Шилёнок Мария Михайловна
Конспект открытого урока по астрономии для начальных классов «Познакомьтесь — это планетарий!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр «Пульс» г. Валдай»
Конспект открытого урока по астрономии для начальных классов
Тема: Познакомьтесь - это планетарий!»
Автор составитель:
Педагог дополнительного образования
МАУДО Центр «Пульс»
Шилёнок Мария Михайловна
г. Валдай
2024
План.
1 Приветствие
2. Астрономия, что это за наука и для чего она нужна?
Публикация «Конспект открытого урока по астрономии для начальных классов „Познакомьтесь — это планетарий!“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Планетарий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Кто бы из вас хотел побывать в космосе?
4. Загадка про планетарий.
5. Письмо детям от астронома (раздача билетов в планетарий)
6. История планетария России (когда появились)
7. Старейшие планетарии России (фото)
8. Физкультминутка перед «Отправлением»
9. Поездка в планетарий.
10. Техническое оборудование планетария (фото)
11. Вопросы детям: (про космос)
12. Рассказать детям интересные факты про: (Землю, Солнце, Луну, планеты солнечной системы сопроводить звуками космоса)
13. Завершение путешествия: (Задать вопросы детям по пройденному занятию) Возвращение назад.
14. Рефлексия (Кому понравился урок поднять билетики вверх)
Подарки детям (Книга, наклейки)
Слайд 1 Здравствуйте дети! Давайте знакомиться. Меня зовут Шилёнок Мария Михайловна. Я педагог из города Валдай. В городе Валдай я, преподаю нескучные уроки астрономии в объединении «Юный астроном»
Слайд 2 Астрономия – это замечательная наука, которую полезно изучать не только взрослым, но и детям.
Астрономия – это наука, изучающая космическое пространство и объекты, находящиеся в нем, а также происходящие изменения со звездами и галактиками. Наука включает не только изучение процессов, протекающих на Земле и в нашей Солнечной системе. Астрономия занимается изучением всех планет, объектов и частиц энергии, движущихся по Вселенной.
Слайд 3 Какое событие отмечалось 12 апреля?
Ответы детей
На нашей планете много интересных мест, а сколько их в Космосе – вообще не счесть! А потому, здорово было бы отправиться в космическое путешествие, не правда ли?
На сегодняшний день за 56 лет освоения космического пространства более 500 космонавтов побывали в Космосе и смогли с Орбиты взглянуть на нашу голубую планету. Получается, что примерно 10 космонавтов в год отправляются в Космос. Потому как дело это не легкое, требующее особой подготовки. И не многие способны пройти все испытания, выдержать все экзамены. Есть среди вас те, кто желает попробовать свои силы? Возможно, кто-то из вас сможет стать самым молодым космонавтом за всю историю Космонавтики. Ну, раз желающих много, то я приглашаю вас на экскурсию, но прежде чем поехать, я вам загадаю загадку про то место, куда мы с вами отправимся
Слайд 4. Загадка про планетарий
В нём от скуки не уснём,
Звёзды днём и ночью в нём,
В нём узнаем всё на свете
О движении светил,
Любят это место дети,
Но а ты, купив билетик,
Это место посетил? (Планетарий)
Дети: - Это планетарий!
Педагог: Да, действительно, это планетарий.
Педагог: Кто – нибудь, из вас был в планетарии? Ребята, а как вы думаете, что такое планетарий, и что в нём можно увидеть?
Ответы детей.
Педагог: Почему у здания планетария крыша в виде купола?
Ответы детей.
Педагог: Какие вы молодцы, я вижу, что вы очень дружные.
Слайд 5. Ребята, у меня же для вас письмо от моего знакомого, учёного – астронома. Давайте поскорее откроем и прочтём его. (Педагог вскрывает конверт и зачитывает письмо)
Письмо.
Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам учёный астроном.
В марте проходил праздник «Международный день планетариев, поэтому вы просто обязаны посетить планетарий и познакомится с космосом поближе.
Педагог: Ребята, в конверте не только письмо, тут ещё что - то есть…
(педагог достаёт билеты на экскурсию в планетарий)
Педагог: Ого, не чего себе, ребята это же билеты в планетарий!
(Педагог раздаёт билеты детям)
Педагог: Но, прежде чем отправится с Вами на экскурсию, я расскажу вам историю возникновения планетариев в России
Слайд 6. История планетария
Педагог: Международный день планетариев ежегодно отмечается во второе воскресенье марта. Первоначально международный день планетариев проводили в ближайшее воскресенье перед весенним днём равноденствия. А, кто знает, что такое день весеннего равноденствия?
