Светлана Прудникова
НООД «Не мешайте мне трудиться…»
(наблюдение-труд зима)
Составила: Прудникова С. Н. МБДОУ №1 «Светлячок».
Цели: формировать представления детей об особенностях дерева и растений, что у дерева есть не только ствол, ветви и листья, но еще есть корни, за счет которых они живут; что деревья зимой «спят»; воспитывать эмоционально-положительное отношение, сочувствие к деревьям и птицам, желание облегчить им зимнее существование; дать представление, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, а птицы умереть от голода, поэтому о них надо заботиться; использовать различные анализаторы: тактильные ощущения, зрительный, запах, звуки; прививать любовь к природе, умение видеть красоту зимнего убранства.
Публикация «НООД „Не мешайте мне трудиться…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Предварительная работа: наблюдения и беседы на прогулке, экскурсии в парк; труд на участке; заучивание стихов; чтение художественной литературы.
Работа с родителями: совместное изготовление кормушек для птиц, с последующей выставкой; изготовление родителями лопаток и метелок для работы со снегом.
Ход занятия.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, на нашем участке много различных деревьев, попробуйте мне рассказать о них по особым отличительным признакам.
Дети называют деревья по отличительным признакам: береза – белый ствол, рябина – красные ягоды, клен – семена-вертушки, ель – хвоя и т. д.
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, а теперь я предлагаю вам потрогать ветви, прижаться к стволам, понюхать, особенно ель, какие ощущения вы получите.
Дети тактильно обследуют близко стоящие деревья, особое внимание уделяют елям.
В о с п и т а т е л ь. Что вы узнали нового о дереве?
Д е т и. Ствол шершавый, кора на ветках гладкая, семена летят и кружатся, а иголки колются.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, а каких деревьев у нас больше всех? (Елей)
А вам они нравятся и чем?
Д е т и. Они красивые, высокие и зеленые. Напоминают Новый год.
В о с п и т а т е л ь. Все наверное понюхали ель, как она ароматно пахнет смолой, этим ароматом очень полезно дышать. Закройте глаза и глубоко подышите.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
В о с п и т а т е л ь. Кто знает стихотворения о деревьях.
Д е т и. Елочки – девчонки Все знают, что у елки
Разыгрались в прятки, Не листья, а иголки,
Схоронясь под снегом И так же как она
Лишь шуршат украдкой С иголками сосна.
Лия Мишина А. Хребтюгов
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
А. Хребтюгов
В о с п и т а т е л ь. Ребята, почему вы так тепло одеты?
Д е т и. Потому, что на улице холодно. Зима.
В о с п и т а т е л ь. Зимой деревьям тоже холодно, они могут замерзнуть и погибнуть. Чтобы этого не случилось, люди стараются помочь деревьям, приваливают снег к стволам. Стряхивают снег с веток, чтобы они не поломались.
Я тоже предлагаю вам помочь деревьям нашего участка. Давайте прикопаем снег к стволам деревьев вот таким образом (показ).
Дети выполняют трудовые поручения вместе с воспитателем. Воспитатель предупреждает, что присыпать нужно осторожно, не повреждая ствол дерева лопатой.
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, как вы думаете, замерзнут ли теперь деревья?
Д е т и. Нет мы укрыли их корни снежным покрывалом.
В о с п и т а т е л ь. Зимой деревья крепко спят, а весной проснуться и скажут нам спасибо.
А теперь предлагаю поводить хоровод вокруг елочки и спеть ей песенку «Маленькой елочке холодно зимой»
Дети водят хоровод и поют песенку «Маленькой елочке холодно зимой»
В о с п и т а т е л ь. Ребята, мы помогли деревьям, а как птицам помочь?
Д е т и. Нужно повесить кормушки и покормить их.
В о с п и т а т е л ь. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна.
Горсть зерна – и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забыть – улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песни не пришлось нам встречать весну!
А. Яшина
В о с п и т а т е л ь. Так мы и поступим, вы и ваши родители постарались и сделали много разных кормушек. Я вам помогу их развесить.
Ребята, а что дальше будем делать?
Д е т и. Положим в них корм: семечки, хлебные крошки, сало и т. д.
В о с п и т а т е л ь. Много дел мы сегодня сделали, но мы тоже должны отдыхать.
Я предлагаю поиграть в игру «Свисток».
Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции; желание играть в коллективе сверстников.
Описание игры: на одно из деревьев вешается свисток. Игроки стараются незаметно пробраться к свистку. За ними следит водящий, пока он не видит, игроки двигаются, водящий поворачивается, игроки замирают. Кого водящий замечает в движении, тот выбывает из игры, выигрывает тот, кто свиснет в свисток.