Боярчук Ольга Юрьевна
НОД «Да здравствует милая Африка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Боярчук Ольга Юрьевна
Воспитатель компенсирующей группы (для детей с ОВЗ)
Пашкова Лилия Николаевна
Инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Долинск
НОД «ДА ЗДРАВСТВУЕТ МИЛАЯ АФРИКА!»
(по сказке Корнея Чуковского «Айболит»)
Аннотация. Конспект разработан в рамках адаптированной инновационной деятельности «Вместе весело шагать». Данная инновационная деятельность базируется на основе парциальной программы рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» // А. А. Чеменевой, А. Ф. Мельниковой, В. С. Волковой. И направлена на познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие детей с ОВЗ среднего и старшего возраста.
Публикация «НОД „Да здравствует милая Африка!“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ключевые слова. План, маршрут движения, условные знаки.
ЗАДАЧИ
продолжать знакомить с понятиями «план», «условные знаки», «маршрут»;
способствовать освоению умения составлять план с использованием условных обозначений;
формирование умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком, ходить в заданном темпе, переступать через предметы, ориентироваться в пространстве;
закреплять умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног;
развитие мыслительной и речевой деятельности, логического мышления, памяти; коммуникативных и сенсомоторных навыков, умения согласовывать речь с движением рук и ног;
создание положительного эмоционального фона совместной деятельности;
развитие двигательных умений и навыков, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
развитие координации, ловкости, укрепление здоровья;
содействовать сплочению коллектива;
воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, организованности.
Виды деятельности: коммуникативно-речевая, познавательная, музыкальная, игровая, двигательная.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное», «физическое развитие», «художественно-эстетическое».
ИКТ-приложение к НОД: компьютерная презентация к образовательному мероприятию «Да здравствует милая Африка», созданная с помощью программного обеспечения MS Power Point.
Помещения для проведения мероприятия: групповое помещение, фойе детского сада, физкультурный зал.
Предварительная работа: чтение и драматизация произведения, рассказывание сказки по опорным схемам, беседа по сказке, рассматривание иллюстраций к сказке, работа с раскрасками, знакомство с понятиями «план», «условные знаки», «маршрут»; разработка компьютерной презентации с использованием электронных ресурсов, обучение навыку вести диалог, разучивание рифмовок, песни («Вместе весело шагать» муз. М. Матусовского, сл. В. Шаинского, формирование навыка работать: коллективно – в парах – индивидуально.
Взаимодействие со специалистами: с музыкальным руководителем - разучивание песни («Вместе весело шагать» муз. М. Матусовского, сл. В. Шаинского, подбор музыкального сопровождения; с инструктором по физической культуре – развитие умений и навыков детей в основных видах движений.
Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, переносной плеер МР 3, фотоаппарат; компьютерная презентация «Да здравствует милая Африка», звуковое сопровождение «Шум ветра», «Шум моря», «Крик орла», «Вместе весело шагать» // мелодия (муз. М. Матусовского, сл. В. Шаинского, «Приходите в гости к нам» // мелодия (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима, «По дороге с облаками» // песня (муз. В. Быстрякова, сл. А. Вратарева); спортивная форма, чешки, рюкзаки со снаряжением; пазлы с изображением кита, волков, орлов; ватман, карточки с условными знаками (крест, горы, море, лес, Африка, маркеры, магниты, магнитная доска, макеты елей, хвосты, уши разных животных (лисы, волка, зайца) и следы этих животных, трафареты героев сказки, карандаши, листы бумаги А4, А5; модули цилиндрической формы, гимнастические палки, гимнастическая скамья, массажные дорожки, фитболы (по количеству детей, конусы, гимнастическая лестница.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
Дети свободно общаются в группе. Включается музыкальное сопровождение на переносном плеере МР 3 «Вместе весело шагать»
(муз. М. Матусовского, сл. В. Шаинского).
Педагоги собирают детей в круг, организуя ритуал приветствия.
РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ «МЫ ВСЕ ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
(развитие коммуникативных и сенсомоторных навыков,
умения согласовывать речь с движением рук и ног,
создание положительного эмоционального фона
для совместной деятельности)
Воспитатель.
