Лучший педагог года

Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ

Зиновьева Вера
Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого направления учителем-логопедом и педагогами было решено уделить особое внимание семьям, дети которых посещают логопедическую группу.

Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ» размещена в разделах

Руководствуясь принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ», я строю своё общение с родителями, так как считаю, что у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда и детей, создана атмосфера взаимоуважения.

В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в МДОУ № осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы :

1) родительские собрания, с учетом современных требований;

2) консультации, по организации работы логопеда, по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения, методы и приёмы постановки звуков у детей;

3) родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему («Роль семьи в воспитании ребенка с недостатками речи»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы; материалов, отражающих коррекционную работу;

4) досуговое направление в работе с родителями, которое оказалось самым привлекательным, востребованным, и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;

5) речевые праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала;

6) дни открытых дверей проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;

7) библиотека игр и упражнений. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми;

Но кроме этого, в своей работе я использую новаторские, нетрадиционные формы педагогического просвещения родителей, которую я назвала гостиная для родителей. Данное направление работы включает в себя:

1) совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов по теме "Умные пальчики", «Весёлый самомассаж», позволивший, родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала.

2) информационный журнал "Учимся, играя!" содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

3) индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: «Учимся у тех, кого любим». Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

4) индивидуальные встречи с родителями на которых их информировали о динамике речевого развития;

5) дневники успеха, которые информируют родителей об успеваемости ребёнка. Рекомендую работать с готовыми печатными изданиями, но я всё же советую использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

6) информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Уголок логопеда», как позаниматься дома по лексической теме и т. д. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.

Сочетая в своей работе традиционные и не традиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития. Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей, то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда на 2013–2014 учебный год Направление работы1 Сентябрь. Диагностическая работа:-Провести обследование речи детей. Заполнение речевых карт. Коррекционно - развивающая.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы взаимодействия логопеда с семьей в коррекционно-образовательном процессе в условиях ДОУ
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 10:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД