Татьяна Гречкина
Кружок по нетрадиционным техникам рисования в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок по нетрадиционной технике рисования "Умелые ручки" в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Публикация «Кружок по нетрадиционным техникам рисования в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. ВСЕ материалы
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замысла. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Цель данного кружка – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т. д.)
2. Обучать основам создания художественных образов.
3. Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
5. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью, крупами и т. д.
6. Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук.
7. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
1. Систематические занятия.
2. Игры, игровые приёмы.
3. Организация и оформление выставок детских работ.
4. Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка :
Одно занятие в неделю по 25 минут.
Ожидаемый результат работы кружка :
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники
1. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.
Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются рисунки в младших группах, в старших группах можно сочетать и другими техниками.
2. «Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи
3. «Рисование методом тычка» - (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.
4.«Оттиск печатками из овощей, фруктов» - заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской или кисть) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски
5.«Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном» - способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный. Правило – не используется вода.
6.«Кляксография» (Раздувание краски). - капнуть кляксу на лист бумаги, через соломинку раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.
7.«Печать по трафарету» - поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.
8.«Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.
9.«Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
10.«Ниткогафия» (пространство рисунка заполняется цельными нитками) используется картон, обычная или плотная бумага, нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу, прямо поверх этого рисунка дети будут приклеивать нити. Нанесите клей при помощи кисточки по контуру изображения. Приклейте нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе.
11. «Рисование крупой» Лучше всего конечно использовать в данной технике рисования картон, так как обычный альбомный лист может деформироваться от большого количества клея или испортить будущую картину. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА часть рисунка, на которую непосредственно будет насыпаться крупа. Клей лучше накладывать толстым слоем. Это позволит крупинкам хорошо приклеиться и надежно удержаться на основе. В качестве материала для творчества используются различные сухие крупы (гречка, пшено, манка, рис, перловка и т. д.).
12. «Набрызг» Заключается в разбрызгивании капель с помощью зубной щетки или кисти. Зубной щеткой или кисточкой с жесткими щетинками набираем немного краски, а стекой, зубочисткой или пальцем проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. Темы для рисования могут быть самые разнообразные.
"Осеннее дерево" Цель: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования -пальчиками. Учить детей умению наносить точки легкими движениями, прикладывая пальчик к бумаге. Закрепить знания об осени. Развивать ритмичность движений. Закреплять знание основных цветов, побуждать детей называть их. Вызвать интерес к художественной деятельности.
"Осень золотая" Цель: Уточнять и расширять представления об осени, продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. Воспитывать внимание, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
"Весёлые кляксы" Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией. Развивать воображение и мышление. Учить дорисовывать детали, воспитывать эстетический вкус.
" Цветочная поляна" Цель: Знакомство с нетрадиционным методом – рисование мятой бумагой. Учить рисовать, используя технику рисования мятой бумагой (прижимание бумажных комочков к листу). Учить дополнять движением кисти дорисовывать мелкие детали изображаемого (лепестки цветов, стебельки, тем самым завершая эстетическую картину). Развивать творческие способности у детей. Развивать внимание и аккуратность, эстетический вкус. Побуждать детей передавать в рисунке красоту и яркое многообразие цветущего луга. Воспитывать у детей эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям окружающего мира, интерес к изобразительной деятельности.
"Банка компота" Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск»(печатками фруктов). Осуществление стимуляции познавательных интересов ребёнка с помощью использования различных предметов (половинок яблока) Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, наглядно-образного и словесно - логического мышления. Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе. Воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.
"Грибок" Цель: Знакомство с техникой изонити как способе изображения предметов. Учить детей наносить нарезанные нитки на основу покрытую клеем, не выходя за контуры шаблона, продолжать учить аккуратно работать с клеем. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, зрительное и тактильное восприятие, цветовую гамму. Воспитывать внимание, терпение, умение доводить начатое дело до конца.
"Осенний букет" Цель: научить детей новой технике «печатания» листьями. Учить детей исследовать, открывать новые возможности природного материала, смелее использовать их в работе. Развивать глазомер, осязание и мелкую моторику. Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания листьев. Развивать композиционные умения – размещать несколько листьев, создавая гармоничную композицию. Воспитывать умение ценить и уважать природу.
"Кисть рябинки" (ватными палочками (пальчиками) Цель: Учить детей рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиками (по выбору, а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Продолжать формировать у детей представления о разнообразии ягод, закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.
" Весёлая гусеница" Цель: учить детей нетрадиционной технике рисования - штампами (используя поролон, ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки рядом, создавая цельный образ, дорисовывать недостающие элементы. Уточнять и закреплять знания цветов и форм. Развитие воображения, образного мышления, привитие интереса к изобразительному творчеству.
"Осенний лес" Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования - пузырчатой плёнкой. Формировать у детей умение рисовать крону осеннего дерева с помощью пузырчатой пленки. Закрепить знания и признаки осени. Формировать у детей умение использовать разнообразные цвета (желтый, красный, оранжевый, зеленый). Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, развивать творческие способности и экспериментирование. воспитывать чувство прекрасного. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, взывать чувство радости от ярких работ.
" Тюльпаны для мамочки" Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования вилкой. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного. Развивать творческие способности детей, образное мышление, формировать эстетический вкус, умение рисовать цветы по образцу. Воспитывать интерес к художественному творчеству, аккуратность в работе. Воспитывать любовь к близким.
"Ёлочка - красавица" Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - гуашью с использованием зубной щётки. Создание условий для реализации индивидуально-творческих способностей детей. Вызвать интерес к процессу рисования необычным способом, чувство удовлетворения от работы. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать эстетически - нравственное отношение к природе, через изображение их образа в собственном творчестве; аккуратность выполнения работы.
