Анна Полетаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ д\с комбинированного вида № 12 “Ивушка»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
Область «Познание» на тему:
«Защитники земли Русской».
Воспитатель:
Полетаева А. А
высшая категория
г. Ивантеевка 2018г
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Защитники земли русской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Цель: Формирование у детей духовно – нравственных и патриотических чувств, основанных на их ознакомлении с боевыми традициями и памятниками боевой славы.
Задачи:
Образовательные :
1. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе богатырей – защитников русской земли. Формировать патриотическую память.
2. Познакомить детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась. Закреплять названия предметов защитного вооружения русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье палица итд)
Развивающие:
3. Развивать умение воспринимать картину, понимать ее содержание. Сравнивать, обобщать и отвечать на вопросы, составлять описательные рассказы. Побуждать интерес к истории Отечества.
4. Развивать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской, о ее былинных героях- Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче
Воспитательные:
5. Воспитывать чувство ответственности, уважения, желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины.
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря:
Былины, богатырь, подвиг, гусар, кольчуга, доспехи, снаряжения, меч, палица, кистень, копьё, лук и стрелы, ножны, гусли – самогуды, гимнастерка, эсминец, крейсер, самоходка, ладья, кафтан, тельняшка, пищаль, шинель.
Предварительная работа:
Посещение музея – лекции на тему: «Древняя Русь»
Создание мини – музея «Боевой славы»
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Изо - деятельность на темы : «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей», «Военные головные уборы»
Лепка: Доспехи богатырей, бескозырка.
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей и оружие современных воинов.
Воспитатель: Давайте с Вами отправимся в путешествие…
Дети: давайте.
Воспитатель: на чем можно путешествовать?
Дети: на ковре самолете, на самолете, на машине, на корабле…
Воспитатель: замечательно! Давайте отправимся в путешествие на корабле истории!
Воспитатель: издавна славилась русская земля богатырями.
А Вы знаете, кто такие богатыри? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, богатыри – это герои русских былин, совершившие воинские подвиги.
Воспитатель:
- Скажите ребята, а какой известный художник прославил подвиги русских богатырей в своих картинах?
Дети:
- Виктор Михайлович Васнецов картине «Богатыри».
Воспитатель: правильно. Он изобразил трех русских былинных богатырей : Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. (показать репродукцию картины).
А что означает слово былинные? (ответ детей)
Посмотрите, как они одеты?
Ответ детей (на голове шлем, а тело защищает кольчуга, сделанная из железных колец).
Воспитатель: А какое оружие у них в руках?
Дети: на картине копье, меч, палица, лук со стрелами).
- кто из защитников самый старший и сильный?
Дети: Илья Муромец.
Воспитатель: несомненно, Илья Муромец, сидящий на самом мощном коне.
Воспитатель: нелегко когда - то было ему выбрать коня, но он прислушался к советам мудрецов – странников и отгадал в жеребенке будущего коня под стать себе.
-По каким внешним признакам?
Дети: по белым пятнышкам на задней ноге коня и на морде.
Воспитатель: а каким сыном Илья Муромец был крестьянским или купеческим. ?
Дети: Крестьянским сыном.
-Кто из богатырей звания самого благородного, княжеского? -Добрыня Никитич
-У кого доспехи самые богатые, а конь самый умный?
Дети: У Добрыни Никитича.
Он врага уже увидел и меч из ножен вынимает – готовится к бою.
-а кто подсказал ему о приближении врага?
Дети: Его верный конь – Белеюшка; учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку.
Воспитатель: правильно, Белеюшка. Кажется сейчас он полетит, как стрела, навстречу опасности, только грива и хвост будут виться.
Воспитатель: кто из богатырей самый младший? Рассказ ребят об Алеше Поповиче.
-Кто нам расскажет?
Стимулирующие вопросы к ребенку
(Кто не столько силой силен, сколько напуском смел? кто возьмет врага смелостью и хитростью)
Воспитатель: конечно, кудрявый, лукавый Алеша Попович.
Ведь у него за плечами не только колчан со стрелами, но и гусли – самогуды спрятались.
