Мария Ермолова
Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с раннего возраста стараются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве.
Рисование нетрадиционными методами очень увлекательная и завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно развивающей среды надо учесть, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотритесь, сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник снимают детские страхи, развивают уверенность в своих силах, развивают пространственное мышление, учат детей в свободной форме выражать свой замысел, дети учатся работать с разнообразным материалом, творчество побуждает к поискам решениям, развивает чувство колотира, ритма и композиции, вырабоатывает цветовосприятия, чувство фактурности и объемности. Творческий процесс развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и полет фантазий. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует множество техник и методик нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Техника «Кляксография».
Техника заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После того как ребенок ответит на вопросы, можно переходить к следящему этапу который заключается в обведении и дорисовки клякс. В результате получается в воображении ребенка целый сюжет.
Парное рисование на длинной полосе бумаги.
Для проведения необходим большой формат бумаги. Чем длиннее полоска, тем удобнее рисовать вдвоем. На бумаге можно рисовать отдельные предметы или сюжеты. Техника адаптирует детей к коллективному рисованию. Дети сначала договариваются друг с другом о сюжете, в процессе не всегда они соблюдают свою договорённость. Но после рисованию с помощью взрослого дети создают общий сюжет.
Техника «Тычки жесткой полусухой кистью».
Для рисования необходимо лишь жесткая кисть, гуашь любого цвета и трафарет (вырезанный силуэт животного). Для рисования нужно чтоб ребёнок опустил кисть в гуашь далее ударить по бумаге, причем кисть нужно держать вертикально. Очень важно при рисовании не пользоваться водой, то-есть кисть в воду не опускать. В итоге заполняется весь лист, шаблон или контур. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Техника «Рисование пальчиками».
Для рисования нужно мисочки с гуашью, плотная цветная бумага, или трафарет, который нужно добавить деталями, салфетки. Для получения рисунка ребенок опускает пальчик в гуашь, и наносить на лист бумаги. Для более яркого и красочного рисунка рекомендуется на каждый пальчик набирать краску разного цвета. Салфетка нужна для того чтоб вытереть пальчики.
Техника «Рисование ладошкой».
Для рисования требуется большой формат бумаги. Зачастую техника используется для коллективного рисования. Для работы нужно опустить ладошку в гуашь или нанести кистью краску на ладошку далее с ладошки перенести опечаток на бумагу. Для более красочного рисунка можно на ладошку нанести несколько цветов. После работы дети вытирают руки салфеткой.
Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Техника «Оттиск смятой бумагой»
Для рисования нужна плотная бумага или фольга. Для получения изображения ребенок сжимает бумагу в комок, опускают в штемпельную подушку с краской или мисочку с гуашью и наносят оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется краска и бумага.
Техника «Рисования восковыми мелками».
Для рисования нужны мелки, плотная бумага и акварельные краски. Для получения рисунка ребенок рисует восковыми мелками по белой бумаге. Далее лист закрашивается акварельными красками. Можно использовать разное количество цветов акварели. Необычность рисования состоит в том, что рисунок мелками остается не закрашенным.
Техника «Рисования свечой».
Техника рисования аналогичная с восковыми мелками при этом используются вместо мелков свечи. Для получения рисунка ребенок рисует свечой по белой бумаге. Далее лист закрашивается акварельными красками. Можно использовать разное количество цветов акварели. Необычность рисования состоит в том, что рисунок свечой остается не закрашенным.
Техника «Рисования ватными палочками».
Детям очень нравится нетрадиционное техники. Для рисования нужны гуашевые краски ватные палочки и бумага или шаблон. Для рисования нужно окунуть ватную палочку в краску и нанести оттиск на бумагу или шаблон. Для рисования можно использовать как однотонною палитру, так и разноцветные точки. Дети сразу заинтересуются в том, как изменяется их рисунок.
Техники «Набрызг».
Для рисования нужно яркие гуашевые краски, жесткая кисть и бумага или шаблон. Для получения рисунка ребенок должен набрать краску на кисть и ударить о картон, который держит над бумагой. Техника очень нравится детям тем, что при ударе кисти об картон брызги краски летят на бумагу.
Техника «Отпечатки листьев»
Для техники нужны гуашь и листья разного размера. Для получения рисунка ребенок покрывает листок разными красками, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Для получения красочного изображения можно оттенок краски и форму листьев. Черешки у листьев ребенок дорисовует кистью.
Техника «Поролоновые рисунки».
Рисовать можно не только кисточкой но и поролоном, для этого нужно подготовить из него разные фигуры или формы. Для получения рисунка поролон окунают в краску и методом штампования наносятся на бумагу. Для более красочного изображения используют разные цвета и шаблоны рисунков.
Техника «Загадочные рисунки».
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 – 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Техника «Рисование мелками».
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы.
Техника "рисование на мокрой бумаге"
С помощью этой техники можно рисовать ряд предметов, сюжетов и образов которые лучше всего рисовать на мокрой бумаге. Рисовая предают неясность, расплывчатость. Технику можно использовать для таких идей как "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город". Для начала нужно намочить бумагу водой, для этого лучше использовать мокрый комочек ваты или поролон и провести по всему листу бумаги (если так требуется). Далее взять кисточку с краской и аккуратно наносить на влажные части рисунка.
Техника "тканевые изображения"
Технику можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. Для этого нужно большое количество остатков тканей различного качества. На конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Например, если есть ткань на который изображены цветы их можно вырезать по контуру и наклеить в нужное место. В итоге получаться объемное и красочное изображение. Можно подобрать ткань которое послужить туловищем для животного, яркие лоскутки хорошо подойдут для зонтика. Таким образом можно подобрать ткань для шапочки куклы, сумочки, кофточки или волос.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе, развития глазомера и зрительного восприятия, развития внимания и усидчивости, развития эстетического восприятия и наблюдательности. Также в процессе работы с нетрадиционными техниками у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля.
Творческий процесс с нетрадиционными техниками раскрывает у детей уникальные способности. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Зачастую результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. В качестве стимулов послужит игра как основной вид деятельности детей, сюрпризный момент в качестве любимого героя сказки или мультфильма который приход в гости и отправляется с ребенком в путешествие. Также заинтересовать ребенка можно просьбой о помощи, ребята всегда готовы помочь слабому животному, большой плюс это музыкальное сопровождение.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.