Людмила Харизина
Нетрадиционная форма проведения утренней гимнастики под музыкально-ритмическую композицию
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционная форма проведения утренней гимнастики под музыкально-ритмическую композицию.
Утренняя гимнастика- это отличный способ приобрести заряд энергии, прилив сил и бодрости. Она способствует физическому развитию, укреплению двигательного аппарата. Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, велико ее организационное значение. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине и порядку. Так же у детей, регулярно занимающихся утренней гимнастикой значительно лучше происходит сопротивляемость организма к болезням. Но не все малыши хотят выполнять утреннюю гимнастику, капризничают, протестуют, но как только слышится звук детской песенки или танцевальной композиции, у детей улучшается настроение. Музыка позволяет малышам вести себя раскованно, появляется радость в движениях и выразительное выполнение, улучшается эмоциональный настрой детей. Эмоциональная разрядка позволяет детям более гармонично развиваться и укрепляет их психическое здоровье.
Публикация «Нетрадиционная форма проведения утренней гимнастики под музыкально-ритмическую композицию» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Укрепить здоровье детей, создавая положительный эмоциональный настрой за счет систематического, профессионального проведения основной образовательной деятельности, основанной на инновационных формах и методах воспитания.
Задачи: Способствовать художественно-эстетическому развитию; развивать психические процессы (внимание, память, воображение); учить детей владеть своим телом, согласовывать движения с музыкой; совершенствование двигательных навыков и общей физической подготовки.
Функции музыкального сопровождения утренней гимнастики.
Музыка при выполнении зарядки в детском саду выполняет ряд функций:
- сигнал к началу и завершению упражнений. Мелодия помогает детям сориентироваться, когда начинать движение, а когда пора остановиться. Младшим дошкольникам бывает сложно сориентироваться по словесной команде воспитателя, поэтому все движения на зарядке с воспитанниками 1,5–4 лет выполняются под музыку;
- определение темпа элементов зарядки: маршировки, бега, прыжков, наклонов, поворотов, махов. Группа должна синхронно выполнять движения. Ориентироваться на ритм музыки детям доступнее, чем на движения одногруппников. Во время ходьбы не собьёшься, если шагаешь в ритм звучащему маршу;
- указание на характер упражнений. Медленная мелодия подразумевает плавные движения, быстрая — ритмичные действия. Музыка способствует выразительному выполнению зарядки, дети стремятся делать упражнения не механически, а эмоционально;
- развитие музыкальных способностей. Музыка сопровождает ребят на различных занятиях и мероприятиях в детском саду. Воспитанники учатся слушать и понимать мелодии и песни на занятиях с музыкальным руководителем, во время подготовки к утренникам, на тематических досугах, в театральном уголке.
Умение воспринимать красоту музыки приходит постепенно. Аудиозарядка развивает у детей чувство ритма, способность распознавать эмоциональные интонации мелодии и их оттенки;
- терапевтический эффект. Прослушивание музыки создаёт бодрое настроение, препятствует переутомлению и появлению негативных эмоций.
- прослушивание музыки, помимо всего прочего, оказывает положительное воздействие на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Применение музыкального сопровождения в процессе обучения физическим упражнениям зависит от этапов их разучивания. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие. После показа упражнения дается ее характеристика. Например, воспитатель показывает упражнение с обручем в сопровождении «Вальса» Б. Асафьева, затем говорит: «Музыка спокойная, певучая, негромкая, и движения должны быть мягкими, неторопливыми, плавными». Разучивание отдельных элементов движения проводится без музыки, так как ее восприятие на этом этапе снижает сознательное управление двигательными навыками и может привести к механическому их воспроизведению. Когда упражнение освоено, его вновь проводят с музыкальным сопровождением. Такая методика обучения повышает точность, четкость выполнения движений, выразительность. В качестве музыкального сопровождения основных видов движений упражнений используются народная, классическая музыка, сочинения советских и зарубежных авторов.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики предварительно разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музыкального сопровождения. Воспитатель может проводить его с музыкальным сопровождением только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движения и могут подчинить его музыке. Например, постепенно вводится музыка в выполнение дыхательных действий, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами).