- С кем сражались эти могучие богатыри?
Дети: с врагами.
Воспитатель: да, были среди их подвигов не только подвиги былинные, но и сказочные.
-какие?
Дети: Змей Горыныч, Соловей Разбойник, Тугарин Змей.
Продолжаем путешествие на корабле истории…
Воспитатель: были времена, когда Русь изнывала от тяжелых поборов ордынцев. Присылали иноземные ханы отбирать золото, еду и одежду в русских землях…Как это назвать одним словом?
Дети: дань.
Воспитатель: правильно – дань.
Воспитатель: и что решили русские люди?
Рассказ детей: задумали люди русских городов перестать платить дань. Правитель Золотой Орды хан Мамай страшно разгневался и решил наказать непокорных. Он повел свое войско на Русь.
Воспитатель: Давайте вспомним еще об одном защитнике земли русской, освободителе от ордынцев.
Воспитатель: Дети, а кто встал на защиту нашей земли?
Дети: Князь Донской (рассказ детей)
(На каком поле произошло сражение? на берегу какой реки? почему так прозвали Князя Дмитрия).
Воспитатель: но так выглядели и таким оружием пользовались русские воины – богатыри в глубокой древности. А потом их оружие и одежда изменили свой вид и выглядели они так (показывает картинки русских воинов, так выглядели воины ВОВ 1812 г, где сразились русские и французы.
-а что передавалось из поколения в поколение? (сила, отвага, мужество).
Слайд на военную тематику.
Игра «Что не так»…
Ряды слов;
1. Танк, миномет, ракета, копье
2. Тельняшка, гимнастерка, сапоги, шинель, кафтан
3. Автомат, пулемет, самолет, самоходка, пищаль
4. Пушка, зенитная установка, самоходка, колесница
5. Эсминец, крейсер, подводная лодка, ладья
6. Телефон, телеграф, компьютер, гусиное перо
7. Танкист, связист, летчик, десантник, пограничник, гусар.
Воспитатель: сегодня мы еще поговорим о солдатской каше, которая помогала нашим воинам выстоять и разгромить врагов во все времена.
Оказывается, на Руси, каша известна с глубокой древности.
Каша - это кушанье из сваренной крупы на молоке или воде.
А какая каша считается солдатской?
Дети: перловая.
Воспитатель: правильно, перловая.
-А как Вы думаете из каких злаков делают перловую крупу (пшеница, рожь, ячмень или овес)
-Интересно узнать, есть ли у нас знатоки, которые на ощупь смогут определить крупы?
Без какого предмета не может обойтись воин во все времена?
Дети: Ложка
Воспитатель: правильно ребята, ложка, а почему?
Рассказ детей.
Проводится аттракцион «Узнай крупу на ощупь»
А пословицы солдатские Вы знаете?
Дети: знаем
Воспитатель: тогда я буду начинать, а вы заканчивайте
1. Один в поле…
2. Один за всех…
3. Щи да каша…
4. Трудно в ученье…
Ребята, давайте покажем нашим гостям, как нужно правильно варить кашу
Проводится игра «Варим кашу» считаем считалочку, выбираем героев игры
Все вместе:
Раз, два, три
Кашу нашу горшок вари!
Мы внимательными будем, ничего не позабудем
Наливаем молоко (соль, сахар, крупа …
Мы внимательными были, ничего не позабыли
Все продукты поместили
Каша варится пых – пых
Для друзей и для родных
А себя мы позабавим, попрыгаем, поприседаем
А теперь все друг за другом
Разметаем кашу кругом!
И попробуем – ка нашу
Вместе сваренную кашу
А теперь ребята мы вместе с вами вернемся на «корабль истории» в наш детский сад.
Воспитатель:
А теперь ребята, мы вместе с Вами вернемся на «корабле истории» в наш детский сад.
Воспитатель предлагает сесть за столы и сделать военный головной убор
«пилотку».
На следующих занятиях мы продолжим свое путешествие на «корабле истории» в мир Великой Отечественной войны на встречу с ветеранами в праздник - День Победы.