Елена Владимировна Иконникова
НОД «Как увидеть воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Формировать у детей представления о том, что воздух важен для всех существ, без него не могут жить растения, животные, человек. Воспитывать интерес и желание трудиться в природе. Воспитывать чувство любви к живому.
Оборудование и материал: Для каждого ребёнка: стаканчик с водой и соломка для коктейля, банка с водой и пустой стакан, бумажная салфетка.
Действующие лица: Незнайка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Правильно, это воздух. Вот о воздухе мы сегодня и поговорим. Воздух всегда находится среди нас. Мы дышим воздухом, и не только мы, но и животные и даже растения. Воздух нужен всем.
Незнайка: Привет, ребята! А что это вы здесь собрались?
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Проходи всем места хватит, мы гостям рады. Мы с ребятами говорили о воздухе.
Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы ребята? (Обращается к детям и выслушивает ответы детей).
Воспитатель: Ребята, помогите мне, докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть и даже в нашей группе. Давайте сначала вдохнём воздух глубоко-глубоко, затем задержим наше дыхание, а теперь выдохнем. Трудно вам было без воздуха? Конечно, да. Человек не может жить без воздуха-если нет воздуха, он может задохнуться. Ребята, а почему мы не видим воздух? Он как невидимка. (Выслушиваем ответы детей). Он не видим, но его можно почувствовать: дуньте на ладошку. Чувствуете воздух? А теперь давайте помашем ладошками, чувствуете тепло? Воздух – прозрачный, значит, через него всё видно.
Ребята, а что ещё бывает прозрачным? Через что мы ещё можем увидеть, что находится на улице? (Ответы детей). Вот какие окна чистые, через них всё видно – и деревья, и другие дома на улице!
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь почему у нас в группе так много цветов?
Незнайка: Конечно знаю, чтобы было красиво.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, почему у нас в группе чистый воздух? (Дети говорят о цветах. находящихся в группе, о том, что их поливаем, опрыскиваем, рыхлим землю).
Да, дети, вы правильно рассказали. Потому что кислород нам дают наши растения. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем через себя, а выдыхаем уже не кислород, а углекислый газ. Так и живут. Помогая друг другу дышать, люди и растения. Чем больше на земле лесов, цветов, садов, тем и чище и богаче кислородом воздух, тем легче дышать.
Воспитатель: Незнайка, а ты хочешь узнать, где ещё можно увидеть воздух? Для этого я предлагаю вам всем пройти в лабораторию и стать учёными. Кто знает, чем занимаются учёные? (Наблюдают, проводят опыты).
Воспитатель: (берёт в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Незнайка, внимательно посмотри, есть ли в нём что-нибудь?
Незнайка: Все видят, что там ничего нет.
Воспитатель: А вот мы сейчас проверим. (воспитатель ставит на столик каждого ребёнка банку с водой, стаканчики и кусочек бумажного тампона)
Опыт 1
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном, предварительно положив в стакан бумажный тампон, и медленно опускает его в банку. Обращаем внимание детей на то, что стакан держим ровно. Что получается? Попала ли вода в стакан? (дети высказывают свои предположения). Достав из стакана бумажный тампон, мы видим, что он остался сухим.
Воспитатель: Незнайка, потрогай, что ты можешь сказать. Почему комочек остался сухим?
Дети делают вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2
Воспитатель: А теперь,Незнайка, давай снова опустим стакан в банку с водой, но теперь уже держим его не прямо, а немного наклонив. Что появилось в воде? (Дети отвечают). Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух пузырьками выходит из стакана, ведь он очень лёгкий и его место занимает вода. Вот поэтому бумажный комочек и стал мокрым.
Воспитатель: Ребята, почему Незнайка говорил, что в стакане ничего нет? (Ответы детей).
Незнайка: Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел вас подразнить. Я вот тоже вспомнил, как можно увидеть воздух.
Я хочу угостить вас вкусной водой. Эту воду можно не только пить,но и пускать пузыри.
Опыт 3
Давайте возьмём стакан с водой и опустим в него соломку. А теперь дуйте в соломку. Что вы видите? Пузырьки.
Воспитатель: Верно, это и есть воздух.
Молодцы, у всех очень хорошо получалось? Теперь мы знаем, чтобы дышать чистым воздухом мы с вами должны беречь природу.
Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух-три её основы
Какая бы не грянула беда-целы они-всё возродится снова.