"Золотая рыбка" Цель: Знакомство с одной из нетрадиционных техник рисования - ладошкой. Формирование представления о возможностях собственных рук и пальцев. Развитие мелкой моторики, положительно влияющей на речевые навыки и память. Привитие интереса к изобразительному творчеству. Расширение кругозора, развитие фантазии. Улучшение эмоционального состояния
" Зимняя вьюга" Цель: Продолжать совершенствовать умения детей изображать зимние явления с помощью нетрадиционной техники "кляксография" и " выдувание". Развивать мышление, внимание, дыхательную систему. Способствовать развитию творческих способностей, фантазии, воображения, уточнить и обобщить знания о зиме. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
"Весёлые снеговики" Цель: продолжать учить детей нетрадиционной технике рисования - отпечаток ладошкой. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, наглядно-образного и словесно - логического мышления, развитие чувство композиции. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развитие воображения, образного мышления, привитие интереса к изобразительному творчеству
" Украсим чайный сервиз" Цель: Продолжать развивать умение рисовать ватными палочками. Знакомить детей с предметами ближайшего окружения чайной посудой, её названием и назначением, активизировать словарь по данной теме. Закреплять знания детей о цвете. Развивать творческое воображение детей, развивать мелкую моторику рук, способствовать проявлению каждым ребёнком творческой инициативы и самостоятельности. Вызвать у ребят положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.
"Зимний лес" Цель: Познакомить детей с новым способом изображения предметов (манка и клей). Развивать у детей желание использовать в рисовании нетрадиционные методы. Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить отражать в работе зимние впечатления, красоту заснеженного пейзажа, создавать образ снежной зимы техникой работы с манкой, закреплять приемы работы с клеем.
" Белочка" Цель: познакомить детей с техникой рисования методом тычка (ватными палочками). Создать условия для проявления творческой активности и утверждения ребёнком себя как созидателя. Развивать внимание, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику рук. Воспитывать нравственное отношение к лесным животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.
"Белый медведь" Цель: Закрепление техники - трафаретное рисование с помощью поролонового штампа. Развивать память, внимание, воображение, творчество. Закрепить знания о белых медведях, средой их обитания. Учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего вида белого медведя. Воспитывать интерес к животным Севера. Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
" Зебра" Цель: создание в технике пластилинографии рисунка. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной плоскости: отщипывание, скатывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контуры рисунка. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца
"Танк" Цель: создание рисунка в технике - обрывание бумаги. Развивать умение детей создавать простейшую композицию – танк при помощи обрывных кусочков зеленой и черной бумаги, развитие мелкой моторики, творческих способностей. Уточнить и расширить знания детей о видах военной техники, познакомить с одним из видов военных машин – танком. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
"Ёжик" Цель: продолжать учить детей рисованию нетрадиционным способом - пластиковой вилкой. развивать творческие способности у детей, формировать художественное восприятие и воображение, сформировать представление о еже, его внешнем виде.
"Тюльпаны для мамочки" Цель: Упражнять в рисовании гуашью, при использовании нетрадиционной техники рисования (рисование ладошкой). Повторить знание цветов. Развивать чувство композиции. Формировать умение детей ориентироваться на листе, рисовать цветок. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Развивать воображение. Воспитывать бережное отношение к природе, желание рисовать, радоваться результатам и дарить подарки близким. Воспитывать аккуратность.
"Совята" Цель: продолжить знакомство детей со способом изображения - рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида. Развивать творческие способности у детей, формировать художественное восприятие и воображение,
"Маки" Цель: продолжать учить использовать пальчики, как изобразительное средство, развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук.
"Ветка сирени" Цель: закрепить умение рисовать ветку сирени способом тычка смятой бумагой, формировать чувство композиции и ритма, воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве.
"Весёлый клоун" Цель: Продолжать осваивать умения и навыки работы в нетрадиционной технике рисование штампами - используя втулки. Учить в изображении клоуна добиваться определенного сходства с реальным объектом передавать характерные признаки. Развивать творчество и замысел, память и внимание. Развивать мелкую моторику руки и координацию движений рук. Учить передавать цветом веселое настроение.
" Золотая рыбка" Цель: Продолжать учить детей нетрадиционной технике рисования - крупой. Вызвать у детей интерес и желание к продуктивной деятельности. Учить детей пользоваться крупой для создания изображения, наносить крупу на контурный рисунок, смазанный клеем, выполнять работу аккуратно.
" Я рисую Космос" Цель: Познакомить дошкольников с нетрадиционным рисованием – «набрызг» и «отпечаток», сформировать умение работать с нетрадиционными инструментами. Развивать творческие способности детей, мелкую моторику. Развитие воображения, образного мышления, привитие интереса к изобразительному творчеству.
" Светофор" Цель: закреплять умение детей создавать рисунок в технике - обрывание бумаги. Развивать умение детей создавать простейшую композицию – при помощи обрывных кусочков бумаги, развитие мелкой моторики, творческих способностей. Закрепление знаний о сигналах светофора, правилах дорожного движения. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
"Праздничный салют" Цель: Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - коктейльной трубочкой. Учить детей передавать праздничный салют над городом. Воспитывать интерес к рисованию с помощью нетрадиционных техник. Развивать умение подбирать цветовую гамму, развивать творческие способности детей, художественный вкус, чувство композиции, воображение, пространственное мышление. Воспитывать аккуратность, любовь, гордость и уважение к Родине и к её защитникам.
" Одуванчики" Цель: продолжать учить детей техникам нетрадиционного рисования, передавать образ цветка, используя втулки разных диаметров. Развивать воображение, композиционные умения. Воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.