Евдокимова Вероника
Нетрадиционный метод работы «Пальчиковая гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Играем нашими пальчиками».
Цели и задачи:
- Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
- Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;
- Учить элементам самомассажа рук и ног;
- Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Ход занятия
Воспитатель:
Публикация «Нетрадиционный метод работы „Пальчиковая гимнастика“» размещена в разделах
Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».
Пальчиковая игра «Как живешь?»
- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
Воспитатель:
Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.
(Взрослые и дети выполняют самомассаж).
- Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)
Воспитатель:
А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.
Воспитатель:
Приехали!
Станция «Лесная»
Подвижная игра «Найди свою палатку»
Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.
В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.
Воспитатель:
Посмотрите сюда, это палатки. Выберите каждый себе палатку и запомните свой цвет. По сигналу «Идем по лесу!» - вы ходите парами и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» каждая пара должна занять свое место – встать в обруч со своим цветным сектором. Готовы? (музыка леса или подыгрывает музыкант).
Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях.
Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.
Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога.
Дикая лошадь – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.
Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.
Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
Воспитатель:
Поехали дальше?
Станция «Театральная»
Игра «Зеркало и обезьяны»
Цель: Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. (Взрослые и дети садятся в круг по-турецки, воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки, а дети выполняют упражнения, родители им помогают).
Петушок:
Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой.
Гусь:
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Кошка:
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
Воспитатель:
Молодцы! Садимся в поезд и едем дальше!
Станция «Массажная»
Цель: Научить элементам самомассажа рук и ног.
(Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов).
Воспитатель:
Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.
Игра-массаж «Китайские шары»
Вы видали циркача?
Мяч идет вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)
Воспитатель:
Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив друг друга. Готовы?
(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук от периферии к центру)
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)
Затем руки я помою
(«моют» руки)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(пальцы в «замок»)
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
(расцепить пальцы и перебирать ими)
Воспитатель:
А теперь переходим на массаж стопы.
(родители делают массаж стопы своему ребенку)
Пальчики на ножках,
Как на ладошках,
Вместе я их соберу
И поглаживать начну.
(поглаживание стопы и пальцев ног)
Каждый пальчик разотру,
Каждый пальчик покручу.
(растирание каждого пальчика)
Разведу вперед, назад и сожму руками.
(руками тянуть пальцы на себя, от себя)
Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!
Воспитатель:
Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?
Станция «Игровая»
Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.
1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка) :
«Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
«Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног.
«Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
«Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами.
Воспитатель:
Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.
2) Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.
3) Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».
Воспитатель:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим детям и своим мамам.
Тема: «С пальчиками играем — речь развиваем».
Цель и задачи: развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом (через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры).
- Звуковая культура речи: закрепление у детей правильного произношения звука «З», «С»;
- Учить понимать и активно использовать в речи радостную интонацию высказывания.
- Словарь и грамматика: учить подбирать точные определения.
- Учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (левая рука, правая рука, согласовывать с действиями.
- Продолжать учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.
- Развивать навыки коммуникативного общения детей.
Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте! Вот и детки наши пришли! Много у нас деток, и для каждого ласковое слово найдётся.
Наша Сонечка в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду!
НашаДашенька и Машенька
Сладки яблочки в саду!
У Ильюшки и Максима руки в бок, глазки в потолок.
Сеня и Илья пошли за порог
И упали поперёк!
Воспитатель: А теперь садитесь рядком, я на вас полюбуюсь. Ребята, а какое сейчас время суток? (утро) Скажите «Доброе утро», кому вы пожелали доброго утра? (ответы детей)
Игра «Доброе утро, солнышко встало»
Утро настало.
Солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками».)
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей! (Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения).
- Вставай, большак! (Большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу) левой руки.
Вставай, указка! (Щелчок по указательному пальцу).
Вставай, серёдка! (Щелчок по среднему пальцу).
Вставай, сиротка! (Щелчок по безымянному пальцу).
И крошка Митрошка! (Щелчок по мизинцу).
