людмила федорова
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №160" города Чебоксары Чувашской Республики
"Нетрадиционные техники рисования - путь к свободному творчеству"
Подготовила воспитатель
Федорова Людмила Анатольевна
"Этот мир придуман не нами,этот мир придуман не мной!
Слова из известной песни Р. Паулса можно отнести к теме сегодняшнего выступления и связать с нетрадиционными способами рисования.
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Рождаясь на свет, каждый из нас наделяется каким- либо талантом или способностями, которые скрыты и могут развиться при желании и его планомерном развитии. Способность рисовать проявляется на ранних стадиях развития малыша, действующего неосознанно и интуитивно. С возрастом,самовыражаясь, ребенок начинает проявлять все стороны творческого потенциала, раскрывающего изобразительные особенности проявления личного таланта того или иного "пикассо", "айвазовского", "шишкина". Изобразительная деятельность для ребенка очень важна и полезна во всех отношениях и имеет неоценимое значение для его всестороннего развития. Являясь одной из самых интересных, изодеятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, чувства, переживания.
Многие великие ученые, философы и педагоги высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Именно благодаря этому искусству рождаются новые настроения, новые формы и образы для воплощения тех или иных ситуаций и жизненных событий. Ярко и красочно создаются картины из жизни, картины дикой природы и жизнедеятельности человека. Древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что "рисование изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты". Великий чешский педагог Я. А. Коменский предлагал внести этот предмет в материнские школы как необходимое занятие для развития наблюдательности, ощущений ребенка. Немецкий педагог Ф. Фребель утверждал:". Развитие способности к рисованию в ребенке составляет одну из самых существенных задач развивающе- воспитывающего обучения человека. "
. Я рисую белым мелом облака,
Я рисую, будет день наверняка.
Рисование - способ самовыражения яркого и неповторимого внутреннего мира ребенка с его взглядами на простые вещи. Способов раскрыть свое видение в настоящее время представляется предостаточно. И насколько необычен внутренний мир маленького художника, мобилен, не подвержен стереотипам, настолько живо воплощение его идей, фантазий, образов, интересов, впечатлений. А, значит, многоплановой будет деятельность и творчество тех, кто ищет нетрадиционные формы для реализации внутреннего потенциала изобразительными средствами.
Дети очень любят рисовать, творить, создавать необычное и неизвестное, потому что через данный вид деятельности проявляются творческие возможности нераскрытого еще в полной мере маленького таланта, его особенности мировоззрения, мировосприятия. Каждый свободно выражает свои чувства, желания, восторги, мечты, предчувствия,. страхи, волнения, испуг, боль. Рисование само по себе интересно и увлекательно, познавательно и выразительно, эмоционально и раскрепощенно, что приносит радостные нотки ощущения окружающего мира и себя как части целого. Быть активным в поиске новых приемов и методов рисования- основа для воплощения работ в нетрадиционной технике рисования.
Рисовать дети начинают рано, и уже к 2,5-3 годам они достаточно определенно и точно могут выразить свои мысли, желания, мечты и фантазии, переживания и общее настроение, царящее в его душе. Подрастая, ребенок пытается показать, на что он способен, и если не очень что- либо получается, может заявить"Я не умею рисовать" и отойти от этой деятельности, так как по его словам" не видит отличных результатов., удовлетворяющих его" и одобренных взрослыми. Здесь выражается страх ребенка перед той оценкой взрослых, которые выражены в результатах его труда, отражается неуверенность, осторожность в оценке творчества. Почему так происходит? Причины могут быть разные, и заключаются в следующем:
-взрослый часто пытается навязать определенные стереотипы (дом - только такой, трава -только такая, небо - голубое, солнце - желтое)и т. д.
-отрабатывается алгоритм изобразительной деятельности (повторение по образцу, по инструкции, по схеме, по шаблону);
- исключается возможность самовыражения дошкольника в линии, цвете, образе, композиции;
- возможно, некоторая боязнь предоставить ребенку множество разнообразного материала для рисования.
Чаще всего ребенку предлагается обычный набор для рисования :
Папа даст мне карандаш,
Мама даст мне краски,
Сяду я скорей за стол
Раскрашивать раскраску.
