Голикова Оксана
Комплексное занятие «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
тема «Покормите птиц зимой»
Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.
Публикация «Комплексное занятие „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, инсценировок, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц, разучивание детьми стихов.
В зимнее время мы наблюдаем за птицами. Все выходим на улицу и устраиваем птичью “столовую”. Весё лые маленькие гости не заставляют себя долго ждать и в благодарность за угощение показывают разные фокусы: скачки вбок, качание и кувыркание на ветках. Во время птичьего “обеда” дети наблюдали за повадками птиц, сравнивали их по размеру и окраске, подмечали, какой корм по вкусу той или иной птице.
Ход занятия.
В: «Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите».
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.
В: А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете?
Д: (Ответы.)
Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Д: (Зимующие.)
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Д: (Перелётные.)
Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а
зимующие – могут?
(ответы детей)
Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь?
(Дети высказывают свои предположения.)
В:Ближе к осени дни становятся короче. Это
и служит для них сигналом – пора отправляться в путь
Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев
Трава увядает
Вода в водоёмах, реках замерзает
Почва покрывается снегом
Тепла становится все меньше и меньше
Воспитатель: А у нас игра сейчас. Я прочту стихи для вас. Я начну, а вы кончайте. Дружно вместе отвечайте.
(во время ответа воспитатель вывешивает изображение соответствующей птицы)
Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»
(Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Белый бок, серый бок
Воркует нежно …
(Голубок)
Пёстрая крякуша, ловит лягушек.
Ходит вразвалочку – спотыкалочку.
(Утка)
В:- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Пальчиковая гимнастика «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.
В: Чем похожи все птицы?
Д: У птиц есть клюв, крылья, перья.
В: Чем они отличаются?
Д: Величиной, формой хвоста, размером крыльев.
(Воспитатель вызывает желающих детей к доске)
(Дети вспоминают общие признаки и отличия птиц.)
Дидактическая игра «Собери птицу из геометрических фигур»
В: – Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.
Какие?
Д: (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)
В: А что произойдёт, если у нас не будет птиц?
(ответы детей)
Как мы можем помочь птицам?
Д: повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха для утепления гнезда.
В: Давайте мы сейчас сделаем скворечники.
(дети выполняют аппликацию «Скворечник»)
В: Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему?
Д: Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.
В старину февраль ещё называли “снеговеем”. В народе говорят: у февраля два друга – метель и вьюга. Февраль месяц – дотерпи до весны. В конце зимы все наши пернатые нуждаются в помощи человека. Каждая кормушка, каждая горсть зерна может спасти от гибели не одного пернатого певуна. Ягоды почти уже склевали, от сильного ветра слетают с деревьев оставшиеся семена, под толстым слоем снега нелегко корм добывать, голодному и замерзнуть недолго. При голодании, особенно у мелких птиц, понижается температура и они быстро гибнут, особенно зимой, когда день короток и времени на поиски корма мало.
Вот и тянутся птицы поближе к человеческому жилью, рассчитывают на его доброту, сострадание. Они ждут помощи.
О чём они просят?
Д: Чтобы их покормили.
В: Верно, чтобы их покормили.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты им корма: горсть зерна им нужна.
Горсть одна – и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть для них тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
А. Яшин
Воробышки
На дворе – морозище – градусов под сорок.
Плачутся воробышки, что весна не скоро,
Что в морозы лютые плохо греют шубки…
Я принё с воробышкам на тарелке крупки:
– Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки подарил с калошами.
Но сказала мама: “Воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает, потеряет валенки”.
В. Звягина
В. Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя.
Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют!
(Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)
игра “Узнай птиц по голосу”.
(Включается фонограмма с голосами птиц, дети отгадывают, какая птица поёт.)
В. Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.
Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.
В: Ребята, запомните важные правила:
Нельзя рубить деревья.
Нельзя разорять птичьи гнёзда.
Нельзя разводить в лесу костёр.
Нельзя вытаптывать и рвать траву.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя уничтожать насекомых.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить
Итог занятия
Птицы - это голоса наших полей, гор и пустынь.
Птицы – это покорители неба. Они могут подняться выше облаков, перелететь через моря.
Птицы – это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов.
Птицы – это тайна и красота. О птицах сложены стихи и песни, рассказы и сказки. Без птиц нам не обойтись!