Ирина Березина
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников.
Березина Ирина Николаевна,
ГБОУ ООШ №9 Структурное подразделение «Детский сад «Родничок»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь от родителей и педагогов Ненадлежащий уход, неправильное поведение взрослых по отношению к малышу, социальные, эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном детстве, приводят, как правило, к нежелательным последствиям в будущем.
Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников» размещена в разделах
Одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ДОУ, яв-ляется «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений. Бесспорно, эти отношения должны стать тандемом в вопросе воспитания и развития дошкольника.
Мой опыт показал, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «родитель - воспитатель» стали:
- Семейные клубы. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Такая форма помогает родителям анонимно выяснить какие-либо проблемы.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Кружок «Очумелые ручки» привлекает всех членов семьи, учитывая старшее поколение, т. е. бабушек и дедушек.
Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями.
Вечера вопросов и ответов. Представляют собой педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Встречи за «круглым столом». Расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Главный результат и ценность вышеописанных нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, так как у родителей и воспитателей есть взаимопонимание и единые требования к ребенку. Это сближает и сплачивает членов семьи, родители повышают уро-вень своей психолого-педагогической культуры.
И как сказал наш знаменитый педагог А. С. Макаренко: «Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».
Родители наших воспитанников, думаю, ощущают это на себе, а мы, педагоги, активно им помогаем воспитывать гармонично развитых, высоконравственных, законопослушных граждан.