Ирина Подлесная
Нетрадиционные методы массажа в работе логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сорока-белобока кашу варила…Кто не помнит эту считалку?
Мамочка может быть даже и не догадывается, что в эти нежные минуты радости и счастья не только развлекает малыша, но и делает своеобразный массаж, способствующий росту ребенка А когда малыш забеспокоится, мы начинаем говорить ласковые слова и одновременно поглаживать малыша по голове, спине, рукам. В это время через определенные нервные окончания прикосновения наших рук действуют на центральную нервную систему малыша и снимают возникшее в ней чрезмерное возбуждение. То есть мы делаем своеобразный успокаивающий массаж. Ведь всем известно, что, воздействуя на определенные точки, находящиеся на руках, стопах ног, ушных раковинах, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем. Большинство спортсменов, артистов, да и других людей в нашем современном мире, по роду своей профессиональной деятельности признаются, что своему успеху обязаны массажу.
Темочки:
Что же такое массаж? Это одно из самых древних гигиенических и лечебных средств. Ему много веков даже тысячелетий и установить точно, где и когда человек начал осознанно применять массаж, как науку врачевания невозможно. По-видимому, его истоком был инстинктивный жест, когда человек приложил руку для облегчения боли в ушибленном месте.
Логопедический массаж как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Однако целесообразность использования приемов массажа в логопедической работе ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.
В своей практике я сталкиваюсь с тем, что для детей с нарушениями речи педагогические методы воздействия не всегда достаточны. Но для проведения профессионального массажа необходимы не только медицинское образование, но и специальные условия. А помощь специалиста по некоторым причинам доступна не всем нуждающимся. К счастью, помимо традиционных методов массажа, существует ряд приемов, которые также позволяют достичь положительной динамики в коррекционной практике. Мое внимание привлек самомассаж с использованием нетрадиционных приемов, так как его использование доступно в условиях дошкольного учреждения. Учитывая несложность выполнения и отсутствие противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты, а также после утренней гимнастики, дневного сна и в логопедические занятия.
Важнейшим условием эффективной коррекционной работы с детьми, является создание условий, вызывающих положительные эмоции. В этом случае огромную помощь оказывают нетрадиционные техники массажа с использованием различных подручных материалов, которые можно подбирать в зависимости от лексической темы. Например, изучая тему «Одежда», нам подойдут бельевые прищепки для массажа пальцев рук, а при изучении темы «Транспорт» для самомассажа кистей рук и предплечий можно использовать маленькие игрушечные машинки.
Подручные материалы, используемые при нетрадиционных методах массажа.
• «Сухой» бассейн. Игры в «сухом» бассейне способствуют психоэмоциональному развитию ребенка. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружая свои ладони в безопасные «волны». Наполнить такой бассейн можно бусинками, орехами, крупой, мелкой речной галькой и т. д. В нем можно рисовать дорожки, находить различные предметы на ощупь или рассортировать фасоль и горох для зимующих птиц.
• Разные по жесткости зубные и одежные щетки используются для массажа кистей рук и предплечья.
• Прищепки применяем для пальчикового массажа.
• Рукавицы из разных видов ткани.
• Игрушечные машинки.
• Ребристые и гладкие карандаши.
• Пуговицы.
• Бумага разной фактуры. Сминая бумагу в комочки и катая их между ладонями, можно «лепить снежки большие и маленькие», а затем разгладить скомканные в шарики листы бумаги с контурными изображениями.
• Пластилин.
• Различные виды мячей и массажных шариков.
• Клубки ниток, бусы.
Во время проведения массажных упражнений целесообразно использовать потешки, чистоговорки, стихи.
С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, у них повышается эмоциональное настроение, укрепляется здоровье.
Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми методами нетрадиционного массажа.
Массаж Су-Джок.
1. Упражнение. Катание меж ладошками, каждого пальчика (называя их название).
2. Упражнение. Надевая колечко-пружинку на каждый пальчик (перечисляя диких или домашних животных и т. д.)
Массаж с мячиками – ёжиками.
1. Упражнение «Силачи» сжимать и разжимать мячик.
2. Упражнение. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами.
Массаж шестигранными карандашами.
1. Упражнение. Катание меж ладонями быстро, медленно.
2. Упражнение. Пропускать карандаш между одним, двумя, тремя пальцами.
3. Упражнение. Удерживать его в определенном положении в правой и левой руках.
Массаж со шнурками.
Нанизывая бусины на шнурки при этом согласовываем существительные с числительным (один помидор, два помидора и т. д.)
Самомассаж лица.
1. Упражнение. Взявшись за середину ушной раковины, оттягивать его вперед, а затем назад, считая медленно до 10.
2. Упражнение. Пальцами рук интенсивно «рисовать» круги на щеках.
3. Упражнение. Пальцами рук растираем лоб, поглаживаем.
4. Упражнение. Растирание подбородка пальцами обеих рук.
5. Упражнение. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на серединку носа.
Замечено, что регулярное использование нетрадиционных методов массажа у речевых детей значительно улучшает речевую моторику. А личностный подход в работе с ребенком способствует улучшению памяти и внимания, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости. Также значительно улучшается соматическое состояние этих детей, т. е. происходит мобилизация защитных сил организма, приводящих к нормализации его функций при самых различных его нарушениях, в том числе и речевых. И еще один положительный момент - это улучшение коммуникативных функций детей. Они становятся более свободными в общении со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, можно утверждать, что нетрадиционные методы массажа просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, поэтому я рекомендую их использование всем педагогам.