Марина Васильева
Нетрадиционная техника рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционная техника рисования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». В. А. Сухомлинский
«Рука развивает мозг» - это утверждение уже много раз доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает то, как развивается ребенок, свидетельствует о способностях. От того, насколько хорошо научится ребёнок маеипулировать своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования» размещена в разделах
Рисование - это вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным.
В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.
Рисование тесно связано со зрительными, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти
Таким образом, изобразительная деятельность играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
педагогических условий использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в воспитательно-образовательной деятельности детей раннего возраста как средства сенсорного развития.
Объект исследования - процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности как средства сенсорного развития детей раннего возраста
1. Развитие и укрепление мелкой моторики пальцев, кистей рук.
2. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
3. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
4. Создание развивающей среды в творческой деятельности.
5. Разработать методические рекомендации для родителей
Практическая значимость исследования заключается в подборе материалов для проведения дидактических игр, изготовлении игр и пособий, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста и составление методических рекомендаций для родителей.
Планируемый результат.
- Повышение уровня сенсорного развития детей через использование нетрадиционных техник рисования.
- Развитие сенсорики, воображения, наблюдательности, мелкой моторики рук и т. д.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
1.1. Сущность и характеристика понятия "сенсорное развитие"
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорное воспитание представляет в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и. Особое значение сенсорное воспитание приобретает в дошкольном детстве, т. к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причём основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию разнообразных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельнОсти.
под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Содержание и методы сенсорного воспитания опираются на ряд важнейших положений о сущности восприятия и его развитии у детей:
1) ощущения и восприятия рассматриваются не как рецепторные процессы, а как рефлекторные. Это значит, что ощущение и восприятие носят не пассивный характер зеркального отражения отдельных качеств предмета или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребенком сенсорными действиями;
2) развитие восприятия у ребенка рассматривается как процесс усвоения социального сенсорного опыта, как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей. Прежде всего, ребенок осваивается систему перцептивных (обследовательских) действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего, затем осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для своего сенсорного опыта (система геометрических форм, цветов, величин, материалов, звуков по высоте; нормы произношения в речи; система направлений и т. д.).
3) развитие восприятия происходит в процессе содержательных деятельностей: на первом году жизни оно связано с пр едметной деятельностью ребенка, а в дальнейшем - с более сложными видами деятельности: изобразительной, конструктивной, игровой, трудовой, учебной. Сенсорное развитие ребенка и развитие различных видов его деятельности тесно взаимосвя
Содержание сенсорного воспитания - круг свойств и качеств предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком; он определяется многообразием как особенностей окружающего мира, так и видов д
Глава II. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
2.1. Разработка критериев, уровней и показателей оценки сенсорного развития детей раннего возраста
В данном параграфе рассматриваются основные задачи по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет, на основе которых определяются критерии и показатели, позволяющие определить уровень сенсорного развития ребенка.
Ребенок в 2-3 года должен уметь:
Форма
Уметь ориентироваться в трех формах (шар – куб, кубик –
кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе взрослого
Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце
Уметь группировать однородные объекты, ориентироваться на слова «такой», «не такой»
Цвет
Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету, т. е. соотносить их.
Уметь называть 4 цвета
Находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый, т. е. понимать название цветов
Размер
Уметь нанизывать и снимать трёх-четырех размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу каждой величины
Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – мале
2.2. Разработка комплекс занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши в возрасте 1-2 лет еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.
К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.
Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.
Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.
Ход работы:
1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик в баночку с краской.
2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте несколько точек.
3. При смене цвета пальчик промываем в мисочке.
Варианты работ:
Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.
Метод «отпечатки листьев».
Осенью так и хочется набрать красивых опавших листьев и принести их домой. Листья можно засушить, но тогда они станут ломкими. Для данной техники рисования нужно использовать свежесобранные листья. Ребенок может сделать отпечатки листьев с разных деревьев. И все они будут выглядеть как настоящие.
Материалы:
Альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, широкая кисть, баночка с водой, клеенка (подложить под раскрашиваемые листья).
Ход работы:
1. Берем листик клена, кладем его гладкой стороной на клеенку и обильно закрашиваем изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета.
2. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребенок не двигал прижатый листик.
3. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не пропечатанных местах.
Метод «силуэтный (тампонирование)».
Перед тем, как научить ребенка обводить силуэты карандашом, познакомьте его с другим увлекательным способом передачи контуров предмета – тампонированием. Это намного легче и впечатлительнее!
Получается, как фокус. Поднимаешь шаблон и видишь на бумаге пушистый, легкий, воздушный, прозрачный контур, а дальше остается довести его до задуманного образа.
Материалы:
- альбомный лист, вырезанный из картона силуэт медвежонка, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью, поролоновый тампон (или тампон из марли, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
1. Прикладываем силуэт к листу бумаги придерживаем его левой рукой.
2. В правой руке – поролоновый тампон. Набираем на него гуашь и методом «тычка» легкими прикосновениями тампона обводим силуэт по контуру.
3. Осторожно убираем шаблон и получаем на бумаге четкий и ясный силуэт медвежонка.
4. Тонкой кисточкой оформляем медведю мордочку, дорисовываем мелкие детали.
Варианты работ:
С помощью такого тампонирования удобно передавать контуры пушистых животных: зайчат, цыплят, бельчат, щенят или добрых снеговиков.
Рисование ладошками.
Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно создавать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.
Материалы:
- альбомный лист или цветная бумага любого цвета, широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками, гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.
Ход работы:
1. В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.
2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.
3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".
4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например, свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.
Варианты работ:
Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист.
Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.
Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек, большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).
Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.
Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата.
Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.
1. Рисование пальчиками «Листопад, листопад» (коллективная работа)
Цель:
1. учить детей рисовать пальчиками;
2. учить узнавать и называть жёлтый цвет;
3. вызвать эмоциональный отклик от рисования;
4. развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус;
5. воспитывать аккуратность.
2. Рисование на манной крупе
Цель:
1. знакомить детей с новым способом рисования по манной крупе;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
3. Рисование ватными палочками «Украшаем чашечку»
Цель: Учить детей рисовать ватными палочками, правильно держать её тремя пальчиками, набирать краску на кончик, лишнюю убирать краску о край баночки, рисовать «тычком»;
4. Рисование ладошками «Солнышко лучистое»
Цель: Учить детей рисовать ладошкой.
5. Рисование поролоновой губкой «Воздушные шары»
Цель: учить рисовать поролоновой губкой, развитие мелко моторики рук.
6. «Веточка рябины» Рисование пальчиками
Цель: Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. - листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;
7. Рисование ладошками
Цель: Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 144с
Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Л. Н. Павловой.