Собрались все дети в круг. Дети образуют круг
Я твой друг Ладошки обеих рук прикладывают к груди
И ты мой друг. Вытягивают руки вперёд ладошками вверх
Дружно за руки возьмёмся Дети, взяв друг друга за руки, покачивают ими
И друг другу улыбнёмся. Каждый ребёнок кружится вокруг себя
Дети.
Мы все дружные ребята! Дети кладут друг другу руки на плечи, образуя цепочку
Мы ребята-дошколята. Каждый ребёнок, назвав своё имя, протягивает вперёд левую руку.
Образуют пирамиду из ладошек.
Никого в беде не бросим,
Обязательно поможем!
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки?
Дети. Да, любим!
Включается музыкальное сопровождение на переносном плеере МР 3 «Приходите в гости к нам» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима)
Воспитатель. Давайте подумаем, как можно попасть в сказку.
Дети. Заснуть. Прочитать книжку. Посмотреть мультфильм. Включить фонарик. Позвать фею. И т. д.
Воспитатель. Правильно. А еще можно попасть в сказку, сказав волшебные слова.
Воспитатель. Закроем глаза и повторим за мной: книгу сказок открываем, в мир волшебный попадаем.
Дети закрывают глаза и вместе повторяют слова. Музыкальное сопровождение на переносном плеере МР 3 «Приходите в гости к нам» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима) выключается. Включается компьютерная презентация.
Компьютерная презентация учебного материала
2 Слайд «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит»
Воспитатель. Посмотрите, на полянке солнышко сияет. Чудо-дерево стоит. Кто под деревом сидит?
Дети. Айболит. Доктор Айболит.
Воспитатель. Как вы догадались?
Дети. Он доктор. У него белый халат. На дереве красный крест. Он лечит зверей. И т. д.
Воспитатель. Правильно, ребята.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«ПРОДОЛЖАЙ, ЕСЛИ ПОМНИШЬ»
(развитие мыслительной и речевой деятельности, быстроты реакции)
Дети при помощи воспитателя цитируют первые строки произведения К. Чуковского «Айболит»
Отрывок из сказки: «Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!»
Воспитатель. В какую сказку мы свами попали?
Дети. «Айболит».
Воспитатель. Кто ее написал?
Дети. Чуковский.
Воспитатель. Верно. Мы с вами попали в сказку Корнея Ивановича Чуковского «Айболит».
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель. И пока мы с вами беседовали: «вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал».
Компьютерная презентация учебного материала
3 Аудио-слайд «Вот вам телеграмма от Гиппопотама»
Звучит отрывок из сказки: «Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
Компьютерная презентация учебного материала
4 Аудио-слайд «Телеграмма»
Звучит отрывок из сказки: «Приезжайте, доктор,
В Африку скорей,
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.»
Воспитатель. Ребята, что же случилось с малышами в Африке?
Дети. Они заболели. У них животики болят. Зубки. Горлышко болит. И т. д.
Воспитатель. Значит медлить нам нельзя.
Айболиту помощь нужна.
Составляем план похода:
Чтобы поскорей
Он смог добраться до Африки
И вылечить больных зверей.
Педагоги. Вы готовы помочь Айболиту?
Дети. Да, готовы, поможем.
Воспитатель достает лист ватмана (на нем условными знаками отмечены дерево, под которым сидит Айболит и Африка, маркеры.
Воспитатель. Где Айболит сидит и лечит зверей?
Дети. Под деревом.
Воспитатель. Покажите это место на плане.
Дети показывают на ватмане условное обозначение места, где Айболит лечит зверей.
Воспитатель. Куда мы отправимся с Айболитом?
Дети. В Африку.
Дети показывают на ватмане условное обозначение места Африки.
Воспитатель.
Правильно! Но.
Без помощников в пути
Нам до Африки не дойти!
Мы их найдем,
Когда пазлы соберем.
Педагоги приглашают детей к столам, на которых лежат конверты с пазлами по сказке К. Чуковского «Айболит».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО ПОМОЖЕТ АЙБОЛИТУ?»
(развитие наглядно-образного мышления)
Дети собирают пазлы, работая в парах. По окончании работы результаты выводятся на экран.
Компьютерная презентация учебного материала
5 Слайд «Кто поможет в пути нам до Африки дойти»
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран: кто поможет в пути нам до Африки дойти?