Известный художник В. Фаворский отмечал:"Когда ребенок обращается к искусству, ему дают карандаши, краски и бумагу, и это ошибка; необходимо дать ему всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге,на стене, делает рисунки для своего платья, делает наряды из газет, чертит и создает что- то новое по форме и фактуре. "Вспоминая свое детство, кто из вас не пытался рисовать первым попавшимся в руки камешком, гвоздиком, палочкой" и каждый ощущал себя художником - творцом!
Используя в своей работе нетрадиционные техники рисования, хотелось поделиться наиболее полюбившимися способами и приемами, которые нравятся моим дошколятам.
Какие же необычные материалы я включаю в детское творчество? Их достаточно много: зубная щетка, пух, полая трубочка, целлофан, ватная палочка, печатки, жгутики, нитки, бутылки, камешки, листья, восковые свечки, мыльная пена, жгутики, ладошка, бумажные салфетки, ватные диски, вилки. Любой новый материал и каждый новый приобретенный навык - это предмет гордости для ребенка.
Так, тонирование листа для последующего рисования превращается в интересную игру, когда смяв бумагу и сделав из нее жесткий тампон, он обмакивается в краску и заполняет весь лист. Увлекательно для дошколят и тонирование листа целлофаном. На целлофан наносится краска, а затем раскрашенный целлофан накладывается на лист,ладонью разглаживается и снимается- фон готов, очень необычный. Чтобы быстро нарисовать волны, я предлагаю "волшебную бутылочку". На пластиковую бутылку клеем ПВА наклеиваются по косой линии нитки, потом они раскрашиваются. При прокатывании бутылочки по листу бумаги остаются волны. Мы с детьми пользуемся остатками пенопластовых плиток, наносим краску на плитку и пропечатываем ими весь лист. Фон получается необычный. Можно тонировать лист цветными мелками, угольком, поролоном.
Используя различные нетрадиционные материалы, педагог сам должен отработать технику рисования и показать ожидаемый результат детям, чтобы они в дальнейшем самостоятельно их применяли для создания творческих работ и не боялись экспериментировать, придумывать и открывать для себя что- то новое.
Очень интересен в этом плане прием кляксографии, когда "прогоняется краска" по листу бумаги с помощью трубочки при продувании воздухом и появляются необычные очертания, которые дорисовываются кистью или палочкой.
1,2,3- клякса, клякса, оживи!
Стань скорей мышонком,
Олененком, медвежонком,
Зайчиком или поросенком.
Или кем -нибудь еще,
Я нарисую лучшее все!
Поворачивая и рассматривая рисунки, дети проявляют свою фантазию, воображение и получаются. сказочные картинки, герои неожиданных приключений и загадочных историй,главное дорисовать детали- и новый образ готов. Есть возможность разнообразить рисование красками, добавив в нее мыльные пузыри и нанеся на оргстекло. Прикладывается лист, разглаживается- рисунок с набросками готов, остается дорисовать, включить образное воображение и создавать новые сюжеты. В этой технике красивыми получаются пейзажи.
Также детям предлагались разные нетрадиционные материалы : нитки, бусы, пуговицы, ватные палочки, восковые мелки, поролон, гуашь с солью, манкой, бумажные салфетки,ватные диски. Каждый юный художник самостоятельно делает выбор, чем ему рисовать.
При работе с нетрадиционным материалом нет ограничений, есть новые способы и возможности.
Вот уже подряд два дня я сижу рисую,
Много средств и техник разных - выбирай любую!
Я раскрашу белый свет
В самый свой любимый цвет.
Цветовая палитра перед художником разливается из полутонов и полутеней, выбор велик.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным в плане выбора способов воплощения задумок и творческих идей, фантазий. Они дают детям возможность удивляться и радоваться миру, заново мыслить и чувствовать изменения в окружении, замечать детали и находить целые части единой картины природы.
По словам Пабло Пикассо "каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. А чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать стихи, песни, музыкальное сопровождение, игру на музыкальных инструментах. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными, познавательными, современным и неповторимым процессом творчества.
Успехов в рисовании в нетрадиционной технике!Успехов в постижении новых высот и художественно- изобразительных образов!
Список использованной литературы
1. Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Корзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М. :Педагогическое сообщество России,2000.-152с.
2. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
3. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
4. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
5.yandex.ru.