Елена Тенсина
Нетрадиционные методы установления контакта с ребенком с речевой патологией в ходе первичного обследования
▼ Скачать + Заказать документы
Логопеды основное внимание в диагностике, в большинстве случаев, отводят проблемам выявления нарушений относящихся к речевой деятельности ребенка : звукопроизношению, слоговой структуре, активному и пассивному словарному запасу, лексико-грамматическим категориям и т. д. между тем нерешенной остается проблема первичного контакта ребенка и взрослого - их начального взаимодействия. При проведении первичного обследования ребенка возникает затруднительная, противоречивая ситуация двойственного характера: 1) как ребенку вступить в контакт с незнакомым человеком (специалистом, внимательно слушать вопросы, отвечать на них, выполнять инструкции; 2) как специалисту расположить ребенка к сотрудничеству.
Публикация «Нетрадиционные методы установления контакта с ребенком с речевой патологией в ходе первичного обследования» размещена в разделах
Из многолетнего опыта работы с детьми с речевой патологией мы знаем, что у специалистов (особенно у начинающих) чаще возникают трудности в установлении контакта на первичном этапе знакомства. В силу незрелости эмоционально-волевых процессов, которые не позволяют ребёнку преодолеть коммуникативный барьер. Наличие у ребенка с речевой патологией выраженных нарушений сказывается на всем его психическом развитии. Так как у такого ребенка отсутствует речь, или имеется жалкое её подобие, и ребенок узнает об окружающем мире непосредственно, что видит сам, то есть, не задавая вопросы и получая ответы на них, как это происходит с нормально развивающимися детьми.
Таким образом, общий ход психического развития при подобных обстоятельствах замедляется. Ребенку с такими особенностями трудно вступать в контакт с незнакомыми людьми. Особенно сложно даётся «знакомство» со специалистом детям с общим недоразвитием речи. Это является основной проблемой, с которой сталкивается учитель-логопед при первичном обследовании. Из опыта работы с такими детьми выявилась следующая закономерность: чем тяжелее речевой дефект (общее недоразвитие речи I, II уровня, дизартрии, алалии или различные сочетания, тем больше сложностей возникает в подборе приёмов для первичного контакта специалиста и ребенка с речевой патологией и последующего логопедического обследования. Осложнения и трудности обусловлены нарушениями в разных сферах речевой деятельности детей : незрелость фонематического восприятия, фонетико-фонематического слуха, нарушения звукопроизношения, несформированность лексико-грамматических категорий, ограниченность активного и пассивного словарного запаса и другие нарушения. Как следствие у детей не сформирована готовность к новой форме общения, которая проявляется в негативном отношении к общению, они неохотно отвечают даже на самые простые вопросы, испытывают затруднения в объяснении явлений окружающего.
Авторами, рассматривающими теорию и методики проведения логопедического обследования, не уделяется достаточного внимания проблеме организации первичного контакта взрослого и ребенка. Традиционно авторы предлагают использовать варианты создания благоприятной атмосферы для взаимодействия. В своей диагностической работе мною применялись различные рекомендованные приёмы для установления первичного контакта с ребенком : беседа-знакомство (тестовая беседа, беседа через родителей, наблюдение за ребенком в игре (дидактическая, сюжетно-ролевая, наблюдение в совместной с ребенком игре. При использовании средств для установления контакта с ребенком с речевой патологией при первичном обследовании наиболее удачным считаю применение метода «Сказкотерапии», так как он более целостно удовлетворяет потребность в создании ситуации взаимодействия как со стороны ребенка, так и со стороны специалиста.
«Сказкатерапия»- метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для привлечения внимания ребенка, для введения в ситуацию организованного обследования. В основе метода сказкотерапии разработанного Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой лежит принцип духовного, целостного развития личности ребенка как наиболее простого и понятного способа восприятия ребенком формы сказки. В ситуации первичного «знакомства» при логопедическом обследовании не возникает потребности использовать целостно метод сказкотерапи. Но вполне уместны и достаточны отдельные его приемы. Здесь могут быть использованы пальчиковый театр, бибабо, маски, театр игрушки, режиссерская игра, и т. д. приемы в рамках метода сказкотерапии помогают детям преодолеть психологический барьер, возникающий между взрослым и ребенком в момент первой встречи, и снизить психологическое напряжение. Ребенок входя в сказку погружается в игровую ситуацию, он переключается на содержание сказки, отождествляет себя с выбранным героем, начиная разговор через игрушку, выступающей посредником, ребенок преодолевает собственные личностные комплексы, коммуникативный, речевой барьер. В поведении ребенка можно пронаблюдать такие изменения: входя в образ и принимая характер героя, ребенку становиться легче ответить на заданный вопрос, постепенно возникает мотивация к общению, сотрудничество со взрослым. Вначале ребенок делает робкие, а потом все более уверенные попытки справиться «самостоятельно» со своим страхом перед общением. В процессе диалога через игрушку, переживания ребенком комплекса неполноценности по поводу речевого дефекта перестает быть значимой проблемой. Впервые появляется желание (побуждение) к общению со взрослым. Таким образом, подобные приемы сказкотерапии помогают логопеду создать обстановку доверия и расположить ребенка к взаимодействию - установить контакт, а ребенку дают чувство психологической защищенности, вызывают эмоциональный отклик и настраивают на дальнейшее обследование.
Эффективность подобного средства заключается в том, что ребенок перестает бояться неудачи, ведь такое общение основывается на символических, абстрактных категориях. В этом случае появляется стимул, тот базовый опорный инструмент в дальнейшем процессе обследования при котором в полной мере раскрываются возможности ребенка в условиях взаимодействия. В работе логопеда такой подход к проблеме установления первичного контакта с ребенком, имеющим речевую патологию, способствует улучшению дальнейшего хода логопедического обследования, что отличает его от большинства традиционных приемов, используемых при обследовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Микляева Н. В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование. «Айрис-пресс» М., 2007.
2. Нищева Н. В. : Развивающие сказки. СПб. «Детство-пресс», 2004.
3. Погосова Н. М. «Погружение в сказку» СПб. «Речь», 2006.