Наталья Ломакина
Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается большое количество детей, имеющих какие - либо речевые нарушения. Это проявляется уже в дошкольном возрасте, т. к. данный возрастной этап является сензитивным периодом для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей, то необходимо уделяться в ДОУ большое внимание данному вопросу. Учителя - логопеда в своей работе используют нетрадиционные методы для профилактики и преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что современным детям уже не так интересна обычная игра, их трудно чем -
Публикация «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
то завлечь, поэтому необходимо использовать такие методы, которые бы повысили интерес к деятельности, и параллельно с этим способствовали решению поставленных задач.
Основные задачи, которые решаются логопедами, при использовании нетрадиционных методов, являются:
- профилактики и преодоление речевых нарушений у дошкольников через
использование нетрадиционных способов логопедической работы;
- создание положительной мотивации к логопедическим занятиям.
Исходя из собственной практики, отметим, что эффективным нетрадиционным методом работы для профилактики и преодоление речевых нарушений у дошкольников выступают логосказки. Логосказки являются целостным процессом, который развивает все стороны речи, воспитывает нравственные качества, активизирует психические процессы и поддерживает положительную мотивацию при выполнении учебных задач. С помощью
логосказок у детей развиваются диалогическая и монологическая речь, повышается эффективность игровой мотивации речи, развивается психологическая база речи, создается благоприятная психологическая атмосфера, обогащается эмоционально - чувственная сфера ребенка посредством общения со сказкой и т. д. Чтобы развивать мелкую моторику и
графические навыки у детей можно предложить пальчиковые логосказки. Когда ребенок разучивает текст, используя пальчиковую гимнастику, то у него развивается речь, пространственное мышление, внимание, воображение, эмоциональная выразительность. Дошкольник надевает на пальчик игрушку и выполняет движения руками, одновременно воспроизводя текст.
Лэпбук представляет собой книжку - раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на определенную тему. Например, при автоматизации звука [р] учитель - логопед создает лэпбук, включающий такие задания как слоговые рычалочки, артикуляционную гимнастику, игру «Наоборот», загадки, стихи, игру «Закончи предложения», лабиринт, чистоговорки. Песочная терапия позволяет заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, что помогает, в свою очередь, наиболее успешное выполнить задания. Детям можно предложить игры с
песком, способствующие развитию фонематического слуха, например, «Спрячь руки в песок», в которой ребенок прячет руки в песок на заданный логопедом звук. Или игра «Место звука в слове», в которой песок делится на три части, в первой части находятся фигурки, где есть заданный звук в начале слова, во второй – в середине слова, в третьей – в конце слова. Также можно предложить игру «Два домика» на дифференциацию звуков, где строятся два домика, в одном из которых живет один звук, в другом – другой звук, игрушки
с дифференцированными звуками спрятаны в песке и ребенку нужно найти, назвать и поселить в один из домиков. Фонетическая ритмика является системой специальных упражнений, которая сочетает в себе речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов,текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Например, «Иголочка» : вдох, руки вверх при одновременном произнесении звука И.
Таким образом, учитель - логопед в своей работе пользуется разнообразными методами, однако эффективными являются нетрадиционные, привлекающие внимание детей, повышающие их интерес и мотивацию к выполняемому задания.