает, купается на речке День-деньской. Дети: Это утенок. А яйца утиные. Воспитатель: (снимает с корзинки салфетку и ахает, достает и показывает детям снежинки. – Кто же это зло так подшутил, яички в снежинки превратил? Снежная королева: (голос). Ха-ха-ха! Это я – Снежная королева. Не люблю все живое, люблю все холодное, ледяное. Это я превратила яйца в снежинки, а одного птенца, который уже успел вылупиться, - в гадкого утенка. Навсегда он таким и останется, ведь ему некому помочь. Воспитатель: Ребята, а мы с вами читали сказку «Гадкий утенок». Как вы думаете, как смогла Снежная королева попасть к нам? Дети: Обе сказки, «Гадкий утенок» и «Снежная королева», написал один писатель – Г. Х. Андерсен. Воспитатель: Боюсь, что Снежная королева не даст утенку стать счастливым. Хотите ему помочь? Давайте вспомним сказку «Гадкий утенок». А в этом нам помогут схемы- помогалочки. Посмотрите и вспомните, как начиналась история гадкого утенка. Кто начнет рассказывать? Воспитатель выставляет схему №1. (пересказ начала сказки ребенком). Воспитатель: Какой стоял день? Дети: Стоял теплый, тихий, летний денек. Воспитатель: Где сидела на яйцах утка? Дети: Утка сидела на яйцах в зарослях лопуха. Воспитатель: Какие вылупились у нее утята? Дети: Все утята были маленькие, хорошенькие, желтые, пушистенькие, только один утенок был огромный, серый и некрасивый. Воспитатель: Как отнеслись обитатели птичьего двора к этому утенку? Дети: Куры, утки, петухи и индюки называли его гадким и безобразным. Они смеялись над ним, плевали и толкали его, не пускали его к еде. Воспитатель: Почему утенок убежал с птичьего двора? Дети: Все обижали утенка. Вот он и убежал. Воспитатель: Как он это сделал? Воспитатель: Он перелетел через изгородь и пустился наутек, сам не зная куда, а наши пальчики покажут, как это было.
Пальчиковая гимнастика.
Много маленьких утят Поклевать еду хотят. Зерен, крупки и жучка И, конечно червячка. (По очереди соединяют большой палец с другими пальцами, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке). Одного утенка обижали дети грозят пальчиком. И к еде не подпускали. Стучат кулачками. Он взлетел на забор, И покинул птичий двор. Машут ладонями, как крылышками.
Воспитатель: Долго бежал утенок, пока ночь не настала. О, как вокруг темно. Ау., Ау., как плохо одному. Там мой дом родной, а я один, не знаю почему! А я мечтал – о родном крыле, о родной семье. И вот я всем чужой, брожу один я во тьме ночной… Хоть кто-нибудь, подойди ко мне, протяни крыло, Станет сразу мне и в ночи светло! Но вокруг никого! Снежная королева: (голос). Так ему и надо! Удалось гадкому утенку убежать с птичьего двора. Но уж с болота ночью ему не выбраться. Ха-ха-ха! Воспитатель: Ну, это мы еще посмотрим. Вспоминайте, ребята, сказку дальше. Воспитатель выставляет схему №2. (продолжение пересказа сказки ребенком). Воспитатель: Как отнеслись к утенку дикие утки, которые жили на болоте? Почему? Дети: Диким уткам утенок не понравился, потому что он был не красивым. Воспитатель: Кого испугался утенок? Дети: Утенок испугался охотников, которые стреляли в диких уток. И еще большой охотничьей собаки, которая подбежала к нему. Воспитатель: Что сделал утенок после встречи с собакой? Дети: Утенок долго прятался, потом встал и пустился бежать дальше по полям и лугам. Много натерпелся птенец. Закройте глаза и представьте себя этим утенком.
Этюд «Стань иным».
Воспитатель: - Покажите утенка, который испугался громкой пальбы охотников. - Покажите утенка, к которому кинулась собака и оскалила на него острые зубы. - Что вы чувствовали, когда были утенком? ( Ответы детей: боялся, было страшно, хотелось плакать).
Снежная королева: (голос). Выбрался гадкий утенок с болота, но это еще не все. Отдам его на съеденье коту. Ха-ха-ха! Воспитатель: Сильна Снежная королева. Но, вы ребята сильнее. Вспоминайте, что было дальше? (Выставляет схему №3). (продолжение пересказа сказки ребенком). Воспитатель: Кто жил в бедной избушке, до которой добежал утенок? Дети: В бедной избушке жила старушка с котом и курицей. Воспитатель: Почему старушка решила оставить утенка? Дети: Старушка решила, что эта утка, которая будет нести ей яйца. Воспитатель: Как отнеслись кот и курица к утенку? Почему? Дети: Кот и курица постоянно поучали и ругали его, потому что считали себя очень умными. Воспитатель: Почему ушел утенок? Дети: Утенок ушел, потому что увидел, что здесь его никто не любит. Снежная королева: (голос) Опять вы утенку помогли, по сказке провели. Ну ничего, я его сейчас заморожу – зиму на него напущу! (Воспитатель выставляет схему № 4. (продолжение пересказа сказки ребенком Воспитатель: Какая была зима? Дети: Суровая, холодная-прехолодная. Воспитатель: Утенок должен был все время плавать, чтобы вода не замерзла. Было б слишком грустно рассказывать о тех лишеньях, какие вынес он в эту зиму. Но вот наступила весна.
- Кого увидел утенок весной? Дети: Диких лебедей. Воспитатель: Какие были лебеди? Дети: Большие, белые, чудесные, великолепные птицы. Воспитатель: Скажите, какой был утенок в начале сказки? Дети: Огромный, серый и некрасивый. Воспитатель: Давайте поможем нашему гадкому утенку превратиться в прекрасного лебедя. Воспитатель: Как бедняжка узнал, что он стал прекрасным лебедем? Дети: Он увидел свое отражение в воде. Воспитатель: Что кричали дети, которые прибежали на берег? Дети: Новый лебедь лучше всех. Он красивый и молодой. Воспитатель: Какими словами заканчивается сказка? Дети: А лебедь думал: «О таком счастье я и не мечтал, когда был гадким утенком». Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое счастье? Дети: Это когда тебя все любят. Когда вокруг друзья. Когда ты кому-то нужен.
Снежная королева: (голос) Мне вас не победить. Уж слишком вы умные, дружные и счастливые. Прощайте! Воспитатель: Все кончилось очень хорошо. Вы молодцы, ребята! Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глаза, мы отправляемся в детский сад (звучит музыка).
Обобщение. Воспитатель: Где мы свами были? Что мы делали?