Ирина Жарких
НОД по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФОП «Царевна Лебедь»
Тема: «Царевна Лебедь».
Цель: развитие детской художественно-эстетической деятельности.
Задачи: научить детей создавать иллюстрацию по мотивам сказки, пополнить и закрепить знания русских сказок, расширить словарный запас, познакомить с художником-иллюстратором И. Я. Билибиным; знакомство с творчеством русского композитора Н. А. Римского – Корсакова, расширить знания о музыкальных средствах выразительности и музыкальных жанрах.
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФОП „Царевна Лебедь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лебедь. Все о лебедях
- Лебедь. Конспекты занятий
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- «Царевна Лебедь», персонаж сказки А.С.Пушкина
- Темочки
Предварительная работа: чтение и просмотр сказок А. С. Пушкина, рассматривание картины «Царевны Лебедь»; слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Лебединое озеро», К. Сен – Санса «Лебедь», изготовление музыкальных инструментов-шумелок.
Материалы и оборудования: интерактивная доска, презентации по теме занятия, музыкальные иструменты-шумелки, ноутбук, флэш карта; основа для коллективной работы, выполненная раннее с детьми, белые листы А4, клей, ножницы, простые карандаши, салфетки.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети и музыкальный руководитель в зале. На экране изображены сказки.
Муз. рук: Ребята, посмотрите, где же мы с вами оказались?
Ответы детей: в сказке.
Муз. рук: А как вы догадались? (слайды со сказочными героями А. С. Пушкина)
Д: по картинам на экране (Баба Яга, избушка на курьих ножках, 33 богатыря, кот ученый и т. д.)
Муз. рук: Ребята, как можно еще попасть в сказку?
Д: посмотреть мультики, почитать книгу, может присниться сказочный сон, сказку можно нарисовать.
Муз. рук: Ребята, а кто создает сказки?
Д: писатели и поэты.
Муз. рук: А кто же изображен на нашем экране?
Муз. рук: Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
Д: «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Сказка о царе Салтане» и т. д.
Муз. рук: Ребята, а кто делает сказки яркими, красочными, насыщенными?
Д: художники
Муз. рук: -А сейчас я вас хочу познакомить с великим русским художником – иллюстратором И. Я. Билибиным. Именно Иван Яковлевич иллюстрировал сказки А. С. Пушкина. Давайте посмотрим его иллюстрации.
- Ребята, глядя на эти чудесные иллюстрации можно ли догадаться к какой они сказке?
Д: Да, это «Сказка о царе Салтане».
Муз. рук: Ребята, ну вот мы и нашли с вами множество дорожек в сказку…Но, есть еще один путь через который мы сможем в ней оказаться. Ребята, не только слушая, читая, смотря и глядя на иллюстрации можно попасть в сказку, но и с помощью звуков, мелодии, музыки можно очутиться в ней.
- И сегодня я вас познакомлю с русским композитором Н. Я. Римским – Корсаковым. С самого детства Николай Андреевич очень любил сказки и музыку. И когда вырос, окончил музыкальную школу, то он стал писать музыку к своим любимым сказкам. И вот к «Сказке о царе Салтане», с которой вы уже знакомы, он написал целую оперу.
- А вы знаете, ребята, что такое опера?
Д: музыкальный спектакль, где актеры на сцене передают сюжет сказки только пением. Главное в опере музыка и пение.
- А сейчас давайте с вами, на некоторое время станем маленькими композиторами. Посмотрите на экран (слайд с иллюстрацией «Царевны лебедь») и скажите, какую музыку вы представили?
Д: Нежную, ласковую, медленную, таинственную.
М. Р. : А как же она должна звучать?
Д: тихо, плавно, волнующе.
М. Р. : А теперь давайте послушаем произведение Н. А. Римского – Корсакого и сравним музыку композитора и свою.
Слушание музыки.
М. Р. : Какое же настроение передает эта музыка?
Д: спокойное, таинственное, задумчивое.
М. Р. : А как же звучала музыка?
Д: плавно, ласково, напевно.
М. Р. : звучания каких инструментов вы слышали?
Д: исполнял все произведение оркестр, а солировала скрипка.
М. Р. : Какие же еще музыкальные произведения вы знаете, связанные тоже с темой о прекрасных лебедях?
Д: балет «Лебединое озеро», П. И. чайковского.
М. Р. : Чем же отличается опера от балета?
Д: В опере главное - пение, а в балете – танец!
М. Р. : А сейчас давайте на некоторое время с вами окажемся в сказке и озвучим ее.
Дети берут музыкальные инструменты – шумелки, шелковую ткань, изображающую волны, девочка «перевоплощается» в Царевну Лебедь, муз. руководитель читает отрывки из сказки, а дети озвучивают её.
М. Р. : «…В синем море волны хлещут…
Туча по небу едёт, лебедь белая плывёт….
А как речь – то говорит словно реченька журчит: (ребенок)
«Ты волна, моя волна, ты гуллива и вольна;
Плещешь ты куда захочешь, ты морские камни точишь…»
Море синее кругом…Видно на море не тихо;
Бедняжка лебедь так и плещет, воду в круг мутит и плещет….
И крылами замахала, воду с шумом расплескала…
Ветер по морю гуляет….
А Царица Лебедь там уж гуляет по волнам…»
М. Р. : Ребята, сказку мы озвучили, а теперь давайте её сделаем яркой, красивой, иллюстрированной?
Муз. рук приглашает всех присесть за столы, на которых приготовлены материалы, показывает ранее заготовленную вместе с детьми основу и предлагает всеми вместе сделать красивую Царевну Лебедь. Прежде чем дети приступают к вырезыванию напоминаю о правилах безопасности при работе с ножницами.
Дети вырезают свои обведенные ладошки, а педагог корону и шею лебедя.
После этого они составляют общую композицию.