Дети. Кит, волки, птицы (орлы).
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«СКАЗКУ ВСПОМИНАЕМ – ПЛАН СОСТАВЛЯЕМ»
(продолжать знакомить с понятиями «план», «условные знаки», «маршрут», развитие логического мышления, активация памяти, способствовать освоению умения составлять план с использованием условных обозначений)
Воспитатель.
Дружно вспоминаем:
Кто в сказке первый
Айболита выручает?
Дети. Волки! Первые помогут волки!
Компьютерная презентация учебного материала
6 Слайд «Волки»
Воспитатель. А где живут волки?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Почему вы так решили?
Дети. Волк — это дикое животное.
Воспитатель. Правильно. Какой карточкой можно обозначить лес на плане?
Дети выбирают соответствующую карточку-условное обозначение леса и определяют ей место на плане.
Воспитатель.
Продолжаем вспоминать:
Кто второй? Как большой пароход,
Айболита повезет вперед?
Дети. Кит! Кит второй!
Компьютерная презентация учебного материала
7 Слайд «Кит»
Воспитатель. А где живет кит?
Дети. В море.
Воспитатель. Правильно. Кит – морской житель. Какой карточкой можно обозначить море на плане?
Дети выбирают соответствующую карточку-условное обозначение моря и определяют ей место на плане.
Воспитатель.
Кто ответит без подсказки:
Что за птицы:
«с высокой скалы
К Айболиту слетели. ?
Дети. Орлы!
Компьютерная презентация учебного материала
8 Слайд «Орлы»
Воспитатель. Молодцы. Третьими на помощь к Айболиту поспешили орлы. Откуда слетели орлы?
Дети. Со скалы, с горы.
Воспитатель. Какой карточкой можно обозначить скалу на плане?
Дети выбирают соответствующую карточку-условное обозначение скалы и определяют ей место на плане.
Воспитатель. Сказку вспомнили вы быстро.
Нет сомнений – молодцы!
Осталось отметить маршрут.
Воспитатель. Покажите и расскажите, как мы дойдем от дерева, под которым сидит Айболит до Африки.
Дети показывают на плане путь от дерева, под которым сидит Айболит до Африки, и комментируют свои действия.
Воспитатель. Молодцы. Путь от дерева, под которым сидит Айболит до Африки будет маршрутом нашего похода.
Воспитатель еще раз показывает на плане путь от дерева, под которым сидит Айболит до Африки.
Воспитатель. Давайте начертим маршрут похода на плане.
1-й ребенок. От дерева до леса.
2-й ребенок. От леса до моря.
3-й ребенок. От моря до гор.
4-й ребенок. От гор до Африки.
Воспитатель. Молодцы! Эта линия – маршрут нашего движения.
Инструктор по физической культуре. План готов? Можно отправляться в поход?
Дети. Да, можно.
Дети и педагоги берут заранее подготовленные рюкзаки, образуют круг.
Инструктор по физической культуре. Путь будет не легкий. Впереди много препятствий. Не забывайте: мы команда!
УПРАЖНЕНИЕ «ОТПРАВЛЯЕМСЯ В ПОХОД»
(развитие коммуникативных и сенсомоторных навыков,
умения согласовывать речь с движением рук и ног,
создание положительного эмоционального фона
для совместной деятельности)
Вместе.
Отправляемся в поход,
Дети маршируют по кругу
Мир открытий нас зовёт.
Останавливаются, сжимают руки в кулачки, имитируя движение «бинокль»
Рядом друг, когда беда,
Друг не бросит никогда. Дети кладут друг другу руки на плечи, образуя цепочку
Мы ребята-дошколята!
Дружные, ловкие, внимательные и т. д.
Каждый ребёнок, называет прилагательное, характеризующее ребят-дошколят, протягивает вперёд левую руку.
Образуют пирамиду из ладошек.
За спиной у нас – рюкзак.
Раз, два, три! Много интересного впереди! Пирамида распадается
Инструктор по физической культуре. Ребята, будьте внимательны: чтоб до Африки дойти и не сбиться с правильного пути обязательно необходимо следовать маршруту, нельзя от него отклоняться. Посмотрите на план, куда мы пойдём сначала?
Дети. В лес.
