Инна Силантьева
Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика не продолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, и способствует более быстрому вхождению в работу, ускоряет вхождение организма в деятельность. Утренняя гимнастика ежедневно компенсирует до 5% суточного объема двигательной деятельности детей, способствует развитию у детей силы, ловкости, координации движений, подвижности в суставах. Утренняя гимнастика способствует также хорошей организации начала дня.
Публикация «Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В теплые дни (при температуре не ниже + 10 градусов) утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе. Одежду детей необходимо постепенно облегчать
Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника.
При составлении и проведении утренней гимнастики в нетрадиционной форме следует учитывать структуру традиционной утренней гимнастики : вводная часть (различные виды ходьбы, прыжков, бега, основная часть (комплекс общеразвивающих упражнений, заключительная часть (спокойная ходьба, дыхательные упражнения).
Примерная продолжительность гимнастики (в мин).
Младшая группа - 6 минут
Средняя группа - 8 минут
Старшая группа - 10 минут
Подготовительная к школе - 12 минут
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно сюжетные, игровые и комбинированные формы проведения утренней гимнастики.
В старшем дошкольном возрасте гимнастика проводиться в форме круговых тренировок, оздоровительного бега, на полосе препятствий, с использованием нетрадиционного оборудования, ритмической гимнастики.
Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого – либо сюжета, например: «Машина», «В лесу», «В зоопарке» и т. д. в такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия (или деятельность) героя в соответствии с сюжетом.
Игровая утренняя гимнастика состоит из хорошо знакомых подвижных играх разной интенсивности. Для вводной части подбираются подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включают игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму.
Комбинированная утренняя гимнастика включает в себя подвижные и хороводные игры, танцевальные и ритмические движения, ОРУ и т. д. Такие комплексы, как правило, имеют характер итоговых.
Ритмическая гимнастика построена на комплексе упражнений, танцевальных движений, упражнений игрового стрейтчинга. Комплекс содержит разминку из циклических движений, танцевальных движений и хороводов. Нагрузка на организм ребенка в таких упражнениях очень высока, т. к. он выполняет одновременно два сопутствующих движения ( например: присядка с разведением рук). Заключительная часть утренней ритмической гимнастики включает в себя упражнения средней интенсивности. Утренняя ритмическая гимнастика несет большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под музыку и очень нравится детям.
Утренняя гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования. Это хорошо знакомые детям ОРУ, которые проводятся с использованием нетрадиционного оборудования, изготовленными своими руками.
Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки проводится в теплое время года и включает в себя чередование различных видов бега, ходьбы, подскоки и дыхательные упражнения. При этом воспитатель постепенно увеличивает расстояние, интенсивность, время, подбирает задания которые нужно выполнить по ходу движения. Важно правильно дозировать нагрузку, учитывая возростные и индивидуальные особенности ребенка.
Круговая тренировка состоит в основном из циклических и основных видах движений. Дети выполняют задания, двигаясь по кругу, от одной станции к другой. Такой вид гимнастики требует от ребенка высокого уровня самостоятельности и проводится в основном в старшем дошкольном возрасте.
Все перечисленные формы утренней гимнастики очень популярны среди тетей. Они с успехом решают поставленные задачи – формировать интерес и целостное отношение к занятиям физкультуры.
Комплекс ритмической гимнастики «Барбарики»
Вступление. Ходьба на месте.
1 куплет.
«Поднимание рук»
И. п. - о. с., руки внизу. В. - поднять руки вперед, вверх, в стороны, опустить.
«Повороты»
И. п. - о. с. руки на поясе. В. - поворот влево (вправо, руки развести в стороны.
Припев.
«Прыжки»
И. п. – о. с., руки на поясе. В. - прыжки ноги вместе. Ходьба на месте.
2 куплет.
«Наклоны в стороны»
И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. В. - наклон туловища влево (вправо)
«Мы танцуем»
И. п. - о. с., руки на поясе. В. - одновременно поднять ногу, поставить на пятку влево, рукой показать на носок, вернуться в и. п., тоже вправо.
Припев - повторить.
3 куплет.
«Приседание»
И. п. - о. с., руки на поясе. В. - присесть, руки вперед, вернуться в и. п.
«Наклон вниз»
И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. В. - наклон вперед - вниз к левой ноге, руки к носкам, вернуться в и. п.
Припев – повторить.
Проигрыш.
«Хлопок по коленям»
И. п. - о. с. В. - поднять вперед левое (правое) колено, сделать хлопок по ноге.
«Поглядим по сторонам»
И. п. - ноги шире плеч, руки опущены. В. - потянуться влево (вправо) посмотреть вдаль, руку приставить ко лбу.
Припев – повторить.
Игровая утренняя гимнастика
(средняя группа)
Вводная часть.
Игра «Иди ко мне»
Воспитатель предлагает детям выполнить ходьбу, следуя за ним в заданном направлении (направление движения меняется, «змейкой», по периметру, диагонали зала.
Игра «Самолеты»
По сигналу воспитателя «Самолеты полетели!» дети, имитируя полет, бегают по залу, руки («крылья»)держат в стороны, по сигналу «Самолеты на посадку!» - останавливаются, опускают руки.
Основная часть.
Игра «Затейники»
Дети ходят по кругу со словами: Ровным кругом, друг за другом,
Мы идем за шагом шаг.
Если можешь, делай так
Воспитатель предлагает детям самостоятельно (по очереди) придумать упражнения и выполнить со всеми вместе.
Игра «Зайцы и волк»
Выбирается водящий ребенок – «волк», все остальные «зайцы», которые выполняют имитационные движения с такими словами: Зайцы скачут: скок, скок, скок,
На зелененький лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли волк.
По окончании этих слов «волк» старается поймать (осадить) «зайцев».
Заключительная часть.
Игра «Найди флажок»
Дети поворачиваются спиной и закрывают глаза, воспитатель прячет флажок. По команде «Найдите флажок», поворачиваются и спокойным шагом ищут.
Утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки
(старшая группа)
Гимнастика проводится на улице в теплое время года.
• Ходьба в спокойном темпе (30 сек);
• с высоким подниманием колен (15 сек);
• ускоренная ходьба (30 сек);
• бег в спокойном темпе (15 сек);
• с ускорением (15 сек);
• ускоренная ходьба (30 сек);
• спокойная ходьба (30 сек);
• дыхательные упражнения.
Литература:
«Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения», «Детство-пресс» 2007 г.