Светлана Бирюкова
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. Большое значение в образовании уделяется художественно-эстетическому развитию.
Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2017
Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в разные виды художественно-эстетической деятельности (Слайд 2). Такое воспитание позволяет:
-развивать интерес к искусству;
-формировать художественно-образные представления, эмоционально- чувственного отношения к предметам и явлениям;
-воспитывать эстетический вкус;
-развивать творческие задатки;
-развивать сенсорные способности;
-стимулирует развитие познавательной сферы.
В художественно-эстетическом воспитание применяются следующие практические методы работы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, беседа, рассматривание иллюстраций
Художественно-эстетическое развитие также включает в себя занятия по лепке, аппликации, конструированию и рисованию.
Каждый вид деятельности находит свое место в детских учреждениях и заслуживает отдельного внимания. В нашей работе мы подробно рассмотрим изо деятельность в детском саду.
Изо деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и к традиционным способам передачи полученной информации.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать занятия рисованием креативными, увлекательными и раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
-развивает уверенность в себе и собственных силах;
-развивает пространственное мышление;
-способствует снятию детских страхов;
-учит работать с разнообразными материалами;
-способствует развитию инициативности и самостоятельности (Слайд 3).
Для того чтобы заинтересовать детей, настроить их на предстоящую деятельность используются стихи, загадки, различные сюрпризные моменты.
Процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования4 (Слайд 4).
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Нетрадиционные методы рисования делятся в зависимости от возрастной группы (Слайд 5) .
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование ладошками.
Для детей среднего дошкольного возраста подходят такие методы как:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки (Слайд 6).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут использовать такие техники как :
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография (Слайд 7) .
Знакомство с нетрадиционными методами рисования было проведено в ходе занятия по изо деятельности «Осеннее дерево» (Слайд 8).
В связи с тем, что я работаю на младшей возрастной группе, были использованы такие методы рисования как рисование пальчиками и рисование ладошками.
Этапы выполнения работы:
1. В начале следует приготовить рабочее место и припасти материалы для рисования (Слайд 9).
2. Окунаем палец в желтую краску и точечно наносим по кругу. Получается солнышко (Слайд 10).
3. Окунаем палец в синюю гуашь и точечно рисуем облако (Слайд 11).
4. Затем красим ладонь гуашью и прикладываем к листу (Слайд 12,13).
5. С помощью кисточки дорисовываем веточки и листья на дереве (Слайд14).
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности и инициативы. Использование нетрадиционных техник рисования благоприятно сказывается на личности ребенка и вносит существенный вклад в художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.