Ольга Павловна Федотова
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
«Богатыри Земли русской»
Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) в старшей группе детского сада
Программное содержание:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе детского сада „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
Область «Познавательное развитие»: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях — защитниках земли русской; закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина; воспитывать интерес к истории России и своего родного края; оживить представление о былине, о былинных героях; формировать умение разгадывать загадки.
Область «Развитие речи»: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы; формировать умение четко декламировать стихотворение; приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развивать умение координировать слова с движениями.
Область «Физическое развитие»: воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий; совершенствовать качества в разнообразных формах двигательной деятельности.
Область «Художественно-эстетическое развитие»: познакомить детей с великим полотном художника В. М. Васнецова «Богатыри»; развивать у детей эмоциональное восприятие музыки;
Область «Социально-коммуникативное развитие»: активизировать основные формы приветствия и прощания; вызвать интерес к предстоящей деятельности; побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию; обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России и своего края, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», карт мира и России.
Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Варлам богатырь и колдун-горбун», «Никита Кожемяка», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне»
Речевое развитие: заучивание стихотворений о Родине, богатырях; знакомство с пословицами и поговорками о героизме русских воинов, о любви к своей Родине.
Музыкальная деятельность: пение песен о богатырях, о воинах земли русской.
Изобразительная деятельность: рисование: «Русская береза», «Русский богатырь», «Оружие богатыря», «Богатырский конь»; лепка «Богатырский конь».
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, былины, легенды; доспехи: одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава, кистень, топор, кинжал, алебарда, секира, цепи).
Оборудование:
Проектор со слайдами;
магнитофон, запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, какой праздник приближается в феврале? (показать на календарь)
Дети: 23 февраля — День защитника Отечества.
Воспитатель: Правильно. Поэтому мы с вами отправимся в необычное путешествие в наш мини — музей «Боевой славы». Я буду ваш экскурсовод, а вы — и посетители, и мои помощники. Согласны?
(Дети входят в зал. На экране сменяются виды природы России)
Воспитатель:
Город стоит на широкой реке,
А за рекой видим лес вдалеке
Тянутся к лесу сады и поля…
Очень красивая наша земля
Верно, красива? Но кто же она?
Дети: Это Россия — наша страна!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту России. Много стран на нашей планете, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.
Перед вами карта России. Посмотрите на экран и ответьте, пожалуйста, какая она — наша Родина.
Дети:
1. Россия — самая большая в мире страна
2. Россия — красивая и богатая страна
3. В России много лесов, полей, морей и рек
4. В России много городов и деревень
Воспитатель: Да, Россия имеет огромные неисчерпаемые природные богатства. А всегда ли наша Родина была такой?
Дети:
1. Она была меньше, и называлась Русь (слайд)
2. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц (слайд)
3. На нашей земле жили русичи, или славяне (слайд)
Воспитатель: Славяне от слова «слава», они были добрые, миролюбивые, никогда не обижали соседей, поэтому их так и называли «славные», славяне. А почему же на нас нападали враги?
Дети: земли у нас были богатые, враги хотели отобрать их.
Воспитатель: Да, кочевники, печенеги, монголы, хазары разоряли дома, уводили людей в плен (слайд). А кто стоял на защите Руси-матушки?
Дети: Богатыри! (слайд)
Воспитатель: И какие же были богатыри?
Ребенок: Богатырь, он вот каков:
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко — зорко наблюдал!
Русь — матушку защищал
Воспитатель: Да, дети, все правильно. Как много вы уже знаете об истории нашей Родины. А вот картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Художник изобразил защитников в виде сказочных героев. Расскажите, что вы знаете об этих героях?
Дети:
1 — Это Илья Муромец. Он самый старший и мудрый, много врагов истребил, победил и Соловья-разбойника.
2 — Это Добрыня Никитич — первый помощник Ильи Муромца. Он одолел трёхглавого Змея Горыныча.
3 — Алёша Попович — самый молодой богатырь. Его сила в смелости, хитрости, ловкости.
Воспитатель: А вы обратили внимание, что у каждого богатыря свой конь? Для чего конь нужен богатырю?
Дети:
1 — Конь быстро домчит
2 — Может довезти раненого до дома
3 — Поможет победить
4 — Даст совет
5 — Может оживить богатыря живой водой.
Воспитатель: А на нашей нижегородской земле были свои герои, богатыри? Давайте вспомним о них.
Дети: (слайд)
1 — Я знаю легенду о Никитушке Ломове. Давным-давно ходил по Волге силач-бурлак Никитушка Ломов. Плыл он однажды по морю, и выпало ему быть дежурным ночью по палубе. Товарищи его уснули. Вдруг он увидел лодку с разбойниками, человек 20. Как только разбойники полезли на борт, Ломов взял шест, толщиной с руку, и смёл всех в воду. Те, что остались в лодке, пошли наутёк. Никитушка поднял тяжёлый якорь и бросил в лодку, все разбойники утонули. Вот такой он был сильный и храбрый.
2 — А я помню легенду о девушке Алёне. Давно жила в Нижнем Новгороде девица-красавица. Понадобилась ей вода, а город был окружён врагами. Взяла Алёна тяжёлое железное коромысло и пошла на речку Почайну. Напали на неё враги, хотели в плен взять. Видя беду, стала девица отбиваться коромыслом. Била-била врагов насмерть. Но одолели враги Алёну, убили её и захоронили в башне. А сами решили поскорее убраться от города. Сказали враги: «Если девицы такие сильные, то погубят нас всех богатыри нижегородские». В честь памяти Алёны назвали башню Кремля Коромысловой.
