Приложение МААМ

Нетрадиционные дидактические игры как средство математического развития

Александра Мешкова
Нетрадиционные дидактические игры как средство математического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционные дидактические игры как средство математического развития

(из опыта работы)

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. (С. Т. Шацкий)

Публикация «Нетрадиционные дидактические игры как средство математического развития» размещена в разделах

Эффективное развитие математических способностей детей дошколь-ного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Внедряя инновационные методы и формы работы на занятиях по мате-матике, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать пси-хическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимания, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функ-ции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения учебной программы.

Важным средством математического развития является игра. В работе с детьми мы стараемся использовать множество разнообразных методических материалов : методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это : логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

На данном современном этапе, условия для формирования разносторонней и полноценной личности характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь, на мой взгляд, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие дидактические игры.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимо-отношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действии-тельности.

Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.

Применяя в своей работе приведенные выше нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап нес в себе определенные цели и задачи.

Этапы знакомства детей с новой игрой на занятиях по математике

1 Этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 Этап: Собственно игра.

Цель: Развивать : логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.

• Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные отношения.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

В соответствии с принципом наращивания трудностей преду-сматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно – практический характер.

Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества; разбивать множества на подмножества.

Основными задачами использования логических блоков в работе с детьми по развитию мыслительной активности детей мы ставили:

1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

2. Развивать пространственные представления.

3. Развивать логическое мыш-ление, представление о мно-жестве, операции над мно-жествами (сравнение, разбие-ние, классификация, абстра-гирование).

4. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

Задания в играх можно усложнять или упрощать, используя большее или меньшее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали усвоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляю детям возможность самим познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками они установят, что фигуры имеют различный цвет, форму, размер, толщину.

Работа по формированию познавательных способностей, показала, что целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагаю детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству).

Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, предлагаю игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

Строгое следование одного этапа за другим не обязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, можно исключать или объединять некоторые этапы.

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, стараюсь разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, персонажами.

Палочки Кюизенера (цветные числа) — это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Эти палочки представляют классы чисел

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысли-тельных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой.

Палочки Кюизенера вначале используютя как игровой материал.

Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.

Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают неодинаковость длины пало-чек.

Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. В эти игры можно играть одному, двоим, группой, всей семьей.

“Геоконт” – 1 из игр Воскобовича, оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разнообразные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.

Игра представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем “гвоздиками”, на которые в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый “гвоздик” имеет свои координаты (например Ж-2-желтый луч, второй “гвоздик”) Все развивающие игры центра объединяет некое сказочное пространство под названием Фиолетовый лес.

В Фиолетовом лесу у каждой игры есть своя область и свой сказочный герой. В “Геокопте” - это Чудесная Поляна Золотых Плодов и паук Юк со своими паучатами.

Одна из тайн Чудесной Поляны Золотых Плодов - это координатная сетка, с помощью которой создаются словесные модели всех уже появившихся на поле игры или еще только придуманных фигур. Квадрат - это К4-Ж4-Г4-Ф4.

Сказка “оживляет” геометрические понятия, делает их интересными и доступными для дошкольников. Ее сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания.

В практике широко использовались цифры из дидактической игры Воскобовича «Цифроцирк». С помощью весёлых изображений «цифрят- зверят» занятия по знакомству с цифрами носили не только познавательный, но и развлекательный характер. Дети с лёгкостью запоминали цифры, счёт.

Итак, использование нетрадиционного дидактического материала, как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у ребят, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.

Играя, взаимодействуя с играми на занятиях по математике, открывается мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного развитияДидактические игры для сенсорного развития Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Нетрадиционные дидактические игры «Конструирование из карандашей»Нетрадиционные дидактические игры «Конструирование из карандашей» Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых – помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные дидактические игры как средство математического развития
Опубликовано: 28 марта 2022 в 23:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные дидактические игры как средство математического развития» (включая файлы) размещена пользователем Александра Мешкова (УИ 56510) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД