Гелена Хадиева
НОД «Лимон» Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экспериментированию в подготовительной группе.
Тема «Секреты лимона»
Цель: Развитие познавательных способностей детей через экспериментирование. Расширение знаний о растении и фрукте «лимон»
Задачи:
Обогатить знания детей о лимоне, способах его выращивания.
Формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путём.
Закрепить навыки обследования предметов с помощью всех органов чувств.
Публикация «НОД „Лимон“ Подготовительная группа» размещена в разделах
Учить детей делать выводы доступные данному возрасту.
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, любознательность, самостоятельность.
Интеграция: речевое развитие (связная речь, активизация словаря: лимонная кислота, плод, витамин «С», химическая реакция, углекислый газ, художественно эстетическое развитие ( зарисовка картинок-памяток: уход за лимоном, прослушивание песни «Лимонный дождик», социально коммуникативное развитие (учить детей работать в коллективе, соблюдать правила поведения, радоваться новым открытиям, проявлять положительные эмоции)
Оборудование: колокольчики, коробка с лимоном, тарелка с половиной лимона, салфетка, лимоны в кожуре и очищенные, мультимедийное оборудование, видео музыкального клипа «Лимонный дождик», карточки с частями лимонного дерева, мольберт, косточки лимона и семена лимона, ёмкости с водой, сода, лимонная кислота, красители (красный и синий, стакан с водой, стакан с водой в которой добавлена лимонная кислота, пипетки, фартуки с нарукавниками для детей, фартук для воспитателя, горшочки с почвой, лейки с водой, деревянные палочки, карточки с окошками, фломастеры, наклейки, воздушные маленькие шары жёлтого цвета.
Ход:
Воспитатель: Дети, я приглашаю вас к столу с колокольчиками. Колокольчик зазвенит у того, кто любит рисовать. (дети звенят колокольчиками)
В : А теперь зазвенят у того, кто любит с горки кататься (звенят колокольчики) В : а сейчас зазвенит у того, кто любит фрукты (дети звенят колокольчиками)
В: Я тоже люблю фрукты. Один из них спрятался в коробочке и ждёт, когда вы про него отгадаете загадку.
-Жёлтый цитрусовый плод в странах солнечных растёт,
Но на вкус кислейший он, а зовут его…
Дети: Лимон!
В: Правильно, это лимон, лимон это фрукт, родина лимона Китай и Индия. Возраст лимона может достигать 45 лет. Подойдите к экрану, что вы видите?
Д: На экране лимонное дерево.
В: А какие части лимонного дерева вы мне можете назвать?
Д: У лимонного дерева есть ствол, листья, корни, ветви, плод (воспитатель после каждого ответа выставляет на мольберте картинки с частями лимонного дерева)
В: Подойдите поближе к мольберту, кто из вас сможет расставить карточки по порядку от самой нижней части дерева до самой верхней. (дети расставляют карточки)
В: Дети, мы с вами выложили модель лимонного дерева. А теперь встаньте в круг. В руках у меня плод лимона. Чтобы узнать лимона секреты, нужно дать поскорее ответы. Лимон какой? Ваши ответы будут начинаться со слова лимон.
Д: Лимон кислый, жёлтый, шершавый, большой, съедобный, ароматный, полезный (при каждом ответе, дети передают лимон друг другу)
В: А ещё лимон витаминный. Мы назвали много слов о лимоне, а сегодня на занятии мы станем исследователями. Как вы думаете, имеет ли лимон запах? (ответы детей) А что нужно сделать, чтобы лучше почувствовать его запах?
Д: Нужно его разрезать
В: Понюхайте ещё раз лимон, что можно сказать о его запахе? (ответы детей) Давайте мы положим половинку лимона срезом вниз на салфетку, какой она стала?
Д: Она стала мокрой.
В: Почему она стала мокрой?
Д: У лимона есть сок.
В: А как будет называться такой сок?
Д: Лимонный сок.
В: Посмотрите на экран.
Д: Это плод лимона
В: А чем плод покрыт снаружи?
Д: Плод покрыт кожурой.
В: А внутри у лимона сочная мякоть и косточки. Давайте пройдём к столу. Что вы видите в тарелках?
Д: это косточки лимона.
В: Потрогайте их, какие они на ощупь?
Д: они на ощупь твёрдые, шершавые.
В : Шершавые у них только кожура, а без кожуры семечко вот такое, какое оно?
Д: оно гладкое и маленькое.
В : Посмотрите на экран. Из семечка вырастает маленький росток, затем взрослое дерево, а на нём поспевают лимоны. Лимонный сок и лимонная кислота продаётся в магазинах, они широко используются в кулинарии, их добавляют в пироженные, торты, в конфеты, и даже в мороженное. Лимон придаёт кисловатый вкус и приятный аромат многим напиткам. Подскажите, в какие напитки добавляется лимон?
Д: В лимонад, в чай.
В: Лимонный сок осветляет и смягчает нашу кожу. Хочется спросить у девочек, знаете ли вы в какие средства по уходу за кожей добавляется сок лимона?
Д: В крем.