Привет, ладошка! (Щелчок в центр ладони).
Все потянулись и проснулись. (Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к доброму и весёлому коту Ваське. Ну что ребята в путь!
Пальчиковая игра «Смешные человечки»
Ходили мимо речки
Смешные человечки. (Дети парами становятся напротив друг друга, пальцами «бегут» по рукам).
Прыгали, скакали,
Котика искали. (Хлопают по плечам друг друга).
Гладят лицо друг друга.
Поднялись на мостик
И забили гвоздик. (Руки согнуты в локтях).
Стучат кулачками.
Потом - бултых в речку! («Ныряют»)
Где же человечки? (Показывают изумление).
Я хожу, хожу, хожу –
Друга нового ищу. (Находят новую пару).
(повторить 3 раза)
Воспитатель: Ну что пошли дальше.
Кто нам встретился в пути?
(На дорожке сидят три мышки-игрушки)
Мышки вы не видели котёнка?
Пальчиковая игра «Котёнок»
Шёл один я по дорожке, (Показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (Показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (Показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (Хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (Показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (Царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (На каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (Двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем тихо ножки.
И не слышно так идем,
Там смотрите впереди
Виден домик из дали.
Пальчиковая игра «Домик»
Я гуляю во дворе (Хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)
Вижу домик на горе (Ритмичные хлопки ладошками.)
Я по лесенке взберусь (Раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев.)
И в окошко постучусь. (Поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)
Из домика раздаётся голос кота Васьки
- Ребята, помогите мне выйти из домика. Хитрая лиса меня на замок закрыла.
Воспитатель: Поможем котику?
Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок (Руки в замке)
Кто его открыть бы смог)Пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, потянули, (Потянули)
Покрутили, покрутили, (Вращаем руки)
Постучали, постучали (Стучим основанием ладоней)
И – открыли! (Руки разжимаются.)
Из домика выходит кот Васька. Здоровается с ребятами, благодарит их за спасение.
Воспитатель: Долго мы тебя искали. Ой, смотрите комар, летит, а там осиное гнездо.
Кот Васька: Где я не вижу.
Пальчиковая игра «Комар»
Летит муха вокруг уха, жжж (Водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (Водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (Пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (Ладошкой дотрагиваемся лба)
И к уху, зззз (Зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Кот Васька: Я пришёл к вам не с пустыми руками, а с подарками. Но сначала отгадайте загадку.
Эти шарики на нитке
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке … (бусы)
Дети берут бусы и садятся на ковёр.
Жили-были бусы в шкатулочке. (Ладошки обеих рук складываются, а между ними помещаются бусы.) Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят… (Потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).
Шкатулочка открывается, бусы появляются)Одна ладошка убирается, как будто открывается крышка шкатулки.)
Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно поднять бусы вверх.)
А теперь опять сложитесь
И тихонько спать ложитесь. (Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами руки) обратно в ладонь, а другой ладонью прикрываются сверху.)
Воспитатель: Жили – были бусы. Они лежали на полке. Лежали и скучали. … Но вот кто-то нечаянно уронил их. Бусы упали и совсем загрустили. Вдруг они услышали, что кто-то идет. Испугались бусы, что их сейчас раздавят. Нет, кто-то остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах, какой прекрасный узор получился!» В это время подошел кто-то еще и сказал: «А, по-моему, узор похож на цветок или морское животное!» Бусы обрадовались, они стали такими необыкновенными.
Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить бусы. Каждый может как волшебник, сотворить чудо – из обычных бус создать свой узор. А самое главное не забудьте дать название своему узору.
(дети раскладывают на полу узоры из бус).
Кот Васька: Молодцы ребята красивые у вас узоры получились. У меня для вас есть в домике подарки. (Выносит печенье и угощает детей).
Вы тут веселитесь, играйте. А мне надо бежать мышек догонять, в кошки-мышки с ними поиграть.
Дети прощаются с котиком.