Марина Рухтина
НОД «Откуда хлеб пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка детский сад № 48".
Тема: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?»
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Составила: воспитатель высшей категории
Рухтина Марина Николаевна г. Сатка
Образовательная область: познание, коммуникация
Тип: интегрированное
Публикация «НОД „Откуда хлеб пришёл?“» размещена в разделах
Возраст детей: подготовительная к школе группа
Программные задачи: Закрепить знания о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращивающих хлеб. Обогатить знания о том, как на столе появился хлеб, какой путь он проходит. Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе. Выяснить, что необходимо колосу для роста; из чего получается тесто для хлеба. Активизировать словарь детей: колос, рожь, овёс, пшеница, элеватор, коростёлка, мельник, хлебопашец, тракторист, комбайнёр, пекарь, жать, печь, молотить, боронить. Упражнять в умении выразительно читать стихи и инсценировать. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей.
Методическое обеспечение: проектор, ноутбук, слайд – шоу «Откуда хлеб пришёл?», пословицы о хлебе, картины и иллюстрации, колосья ржи, пшеницы, овса, музыка, атрибуты для сценки, продукты питания, тесто, фартуки, мольберты, фишки для моделирования, пироги.
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций о выращивании хлеба, заучивание стихов о хлебе, чтение произведений, беседы о труде взрослых.
Форма организации: группа.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
-Ребята, я приглашаю вас встать в круг. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и ласково, приветливо улыбнемся.
А сейчас давайте настроимся на нашу встречу и проведём небольшую зарядку.
(тренинг «Заряд бодрости»)
Мои ушки слышат всё. (дети гладят ушки)
Мои глазки видят всё. (гладят глазки)
Я вдыхаю аромат цветов. (дети делают вдох)
- Молодцы! Теперь вы готовы видеть, слышать, правильно отвечать на вопросы, рассказывать.
- Ребята, на нашу встречу я принесла …. (воспитатель вносит каравай хлеба) Хлеб! Как мы часто говорим и слышим о нём! Проснутся утром в доме, и кто-то из семьи спешит купить к завтраку свежий хлеб.
«Вот он хлебушко душистый, с хрусткой корочкой витой;
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём! (С. Погореловский)
(двое детей рассказывают стихотворение. Затем дети присаживаются на стульчики)
- Ребята, а как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей рассказом и показом слайд – шоу: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?»:
1 слайд: Хлеборобы уже зимой начинают думать о будущем урожае – делают снегозадержание, чтобы в почве было много влаги.
2 слайд: Трактористы вывозят на поля удобрения для будущих всходов, а удобрение для растений – это как витамины для ребят.
3 слайд: Весной пашут землю тракторами, взрыхляют землю, готовя мягкую постель для зёрен. Недаром, говорят: «Весенний день – год кормит».
4 слайд: На вспаханное поле выходят сеялки. Зёрна падают в землю ровно. Поля же огромные и их засеять можно только с помощью техники. ИДЁТ ВРЕМЯ.
5 слайд: Осенью, когда вырастают и созревают колосья, приходит пора убирать урожай.
6 слайд: Убирают урожай комбайнами, а машины – грузовики везут полученное зерно на элеватор, где оно хранится.
7 слайд: Затем, зерно отправляют на мукомольные заводы, где из него готовят муку.
-8 слайд: Мука попадает в хлебопекарни и их неё пекут разные хлебобулочные изделия.
- Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит: «Хлеб – всему голова». Хлеб – одно из величайших творений рук человеческих, результат труда, земледельца, взрастившего золотой колос с драгоценным зерном.
(вношу вазу с колосьями и показываю детям).
- Поистине, это зёрна жизни. Их ещё называют злаками. А злак – это растение со стеблем в виде полой соломины, заканчивающейся колоском или метёлкой. Ребята, а как вы думаете, какие злаки чаще всего можно увидеть на полях?
- Верно, в нашей местности это пшеница, рожь и овёс.
Все злаки содержат полезные для человека вещества: углеводы, растительные жиры, витамины, минеральные соки и аминокислоты.
- Сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Из зерна – колосок»
(физкультурная минутка – релаксация, фоном звучит спокойная музыка)
- Я предлагаю вам превратиться в «маленькое сморщенное семечко». (Сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками.) Воспитатель – садовник – поливает их (гладит по голове, ухаживает. Семечко медленно растёт, раскрываются листочки (руки поднимаются, растёт стебелёк (вытягивается тело, появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышутся. Поспел урожай. Приезжай и убирай. (сели)
- Молодцы, хорошие из вас получились колоски. Ребята, а теперь давайте вспомним, что же необходимо для роста колоску? (ответы детей)
(моделирование: на мольберте картинка колоска, от него 5 стрелок. Дети по очереди выставляют фишки: земля – черная фишка, вода – синяя, тепло – красная, воздух – белая, свет – жёлтая.)
