Елена Кунакова
НОД по развитию речи. Составление предложения по картине «Осень». Представление о слове. Выделение звука в слове
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-ис- следовательская, восприятие иллюстраций по заданной теме.
Цели:упражнять детей в целенаправленном рассматривании сюжетной картины; учить составлять подробные и интересные рассказы — описания покартине на тему «Осень»;
закреплять представление детей о слове;
закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.
Публикация «НОД по развитию речи, Составление предложения по картине „Осень“, Представление о слове, Выделение звука в слове» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Планируемые результаты:Составляет по образцу предложения и рассказы по сюжетной картинке, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; проявляет устойчивый интерес к игре; умеет интонационно выделять звук в слове; различает на слух твёрдые и мягкие согласные
Материалы и оборудование:Картина «Осень», мяч, фланелеграф, картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода; коробка.
Раздаточный материал: разноцветные фишки.
Ход занятия
Воспитатель говорит детям, что сегодня он им покажет новую картину. Ставит картину на мольберт, дает детям рассмотреть ее. (Дети должны сидеть поближе к картине.) Интересуется, все ли понятно, и, если возникнут вопросы, отвечает на них. Обращается к воспитанникам:
-Как бы вы назвали эту картину?
-Какое время года и время суток изобразил художник?
-Как об этом сказать одним предложением?. Верно, художник изобразил осенний день и точно так же назвал эту картину — «Осенний день». Но как вы догадались, что на картине день? (На улице светло. Дети возвращаются из школы. >Гуляет бабушка с внуком.)
-А почему вы решили, что день осенний? (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают. Дети начали учиться. На прилавках овощной палатки — дары осени.)
-Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный.)
-В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это показано на картине? (Синее небо и яркие желтые кроны деревьев. Желтые и синие тона радуют глаз, веселят.)
-В погожий осенний день трудно усидеть дома — тянет на улицу! Не спеша идут. школьники. Первоклассника встретила мама. У нее на поводке собачка. С собачки не спускает глаз мальчик-дошкольник. Он стоит около прилавка с овощами, ждет бабушку.
-Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться рассказывать по ней. Подумайте, кто как начал бы свой рассказ — описание картины.
Выслушав ответы, воспитатель анализирует их. Заслушиваются рассказы двух детей, умеющих логично и интересно составлять описание. Далее воспитатель приглашает к столу еще двух детей (одного после другого, хуже, чем первые, владеющих навыками рассказывания.
Затем выступают еще 2 рассказчика. Между ними устраивается соревнование: кто расскажет подробнее и интереснее.
По окончании рассказов педагог просит детей назвать победителя. Формулирует 2 критерия оценки: или четкость, стройность рассказа, отсутствие повторов, рассказ легко воспринимается слушателями; или наличие интересных и удачных сравнений (например, «деревья стоят в золотых коронах» и т. д.).
В заключение воспитатель дает свой образец рассказа:
Подготовка к обучению грамоте.
I. На столе у детей по 5-6 фишек. Воспитатель предлагает «собрать» в коробку разные слова. Для этого, говорит он, нужно вспомнить какое-нибудь слово, например цветок, и положить в коробку фишку. Дети называют свои слова и «кладут» их в коробку, с которой воспитатель ходит между рядами. Похвалив ребят за то, что они назвали много разных слов, он выбирает наиболее яркие по звучанию («звонкие» — звонок, зеркало, «тихие» — мышка, шишка, «громкие» — гром, помидор) и предлагает вслушаться в их звучание.
II. Игра «Скажи, как я». Воспитатель предлагает детям встать в круг, сам встает в его середину с мячом. Игра заключается в том, что воспитатель бросает мяч кому-либо из ребят, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммо- лет, трубба, нножик, домм и т. п.). Ребенок должен повторить слово так, как его произнес взрослый, перебрасывая мяч назад. В игре должны принять участие все дети.
III. Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода и предлагает детям сказать слово лимон так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук — ллимон. «Какой первый звук в словелмимонЬ> — «л'». — «Звук «л» — маленький братец, а какой у него большой братец?» — «л». — «Какое слово начинается со звука «л»?» — «Ллампа».
Воспитатель снимает с фланелеграфа картинки с лимоном и лампой.
Предлагает послушать, а затем сказать, с каких звуковначинаются слова вишня и волк : ввишня, вволк. «в'», «в». — «Звуки «в'» и «в» — братцы». Какой из них — большой братец?» — «в».
Вызванный ребенок снимает изображения вишни и волка.
Воспитатель, показывая на пирамидку, предлагает назвать, что нарисовано на картинке, и сказать слово так, чтобы был хорошо слышен первый звук. Ребенок подчеркивает голосом звук «п'». «Назовите первый звук в слове пирамидка». — «п'».
Далее воспитатель просит назвать другую картинку (показывает на пароход) так, чтобы все хорошо услышали первый звук в слове пароход, — ребенок интонационно выделяет звук «п». «В слове пирамидка первый звук «п'», а в слове пароход первый звук «п». Что можно сказать про эти звуки?» — «Эти звуки — братцы : звук «п'» — маленький братец, звук «п» — большой братец».
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам говорит, что звуки «п» и «п'» — братцы, а затем спрашивает, какой из них маленький, а какой — большой братец.
IV. Игра «Назови слово». Дети по заданию воспитателя называют слова со звуком «п» : пароход, пудель, шапка, полка и т. д. Когда будет названо 10—15 слов, задание меняется: дети называют слова с маленьким братцем — звуком «п'» : пион, капитан, пение, пила и т. д. За каждое правильно подобранное слово дети получают фишку или мелкую игрушку. В конце игры фишки подсчитываются, определяется победитель.
V. Итог занятия.
- Чем занимались на занятии?
-Что нового узнали?
- Какое бы задание хотели бы повторить ещё раз?