Люба Гордылева
Конспект НОД «По камушкам речка бежит!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представления детей о Волге как главной реке России.
- Совершенствовать умения восхищаться красотой и многообразием природы родного края;
- воспитывать чувство гордости за то, что мы живем на Волге;
- Расширить словарный запас по теме, развивать слуховое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук.
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель загадывает загадку:
Публикация «Конспект НОД „По камушкам речка бежит!“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (река)
Предлагает детям прослушать песню «Течет Волга», музыка
М. Фрадкина стихи Л. Ошанина.
- О какой реке, поется в этой песне? Какая река протекает в нашем городе Балаково?Давайте представим, что мы оказались на берегу реки. (макет реки) Слайд№1 –изображение реки —Но, посмотрите,что это (достаёт бутылку) Давным –давно такие бутылки бросали те, кто попадал в кораблекрушение и кому нужна помощь! Они вкладывали в бутылку письмо о помощи, а что же в ней! Посмотрим (достаёт письмо и читает) «Помогите, помогите! Мы попали в беду! мы сказочные герои- водяной и русалка решили отправиться путешествовать по вашим рекам, но мы попали в сеть и чтобы выбраться нужно волшебное ожерелье из жемчужин, которое потеряла русалка! помогите нам его собрать!На каждой жемчужине есть буква, нужно их собрать все вместе,чтобы получилось волшебное слово, как только вы всё соберёте, мы будем свободны! Но чтобы найти жемчужины вам нужно идти по нашим следам, в этом вам поможет карта! Очень ждем помощи!» (воспитатель раскрывает карту и рассматривает вместе с детьми)
2. Основная часть. Что делать? Поможем Русалке и Водяному? Тогда давайте внимательно рассмотрим карту!Карта показывает на голубой ручеёк, это начало пути наших героев,давайте тоже превратимся в ручеёк и отправимся в путь!
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
В ручеек мы превратились
(дети встают друг за другом и идут змейкой)
--Наш маленький ручеек прибежал к началу Волги, а мы обратно превратимся в детей.
Дети – Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
И в детей мы превратились.
- Вот мы и на месте! Как вы думаете,что это за ручеёк? Слайд№2 - Правильно, это Волга. Когда-то давным-давно, когда на Земле ещё жили древние люди, из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности (показывает на карте) зародилась огромная река Волга. Но только тогда древние люди называли её по-другому, и названий было несколько. Одни народа называли её «Ра», что означает «щедрая». А щедрая — что означает? (добрая, всё отдающая). А другие народы называли её «Итиль», что означает Река — рек — самая главная, самая полноводная, самая могучая, самая широкая. А третьи прозвали Волгой, что означает «Светлая». И действительно, эта река очень длинная. Река широкая и полноводная, потому что у Волги много помощников – притоков, больших и маленьких речек, которые несут в неё свои воды.
- а вот и первая жемчужина, но тут задание:
Дидактическая игра “Придумай слова” (подбор прилагательных)
-Дети, скажите, какая бывает река? (чистая, быстрая, глубокая, грязная, мутная, прозрачная, бурная, спокойная, мелкая, широкая, судоходная, горная, равнинная)Молодцы!Первую жемчужину нашли! Какая буква на ней –«В»(дети складывают в мешочек)
- Продолжаем путешествие! Карта нам подсказывает, что мы должны оказаться на берегу Волги, в Саратовском крае. Снова превращаемся в ручеёк. Вот мы на берегу Волги. Давайте представим, что сейчас лето: светит солнце, весело чирикают птицы, люди отдыхают на берегу реки. И я Вам предлагаю послушать веселую “песню” реки. (Аудиозапись).