Ответы детей:
В 2023 – 2025 годах планируется дата проведения планетариев на 7 мая, чтобы её можно было привязать к знаменательной дате истории планетариев. Началу регулярной работы первого планетария в немецком городе Мюнхене 7 мая 1925 года.
Планетарий – это специальное здание или демонстрационный зал со сложным оптическим оборудованием, в котором на потолке создаётся достоверная картина звездного неба, воссоздаётся картина солнечных и лунных затмений, метеоритного дождя, пролёта кометы и других астрономических явлений.
В нашей стране первый планетарий был открыт в 1929 году в Москве. Сегодня Московский планетарий является не только одним из старейших, но и одним из наиболее крупных в мире. При нём оборудованы небольшая обсерватория и музей с разнообразными физическими приборами, в том числе маятником.
Слайд 7. В России на сегодняшний день существует 61 планетарий. Вот самые старейшие и необычные. рассказ педагога сопровождается фото – слайдами)
1. Саратовский планетарий был открыт 23 мая 1948
2. Волгоградский планетарий открыт 19 сентября 1954 на улице Гагарина. Один из красивейших и крупнейших планетариев в России. В Волгоградском планетарии есть огромный, красивейший звёздный зал! Этот зал может вместить в себя 450 зрителей. На аппарате размещено 99 проекторов, с помощью которых одновременно можно увидеть более 6 тыс. звёзд и планет.
Проекционный аппарат обладает разнообразными техническими возможностями. С его помощью можно наблюдать движение небосвода, вид звёздного неба с любой точки Земли в различный момент времени, а также такие природные явления, как восход и заход Солнца, полярное сияние, полёты комет и метеоров. Возможность имитировать полёты в космическом пространстве позволяет зрителям наблюдать звёздное небо с поверхности Луны или какой-либо планеты, например, оказаться вблизи Юпитера, или увидеть Солнечную систему со стороны. С помощью специального прибора, трансфокатора, зрители также могут наблюдать созвездия с различной степенью приближения.
3. Ленинградский планетарий (Планетарий в Санкт Петербурге)Планетарий был открыт в здании 4 ноября 1959 года/
В планетарии работают 7 стационарных залов (Звёздный зал, небольшая астрономическая Обсерватория, зал «Космическое путешествие», зал «Планетка», Лаборатория Занимательных Опытов, зал Кругозор, зал Занимательных иллюзий.
4. Владимирский планетарий. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил легендарный полёт в космос. Уже через год после первого полёта человека в космос – 28 апреля 1962 года в городе Владимире.
Слайд 8. Прежде чем вы отправитесь, нужно соблюсти ряд правил, чтобы не было хауса.
- Не шуметь
- Не кричать
- Выполнять задания по команде
Готовы?
Дети: - Да!
Педагог: предлагаю не терять время, а скорее отправляться в путь, но прежде чем отправится, покажите мне какие вы сильные! Встаём из – за своих парт и повторяем за мной.
Физкультминутка
На луне жил звездочёт (Смотреть в телескоп)
Он планетам вёл учёт (Указательным пальцем считать планеты)
Меркурий раз (описать круг рукой)
Венера – два (хлопок)
Три Земля, четыре Марс (присесть, встать)
Пять – Юпитер, шесть - Сатурн (Наклоны вправо и влево)
Семь – Уран, восемь – Нептун (Наклоны вперёд – назад)
Девять – дальше всех Плутон (Подпрыгнуть на месте)
Кто не видит – выйди вон!
Сесть за парты. (на места в соответствии с билетом в планетарий)
Педагог: Отдохнули, теперь двигаемся дальше.
Слайд 9. На экране появляется автобус, а затем воссоздаётся здание планетария. Столицы – Москва.
Дети включают воображение и представляют, что они едут к зданию планетария на этом автобусе.
Пока дети едут педагог делает сообщение, что едут они в самый первый и старейший планетарий столицы Москва
В нашей стране первый планетарий был открыт в 1929 году в Москве. Сегодня Московский планетарий является не только одним из старейших, но и одним из наиболее крупных в мире. При нём оборудованы небольшая обсерватория и музей с разнообразными физическими приборами, в том числе маятником.