В: Но чистый лимонный сок наносить на кожу нельзя, могут появиться ожоги и аллергические реакции в виде покраснения и раздражения. Лимон применяют в медицине, так как содержит важный витамин, а какой именно вы знаете?
Д: Витамин «С», если человек больной, то ему этот витамин необходим.
В: Витамин «С» придаёт нам силы и укрепляет наш иммунитет. Если у человека болит горло, то его надо прополоскать разведённым лимонным соком. Сок убьёт все вредные бактерии.
Но мы не все секреты лимона открыли, Сейчас я вас приглашаю в лабораторию, давайте подойдём к столу и оденем фартуки и нарукавники. (перед детьми на столе два лимона, очищенный и в кожуре)
В: Чем лимоны отличаются друг от друга?
Д: Они отличаются тем, что один из них в кожуре, а другой очищенный.
(воспитатель предлагает детям аккуратно опустить в воду лимон в кожуре и без кожуры и ответить, что же произошло с лимонами)
Д: Лимон в кожуре всплыл, а очищенный утонул.
В: С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру?
Д: Мы можем сравнить кожуру со спасательным жилетом и со спасательным кругом.
В: А, что находится внутри спасательного круга и жилета?
Д: Внутри находится воздух.
В: Кожура лимона пористая и содержит пузырьки воздуха, именно воздух не даёт лимону утонуть. Так почему же утонул второй лимон?
Д: Лимон без кожуры и воздух его не держит на поверхности воды.
В: Перед вами два стакана с водой, сможете ли вы отгадать в какой из них добавлен лимонный сок? (ответы детей) Что поможет нам определить вкус?
Д: Нам поможет язык.
В: Я пипеткой капну водичку вам на язык, а вы определите её вкус. (дети обсуждают вкус воды, приходят к выводу что вода в которую добавлен лимонный сок кислая на вкус)
В: Вот такие интересные секреты мы сегодня открыли, давайте мы пройдём ко второму столу. Лимоны нам предлагают с ними поиграть и превратить их в настоящий вулкан. У нас вот такие чаши из лимона. Перед вами пищевые красители и пищевая сода. Давайте на сыпем в чаши красители и перемешаем его с мякотью, а потом добавим соду. (работа детей) Что же мы видим?
Дети: получилась цветная пена, пузырьки воздуха поднимаются на поверхность.
В: На что похоже? (на вулкан). Дело в том, что лимонный сок и сода вступили в химическую реакцию и при их смешивании выделяется углекислый газ. Химическая реакция соды и лимонной кислоты используют многие мамы и бабушки когда готовят пирожки, блинчики, оладьи. Углекислый газ помогает сделать тесто пышным и воздушным.
В: А хотите ли вы сами вырастить лимонные деревья? (ответы детей. Воспитатель приглашает их пройти к столам)
В: Перед вами горшки с почвой.
В: Я предлагаю вам наклеить на них лимонные наклейки с вашим именем. Приступаем к посадке лимона, нам помогут палочки, красная отметка покажет какой глубины ямку нам нужно сделать в почве. Теперь берём лимонное семечко и опускаем его в ямку и с помощью палочки засыпаем землёй. (работа детей) Что необходимо,чтобы растение росло крепким и здоровым (ему нужна вода, полейте почву. (работа с лейками
В: Давайте назовём, какие условия нужны для роста растения.
Д: Свет, вода, почва.
В: Ухаживать за лимонным деревом несложно, мы с вами изготовим картинки-памятки.
(перед детьми полоска бумаги с окошками и фломастеры) В первом окошке мы нарисуем картинку, которая будет напоминать о том, что лимонному дереву необходимо много солнечного света. Что мы нарисуем?
Д: Солнышко. (рисуют солнце)
В: Вторая подсказка, лимонные деревья не переносят сквозняка, холод, сквозняк запрещён. У вас нарисован ветер, зачеркните его. (работа детей) Третья подсказка, лимонное дерево надо поливать понемногу, по чуть- чуть, что мы можем нарисовать?
Д: Капельку воды (работа детей)
В: Теперь возьмите палочки, уберите двухсторонний скотч, приклейте к палочкам памятки и воткните их в почву. (работа детей)
В: Горшочки оставим на столе, снимем фартуки и подойдём к столу с колокольчиками.
В: Пусть позвонит в колокольчик тот, кто узнал сегодня что то новое. (дети звенят, воспитатель спрашивает у них, что нового они узнали)
В: Пусть позвонит в колокольчик тот, кому было интересно на занятии?
(дети звенят, воспитатель спрашивает, что для них было самым интересным)
В: А теперь пусть позвонит тот, кому сегодня было трудно? (воспитатель спрашивает, какие трудности они испытали)
В: Сегодня мы были исследователями, а настоящие учёные чтобы сделать открытия преодолевают много трудностей. Но мы сегодня прилежно и дружно потрудились и секреты лимона нам открылись.
В: Учёные доказали что лимонный аромат поднимает настроение, и чтобы поднять ваше настроение я хочу пригласить вас на танец, который называется «Лимонный дождик», а танцевать мы его будем вот с такими лимонами (жёлтые воздушные шары)
Танец детей
В: Вы чувствуете, какое у вас хорошее настроение?
танец