Упражнения для развития физиологического дыхания
Воспитатель: Давайте подышим речным воздухом. (вдох через нос, пауза ;Под счет “раз”, “два”, “три” выдох через рот)
- А вот и вторая жемчужина! Задание такое: В те далёкие времена берега Волги были покрыты лесами. Волга делит наш край на левый и правый берег. На каком берегу находится наш город?. Да и сейчас по берегам Волги растут леса. (слайд№3) Какие леса вы знаете (хвойные, лиственные, смешанные) Какие деревья растут в нашем крае? В таких лесах и зверям привольно жилось. Как вы думаете, каких зверей можно было встретить (ответы детей)
Дидактическая игра «Эко –часы» - Покажите на часах какие животные обитают в нашем крае. Молодцы! вот ещё одна жемчужина с буквой «О» Дидактическая игра “Полезная река”
Воспитатель: Река также приносит большую пользу людям. вот вам ещё задание; Посмотрите на эти схемы и скажите, какая польза от реки, что она дает людям? (река дает воду, река поливает землю, река дает пищу, река дает электроэнергию, по реке ходят теплоходы, по реке сплавляют лес) Молодцы! Вот вам третья жемчужина с буквой «л» Беседа о рыбах Воспитатель: Кто обитает в реке? (рыбы).(слайд №4) Какие рыбы живут в Волге? (речные – сазан, лещ, судак, щука, сом, налим,окунь, ерш, жерех, вобла, красноперка, карась, густера.) Что происходит с рыбой зимой? (зимой рыбы уходят под лед, собираются в одном месте или зарываются в песок.)
Д/ игра: «Какая река?»
- Скажите, какой бывает река весной? (Слайд.) Бурной, быстрой, холодной, глубокой, длинной, мутной.
- Какой бывает река в летний период? Слайд.) Теплой, мелкой, ласковой, журчащей, прозрачной.
- А какой она бывает осенью? (Слайд.) Холодной, глубокой, мутной.
- А в зимнее время года? (Слайд.) Замерзшая, холодная, ледяная.
- Какие слова-действия можно подобрать к реке? Плыть, купаться, рыбачить, нырять, плескаться, резвиться….
- Какие живые и неживые объекты природы могут находиться в реке и рядом с ней? Рыбы, камни, песок, лодка, деревья, трава, водоросли, малявки….
Д/ игра: «Сколько слогов в слове»
Рыба, рак, щука, лягушка, река, рыбак, налим.
Физминутка: Давайте с вами, на минутку, закроем глаза и представим, что мы рыбки и решили порезвиться в теплой воде. Рыбки поплыли по течению, легко и спокойно (звучит легкая и спокойная музыка). Вдруг начался сильный ветер, рыбкам нужно возвращаться домой, и пришлось им приложить немало усилий, ведь течение в реке стало бурным и быстрым (звучит скоротечная, быстрая музыка).
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие рыбы водятся в нашей реке?
- Как вы думаете, почему рыбы не тонут, а легко и ловко плавают в воде? Ответы детей.
Предлагаю вам подойти к столу и провести небольшой эксперимент «Почему рыбы не тонут?»
Предлагаю опустить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.
- Он опустился на дно.
Затем опустить в емкость воздушный шарик и уточнить, что с ним произошло.
- Он остался на поверхности воды.
- Тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть «шарик» – плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность. (Слайд.) Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.
- А нам чтобы найти жемчужину нужно оказаться под водой,а как нам это сделать (нужно надеть специальное снаряжение, акваланг для подводного плавания) Давайте, одевайте и в путь!
123 нырни!
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
(Снимает покрывало.) Вот мы и на морском дне. Дети, посмотрите, как тут красиво и интересно! Отгадайте загадки!
«Жить в реке совсем нескучно»,
Скажет вам она беззвучно.
Даже вежливо «спасибо»
Говорит неслышно…. (рыба).
Он всегда гулять идет
Только задом наперед.
С ним знаком любой рыбак,
Хоть не рыба он, а. (рак).
У воды она живет,
Громко песенки поет.
Рот ее — для мух ловушка,
А зовут ее. (лягушка).
Берегись, плотва, уклейка, —
В речке хитрая злодейка!
Эй, мальки, с дороги, ну-ка!
На охоту вышла. (щука).
Дидактическая игра “Что лишнее?” Убрать изображения тех рыб, которые не обитают в Волге. - вот и ещё 2 жемчужины с буквой «г» и «а»! Все, всплываем. Молодцы!-последнее задание рисуем карту саратовской области с главной рекой и её притоками и собираем слово «Волга»
- А вот и наши сказочные речные жители! Спасибо вам большое за помощь! Вы быстро и правильно выполнили все задания! Мы хотим подарить вам жемчужины!
Рефлексия:
- Чем мы с вами сегодня занимались?
- Что было интересным для вас?
- Что было сложным?
- Как нужно вести себя, когда вы будете отдыхать у речки?
- Что нужно, чтобы река не мелела, и чтобы всегда в нем водилась рыба?
- Что будет, если не будет реки?