Инструктор по физической культуре. Будем идти друг за другом. Все готовы?
Дети. Все готовы!
Включается музыкальное сопровождение на переносном плеере МР 3 «Вместе весело шагать (муз. М. Матусовского, сл. В. Шаинского). Дети, построившись друг за другом в одну колонну, под музыку выходят из группы и следуют в физкультурный зал.
Инструктор по физической культуре. Ребята, впереди болото. Чтобы его пройти и не утонуть - будьте осторожны! Не толкайтесь! Не торопитесь! Не оступитесь! Сначала будем наступать только на кочки.
ЗАДАНИЕ «БОЛОТО»
(формирование умения ходить в колонне в заданном темпе, закреплять умение ходить с согласованными движениями рук и ног,
развитие координации, ловкости, укрепление здоровья)
Дети друг за другом идут по массажным коврикам-кочкам, затем по следам.
Инструктор по физической культуре. Дальше идем по тропинке: след в след, друг за другом. Будьте осторожны: тропинка узкая!
Инструктор по физической культуре. Все прошли? Никто не оступился?
Дети. Все прошли! Все хорошо!
Инструктор по физической культуре. Молодцы! Болото позади. Впереди лес. И новые испытания: большие корни деревьев, торчащие из-под земли, поваленные ветки, бревна, надо их перешагнуть, чередуя правую - левую ногу.
ЗАДАНИЕ «ДЕРЕВЬЯ»
(формирование умения ходить в колонне в заданном темпе, умения переступать через предметы,
закреплять умение ходить с согласованными движениями рук и ног,
развитие координации, ловкости, укрепление здоровья)
Дети друг за другом перешагивают чередующиеся гимнастические палки и модули полуцилиндрической формы правой и левой ногой.
В процессе выполнения задания звуковое сопровождение на переносном плеере МР 3 плавно меняется на «Мелодию ветра». Дети заходят в спортивный зал.
Педагоги. «А в лицо и ветер, и снег, и град….»
Инструктор по физической культуре. Вот мы и пришли в лес.
Педагоги обращают внимание детей на макеты елей, из-за которых торчат хвосты, уши разных животных (лисы, волка, зайца) и следы животных.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЬИ? ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?»
( развитие речи: словаря за счет употребления притяжательных прилагательных)
Дети должны дать ответ в форме притяжательного прилагательного на вопрос касаемо свойств и частей демонстрируемых объектов.
Учитель-логопед. Ребята, чьи это ушки видны?
Дети. Лисьи, волчьи и т. д
Учитель-логопед. Чей хвостик?
Дети. Лисий, волчий и т. д.
Педагоги. «…И сейчас же … из-за ёлки
Выбегают мохнатые…»
Дети. Волки.
Голос волков
(в записи) «Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезем!»
Воспитатель. Давайте посмотрим план и скажем, куда мы отправимся?
Дети. К морю.
Инструктор по физической культуре. Идем змейкой по волчьим следам.
ЗАДАНИЕ «ПО СЛЕДАМ»
(формирование умения ходить в колонне в заданном темпе,
развитие координации, ловкости, укрепление здоровья)
Дети обходят конусы, идут друг за другом по волчьим следам.
В процессе выполнения задания звуковое сопровождение на переносном плеере МР 3 плавно меняется на «Шум моря». Дети подходят к экрану.
Компьютерная презентация учебного материала
9 Слайд-шоу «Море»
Педагоги. «Но вот перед нами…»
Дети. Море!
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»
( развитие речи: грамматического строя речи)
Дети должны ответить на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?», подбирая символы качеств мужского, женского, среднего рода и множественного числа.
Учитель-логопед. Ребята, море какое?
Дети. Синее, огромное, большое, глубокое, опасное, красивое, неспокойное, загадочное, интересное, Охотское, холодное, шумное и т. д.
Учитель-логопед. «Бушует, шумит на просторе.
В море высокая ходит ….»
Дети. Волна!
Учитель-логопед. Какая волна бывает?
Дети. Высокая, неожиданная, опасная, новая, тихая, сильная, большая, пенная, морская и т. д
Учитель-логопед. «Сейчас Айболита проглотит она.
Но тут выплывает….»
Дети. Кит!
Учитель-логопед. А кит какой?