- Правильно, без тепла, влаги, света, чистого воздуха и земли зерно не вырастет и не даст хороший урожай, а ещё обязательно нужна забота, нежность и любовь каждому колоску в поле, чтобы хлебом, который получится из этих злаков, можно было накормить всех на свете.
- Ребята, хлеб – это один из ценных продуктов и величайшее богатство на земле и люди придумали про него много пословиц и поговорок. А знаете ли вы пословицы и поговорки о хлебе? (ответы детей)
- Хлеб – всему голова.
- Нет хлеба, так нет и обеда.
- Хвала рукам, что хлебом пахнут.
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно!
- Хлеб батюшка, вода матушка.
-Спасибо, молодцы. А я ещё хочу познакомить вас с одной пословицей, которую прошу запомнить:
Золото и серебро – только камни, а пшеница – драгоценность.
- Почему, ребята, так говорится в этой пословице, давайте, объясним? (ответы детей, (повторяю пословицу несколько раз)
- Теперь повернитесь к своей паре и расскажите тихонько эту пословицу друг другу, чтобы лучше её запомнить.
- Действительно, ребята! Хлеб или зерно, из которого его делают это драгоценность. Потому что много людей работает, чтобы хлеб попал к нам на стол. Нужно беречь хлеб. Хлеб – наше богатство. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его!
- Сейчас, я хочу провести с вами блиц – опрос: «Цепочка»:
1. откуда хлеб пришёл? – из магазина
2. в магазин, откуда попал? – из пекарни
3. что делают в пекарне? – пекут хлеб
4. из чего пекут хлеб? – из муки
5. из чего мука? – из зерна
6. откуда зерно? – из колоса
7. откуда пшеница? – выросла в поле.
- Чудесно. Вот вырос в поле колосок, получилось зерно, увезли это зерно… на завод, сделали из него… муку. А из муки испекли…. Хлеб. Правильно, только как пекарь приготовил тесто для хлеба? Какие использовал для этого продукты?
- Перед вами, ребята, продукты, ваша задача выбрать, те продукты, которые необходимы для приготовления теста. (вызываю 3 детей)
- Давайте вместе проверим: яйцо, вода, соль, масло, сахар, дрожжи, мука. Правильно. Все эти продукты соединяются друг с другом, круто замешиваются и получается тесто. (показываю тесто) а из этого теста можно испечь всё что угодно, много разных и вкусных изделий.
- Давайте, вспомним, какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Игра «Волшебная палочка»
(бублик, хлеб, батон, баранка, сдоба, пышка, пирожное, пирог, сушка, пряник, блин, печенье и т. д.)
- А сейчас, я приглашаю вас поиграть в игру «Каравай приехал к детям» и вспомним профессии людей, которые трудятся, чтобы мы каждый день ели вкусный и полезный хлеб.
Воспитатель:
- Каравай приехал к детям
Как его, ребята, встретим?
Дети:
- Пышной коркой похрустим
Всех на свете угостим
В круг вставай, Каравай,
Кого хочешь - выбирай!
Каравай:
-Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк,
В печь – перепёлкой,
Из печи – коростёлкой.
Пекарь, с нами поиграй
Кого хочешь – выбирай!
Пекарь:
- Мельника!
Не молол он чепуху,
А молол зерно в муку.
Мельник! С нами поиграй
Кого хочешь – выбирай!
Мельник:
- Хлебопашца!
Он в тенёчке не лежал, а хлеба растил и жал.
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Хлебопашец:
- Рабочего!
Он без дела не скучал
Хлебопашца выручал.
Он сюда пришёл с дарами
С тягачами – тракторами
Без машины худо,
А с машиной – чудо!
Рабочий:
- Мы работы не стыдились
Мы работаю, гордились
А награда – урожай
Всех на праздник приглашай!
Воспитатель:
- Слава урожаю в закромах,
Слава караваю на столах,
Слава, слава дружным рукам!
Слава, слава труженикам!
(вношу пирог и подаю гостям на подносе)
- Сколько людей разных профессий помогают зёрнышку, вырасти и превратится в колос, а затем пройти весь путь до хлеба.
- Сейчас, ребята, я приглашаю вас превратиться в хлебопекарей и постряпать разные булочки. Но прежде нам надо приготовить всё необходимое для этой деятельности: в первую очередь – помыть руки, надеть фартуки и приготовить себе рабочее место.
Ручной труд. (фоном включаю песню о хлебе, музыку, готовые изделия дети кладут на противень и я уношу на кухню).
Детям выношу пирог, с которым пьём чай.