Воспитатель: Спасибо за рассказы, ребята. А откуда мы узнали о богатырях и героях?
Дети: из сказок, былин, поэм, легенд, книг, мультфильмов.
Воспитатель: Ребята, в нашем музее вы сможете встретиться с настоящим богатырём. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Надо сказать, волшебные слова-стихи о богатыре.
(Динамическая пауза)
Дети: Богатырь силен как вольный ветер, могуч как ураган.
Он защищает землю от злобных басурман!
Он силой доброю богат, он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей, и стариков, и матерей!
(На экране богатыри. Звучит музыка.
Входит богатырь в шлеме и кольчуге, на поясе у него меч)
Богатырь: Здравствуйте, добрые молодцы и красны девицы. Услышал я, что речь ведете обо мне. Решил зайти к вам в гости и послушать то, что вы знаете о богатырях. Сейчас я загадаю вам загадки, а про что догадайтесь сами!
(Дети отгадывают загадки)
— Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
— Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
— Что за полотно, чтобы от ветра закрывать лицо? (Плащ)
— Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
— Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали.
(Все ответы сопровождаются слайдами)
Богатырь: Ребята, а какое еще древнее оружие вы знаете?
Дети: меч, булава, кистень, палица, копье, секира, топор, лук и стрелы, кинжал, цепи.
(Общий слайд оружия богатырей)
Богатырь: А во что еще были одеты богатыри?
Дети: доспехи, сапоги, рубаха, латы, бармица.
(Общий слайд одежды богатырей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской.
Богатырь: А вы бы хотели пройти богатырские испытания
Дети: да.
Богатырь: Первое испытание на смекалку. Нам всегда помогала народная мудрость. Вспомните пословицы и поговорки о смелости, мужестве и Родине. Становитесь спиной в круг, будем передавать друг другу мой шлем, повторять поговорки, набираться мудрости. Готовы? Начали!
1 — Тот герой, кто за родину горой
2 — Сам погибай, а товарища выручай
3 — Береги землю родимую, как мать любимую
4 — Кто за Родину дерётся, тому двойная сила даётся
5 — Жить — Родине служить
6 — Родина — мать, умей за неё постоять
7 — Не силой дерутся, а уменьем
8 — Смело иди в бой, Родина за тобой
9 — Если по-русски скроен — и один в поле воин
10 — Не тот герой, кто награду ждёт, а тот, кто за народ идёт
11 — Если дружба велика, будет Родина крепка
12 — Смелый боец — везде молодец
13 — Закон бойца — стоять до конца
14 — Кто с мечом на русскую землю придёт, от меча и погибнет
15 — За правое дело стой смело
Богатырь: Эх, молодцы — удальцы! А кто же сейчас Родину защищает?
Дети: Защитники Отечества!
Воспитатель: Посмотри, богатырь, в нашем музее есть картины, где изображены и богатыри, и солдаты, которые защищали Родину в годы разных войн:
— это русские солдаты били французов в 1812 году
— это советские солдаты сражались с фашистами в годы Великой Отечественной войны
— это современные российские защитники
Дети, кто охраняет наше небо?
Дети: военные лётчики, космонавты!
Воспитатель: Кто охраняет наши моря и океаны?
Дети: военные капитаны и моряки!
Воспитатель: Кто охраняет нашу богатую землю?
Дети: пограничники, танкисты, артиллеристы, десантники!
Богатырь: О, сколько защитников! А какие они?
Дети: сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, умные, храбрые, мужественные.
Богатырь: Да! Вы тоже отличными защитниками становитесь! Теперь второе испытание. Готовы?
Дети: — Да
Богатырь: Постройтесь в две дружины, будем преодолевать препятствия и переносить флаги бережно и быстро.
Игра-эстафета «Чья дружина быстрее?»
Богатырь: Молодцы, дети. Справились. А третье испытание сложное. Вам необходимо нарисовать для вашего музея картины о красоте Родины, о нас, богатырях, о современных защитниках, чтобы другие малыши изучали историю нашей России и учились любить Родину. А мне пора в прошлое. Оставляю на прощанье грамоту с заветом богатырей для потомков и награду для вас. Всего вам доброго!
(Богатырь уходит, дети прощаются)
Воспитатель: Подумайте, что вам хотелось бы нарисовать для нашего музея: может русские просторы, может богатыря, или оружие богатыря, может современного защитника России или военную технику. Выберите материал для своей работы: карандаши, фломастеры, восковые карандаши
Приступаем к работе. А я зачитаю вам грамоту, оставленную богатырем.
Грамота «Завет потомкам»:
Защищайте слабых, бедных, стариков и детей. Будьте сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Любите свою родную землю, свой народ, свою страну.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь — не шатается!
И века простоит, не шелохнётся.
А преданья старины забывать вы не должны.
Слава русской старине! Слава русской стороне.
Самостоятельная деятельность детей по рисованию
под музыкальное сопровождение
Воспитатель: Сегодня, перед праздником, мы с вами вспомнили о богатырях — защитниках земли русской. Все отлично справились с испытаниями, были внимательными, ловкими, смелыми и умелыми. Вот и награда от богатыря.
(Раздача медалей)
Литература:
1. В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005;
2. Т. А. Шорыгина «Наша Родина — Россия» — М. : Сфера, 2011;
3. Ю. А. Кириллова «Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги». СПб: Детство — Пресс, 2012;
4. О. Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010;
5. Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо — всюду». Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2000;
6. Л. Ю. Лупоядова «В гостях у истории». Смоленск: Русич, 2000.