Дети. Большой, синий, серый, морской, огромный, веселый, добрый и т. д.
Учитель-логопед. Молодцы!
Голос кита
(в записи) «Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперед!»
Учитель-логопед. Пора отправляться дальше.
Воспитатель. Посмотрим план и определим, куда отправимся дальше?
Дети. В горы.
Инструктор по физической культуре. Правильно, ребята, отправимся по глубокому синему морю на «китах» к горам.
ЗАДАНИЕ «ПО МОРЮ»
(формирование умения передвигаться в колонне в заданном темпе,
развитие координации, ловкости, укрепление здоровья)
Дети садятся на фитболы и прыгают по залу друг за другом.
В конце задания звуковое сопровождение на переносном плеере МР 3 плавно меняется на «Крик орла».
Компьютерная презентация учебного материала
10 Слайд «Скалы»
Педагоги «И горы встают у нас на пути,
И мы по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!»
Инструктор по физической культуре. Ребята, по одному заползем на гору друг за другом.
ЗАДАНИЕ «ГОРЫ»
(формирование умения передвигаться друг за другом в заданном темпе, развитие координации, ловкости, укрепление здоровья)
Дети заползают ногах и руках, держась сбоку, по наклонной гимнастической доске, затем спускаются по гимнастической лестнице.
Воспитатель. «И тут с высокой горы к нам слетели» кто. ?
Дети. Орлы (птицы).
Воспитатель. Правильно. Посмотрим план и определим, куда отправимся дальше?
Дети. В Африку. К больным зверям.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОДИН-МНОГО»
( развитие речи: образование существительных единственного и множественного числа)
Дети должны назвать слова (животных, выбранные педагогом, во множественном числе.
Учитель-логопед. Молодцы! Пора отправляться дальше.
ЗАДАНИЕ «ПОЛЕТ ОРЛА»
(формирование умения передвигаться друг за другом в заданном темпе, бегать легко, ритмично, энергично, отталкиваясь носком,
ориентироваться в пространстве)
Дети строятся в колонну за инструктором по физической культуре, бегут по диагонали, по кругу, выполняя движения рук вверх-вниз.
В конце задания звуковое сопровождение на переносном плеере МР 3 плавно меняется на «Звуки Африки».
Компьютерная презентация учебного материала
10 Слайд «Да здравствует милая Африка!»
Педагоги. «А птица кружится,
А птица на землю садится.
«Да здравствует милая Африка!»
Дети с педагогами собираются перед экраном. Звуковое сопровождение на переносном плеере МР 3 выключается. Включается компьютерная презентация учебного материала.
Компьютерная презентация учебного материала
11 Видео-слайд «Да здравствует милая Африка!»
(фрагмент из мультфильма «Айболит»)
Компьютерная презентация выключается. Плавно включается звуковое сопровождение на переносном плеере МР 3 «Приходите в гости к нам» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима)
Педагоги. Слышите, ребята. Сказка заканчивается. Нам пора возвращаться. Закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова: книгу сказок закрываем и домой мы попадаем.
Дети с педагогами под звуковое сопровождение на переносном плеере МР 3 «По дороге с облаками» // песня (муз. В. Быстрякова, сл. А. Вратарева) возвращаются из физкультурного зала в группу.
Ритуал «Возвращение из похода»
(развитие коммуникативных и сенсомоторных навыков, создание положительного эмоционального фона от совместной деятельности)
Воспитатель.
Все вернулись из похода?
Дети.
Все вернулись из похода! Дети маршируют на месте
Воспитатель.
Почему?
Дети.
Мы ребята-дошколята:
Дети кладут друг другу руки на плечи, образуя цепочку
Дети.
Дружные, внимательные,
Выносливые, ловкие и др.
Каждый ребенок говорит: какие они, протягивает вперёд левую руку.
Так образуется пирамида из ладошек. Пирамида распадается.
РЕФЛЕКСИЯ
«ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ, КОГДА МЫ ВОЗВРАЩАЕМСЯ НАЗАД»
В группе педагоги предлагают детям вместе посмотреть фотографии путешествия (фотографии через компьютер выводятся на экран). Педагогами проводится беседа о путешествии. Затем детям предлагаются трафареты героев сказки, с помощью которых ребята создают фотографии, дополняя их своими образами.