Детям показан слайд с московским планетарием.
Ну вот мы и приехали. Выходим, не шумим, не толкаемся, соблюдаем правила поведения. (Дети представляют, что они вышли из автобуса и остановились у здания планетария)
Педагог: теперь, давайте заглянем в само здание планетария и посмотрим, что же, там? Дети мысленно заходят в здание планетария и рассматривают обстановку.
Слайд 10. На экране воспроизводится остановка внутри здания.
Педагог показывая рукой на экран интересно и подробно даёт описание того как устроен планетарий.
Важнейшими составляющими для любого планетария являются :
полукруглый купол, имитирующий небесную сферу;
проекционная установка, посылающая световые лучи на купол для получения изображений звёзд, планет и других небесных тел.
Что можно увидеть в планетарии?
Основным зрелищем, ради которого планетарии были задуманы, до сих пор остаётся картина звёздного неба, сопровождаемая лекцией по астрономии. В планетарии можно научиться распознавать основные созвездия, отыскивать на небе планеты и самые крупные звёзды, отличать спутники от звёзд и планет.
Слайд 11 Вопросы детям про вселенную (Земля, Солнце, Луна)
Как называется наша планета (Земля, круглая в форме шара. Мы земляне. Земля относится к солнечной системе. Солнечная система, это восемь планет, вращающихся вокруг одной звезды Солнца.
На самом деле форма Земли – не идеальный, а слегка сплюснутый сверху и снизу шар. Поверхность нашей планеты тоже не такая идеально гладкая, как мы видим на картинке. Не удивительно, ведь на Земле много гор и больших впадин.
В ядре Земли содержится большое количество золота. Если изъять весь драгоценный металл из недр, то удастся полностью покрыть планету слоем в 45 см. Это примерно половина роста пятилетнего ребенка.
Факты про Солнце.
Солнце - это источник тепла и света. От солнышка тепло.
Если не будет солнца, будет темно и жизнь на земле угаснет.
Наше Солнце - это огромный шар великан.
У Солнца есть своя семья - это планеты.
В семье Солнца восемь планет.
Все они разные по размеру и меньше Солнца.
Каждая планета имеет свой путь и с неё никуда не уходит.
Этот путь называется орбита.
Все планеты движутся вокруг Солнца по кругу, но на разном расстоянии.
А Солнце не двигается, оно всегда находиться на одном месте, вращаются только планеты.
Всё это называется Солнечной системой.
Солнце определяет экологию планеты.
Без Солнца не была бы воздуха, необходимого для жизни.
Важнейшая особенность Солнца в том, что около него возникла наша планета и на ней появилась жизнь.
На нем очень сильная гравитация. Согласно ученым, исследующим эту звезду, гравитация на ней в 28 раз сильнее, чем на Земле. Например, если бы человек массой в 100 кг ступил на Солнце, понятно, что в действительности такое никогда не произойдет, то он бы весил 2800 кг.
Если теоретически представить, что оно перестало светить, то будет наблюдаться следующее: в первую же неделю температура на Земле опустится до -18 градусов по Цельсию. Через год стабильная температура на Земле будет -73 градуса по Цельсию и она продолжит падать, что приведет к вечной мерзлоте и вымиранию всего живого на планете.
Слайд 12. Подведение итогов: После проведённого занятия дети делают гимнастику для глаз
Урок завершается, и дети отправляются в класс на виртуальном автобусе.
Когда дети «прибыли» в класс педагог предлагает ответить на вопросы для того, чтобы закрепить свои знания.
1. Что такое Астрономия?
2. Кто нам передал письмо – приглашение?
3. Сколько планетариев существует в России?
4. Какой планетарий мы сегодня посетили?
5. Что вам больше всего понравилось в планетарии?
6. Про какие планетарии вы сегодня узнали?
7. Что нового и интересного вы узнали про Землю, луну, Солнце?
Хотите ли вы посетить планетарий вживую?
Рефлексия: Дети поднимают вверх билетик, если им понравилось занятие
Заключение.
Ребята, я очень рада, что посетила ваш класс и провела с вами интересное занятие. Вы большие молодцы, отлично справились с заданием, ответили на все вопросы, хорошо работали, на ваших лицах, я увидела интерес, любопытство и восторг.
Педагог: Я Вам всем хочу пожелать удачи, стремится к новым знаниям, узнавать много нового, быть дружным классом.
Педагог: До свидания ребята
Дети: До свидания