Музыка для музыкально-ритмических композиций подбирается с учетом возрастных, физических и психических особенностей детей. Используются песни российских и зарубежных исполнителей, а так же современных детских групп, таких как «Барбарики», «Непоседы», «Волшебники двора», «Талисман», хор «Великан» и другие
Одна музыкально-ритмическая композиция рассчитана на 1-2 недели, в зависимости от сложности выполнения.
Список используемых музыкально-ритмических композиций:
1. «Буратино».
2. «Белая березка».
3. «Бескозырка белая».
4. «Птичка польку танцевала».
5. «Чунга-чанга».
6. «Недетское время».
7. «Песенка про дождик».
8. «Волшебный цветок».
9. «Мир, который нужен мне».
10. «Весёлые путешественники».
Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения. Перед выполнением упражнений в сопровождении музыки дети должны прослушать музыкальное произведение в целом, воспринять художественный образ, проникнуться им, почувствовать характер произведения. Затем педагог обращает их внимание на художественные особенности произведения, средства музыкальной выразительности (темп, динамику, метроритм). Это помогает детям понять характер выполняемых ими движений. Иногда музыкальное произведение имеет доступный для дошкольника ритмический рисунок, который он может отметить (в умеренной форме) в легких хлопках, притопах. Все это развивает у детей чувство ритма, координацию, быстроту ответной реакции.
Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, содействуя его общему оздоровлению и формированию правильной осанки, воспитывает художественный вкус, любовь к движениям, вызывает у детей положительный эмоциональный тонус.
Пример музыкально-ритмической композиции «Птичка польку танцевала»
Птичка польку танцевала… - И. п. о. с,руки опущены вниз,пальчики вместе
В: покачивание из стороны в сторону с поворотом вокруг себя
Хвост на лево…. И. п. то же
В: наклон туловища вперед-влево, руки назад (показать хвостик)
Наклон туловища вперед-вправо, руки назад (показать хвостик)
Два жука на барабане… И. п. о. с, руки на поясе
В: имитация игре на барабане справа
Имитация игре на барабане слева
Хвост на лево… повтор упр.
Это полька Карабас… И. п. О. с. руки напряжены внизу, ладонями наружу В: прыжки, с выбрасыванием прямых ног вперед,поочередно
Проигрыш: И. п. о. с
В: 3 хлопка около правого уха, 3 хлопка около лев. уха
3 хлопка по коленочка,3 хлопка перед собой
Кружение вокруг себя на прямых ногах, руки опущены и напряжены ладонями наружу.
Музыкально-ритмическая композиция «Чунга-чанга»
Начало: (проигрыш) И. п. о. с., руки на поясе
В: полуприседания влево и вправо с поворотом туловища влево и вправо
Наклоны головы влево и вправо
1 куплет: И. п. руки к плечам ладонями наружу
В: потянуться вверх на носочках, руки вверх справа
В: потянуться вверх, руки вверх в левую сторону
В: руки в стороны,и. п,руки вверх, и. п. - 2,3 раза
Припев: И. п. о. с. ,руки на поясе
В: повороты туловища вправо,влево, руки на поясе
И. п. о. с., руки к плечам ладонями наружу
В: наклон вперед, коснуться руками левой ноги, и. п
На проигрыше-вращательные движения тазом, опускаясь вниз
-руки вверх, вращательные движения ладонями вверху
2 куплет: «Тарелочки»
И. п. ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед.
В: махи руками вверх, вниз поочередно, касаясь ладошек.
И. п. ноги на ширине плеч, руки за спиной в замок
В. Наклон туловища вперёд, руки вверх,и. п
3 куплет: И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе
В: прыжки ноги врозь, ноги вместе
И. п. одна нога вперед,одна назад
В: прыжки попеременно меняя ноги назад и вперед.
Конец песни-руки вверх