Александра Мешкова
Нетрадиционные дидактические игры как средство математического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные дидактические игры как средство математического развития
(из опыта работы)
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. (С. Т. Шацкий)
Публикация «Нетрадиционные дидактические игры как средство математического развития» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эффективное развитие математических способностей детей дошколь-ного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Внедряя инновационные методы и формы работы на занятиях по мате-матике, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать пси-хическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функ-ции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.
Важным средством математического развития является игра. В работе с детьми мы стараемся использовать множество разнообразных методических материалов : методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это : логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.
На данном современном этапе, условия для формирования разносторонней и полноценной личности характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.
Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимо-отношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действии-тельности.
Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.
Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи.
Этапы знакомства детей с новой игрой на занятиях по математике
1 Этап: Внесение новой игры в группу.
Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 Этап: Собственно игра.
Цель: Развивать : логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
• Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
• Развивать пространственные отношения.
• Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
• Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
В соответствии с принципом наращивания трудностей преду-сматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.
Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер.
Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества; разбивать множества на подмножества.
Основными задачами использования логических блоков в работе с детьми по развитию мыслительной активности детей мы ставили:
1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
2. Развивать пространственные представления.
3. Развивать логическое мыш-ление, представление о мно-жестве, операции над мно-жествами (сравнение, разбие-ние, классификация, абстра-гирование).
4. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
Задания в играх можно усложнять или упрощать, используя большее или меньшее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали усвоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляю детям возможность самим познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками они установят, что фигуры имеют различный цвет, форму, размер, толщину.
Работа по формированию познавательных способностей, показала, что целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагаю детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).
Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, предлагаю игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.
Строгое следование одного этапа за другим не обязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, можно исключать или объединять некоторые этапы.
Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, стараюсь разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами.
Палочки Кюизенера (цветные числа) — это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Эти палочки представляют классы чисел
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысли-тельных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой.
Палочки Кюизенера вначале используютя как игровой материал.
Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают неодинаковость длины пало-чек.
Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. В эти игры можно играть одному, двоим, группой, всей семьей.
“Геоконт” – 1 из игр Воскобовича, оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.
Игра представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем “гвоздиками”, на которые в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый “гвоздик” имеет свои координаты (например Ж-2-желтый луч, второй “гвоздик”) Все развивающие игры центра объединяет некое сказочное пространство под названием Фиолетовый лес.
В Фиолетовом лесу у каждой игры есть своя область и свой сказочный герой. В “Геокопте” - это Чудесная Поляна Золотых Плодов и паук Юк со своими паучатами.
Одна из тайн Чудесной Поляны Золотых Плодов - это координатная сетка, с помощью которой создаются словесные модели всех уже появившихся на поле игры или еще только придуманных фигур. Квадрат - это К4-Ж4-Г4-Ф4.
Сказка “оживляет” геометрические понятия, делает их интересными и доступными для дошкольников. Ее сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания.
В практике широко использовались цифры из дидактической игры Воскобовича «Цифроцирк». С помощью весёлых изображений «цифрят- зверят» занятия по знакомству с цифрами носили не только познавательный, но и развлекательный характер. Дети с лёгкостью запоминали цифры, счёт.
Итак, использование нетрадиционного дидактического материала, как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у ребят, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.
Играя, взаимодействуя с играми на занятиях по математике, открывается мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.